Главная Новости Политика Отступать некуда – впереди Москва
commentss НОВОСТИ Все новости

Отступать некуда – впереди Москва

30 декабря 2004, 13:30
Поделитесь публикацией:
Отступать некуда – впереди Москва

Виктор Ющенко пообещал, что его первый зарубежный визит в качестве лидера украинского государства будет в Россию. Практически то же самое делали все высшие должностные лица стран СНГ...

Политические аналитики традиционно иронично называли такие визиты "смотринами". Но предстоящая поездка В.Ющенко в Москву будет иметь свою специфику: Кремлю во второй раз придется вытерпеть приезд главы государства, избранного вопреки его воле (первым стал грузин Михаил Саакашвили). Именно с этой точки зрения руководитель избирательной кампании В.Ющенко Александр Зинченко считает предстоящий московский визит победителя президентских выборов в Украине очень важным для нового украинского президента в морально-психологическом плане.

Приезд Ющенко в Москву состоится, надо полагать, в середине – второй половине января, вскоре после инаугурации. Время, что называется, в самый раз: российский политический истэблишмент сейчас находится в состоянии основательного политического шока, от которого отойдет, судя по всему, не скоро.

Многие авторитетные московские эксперты рассматривают итоги украинских выборов как серьезное поражение российской внешней политики.

Основная причина этого поражения, по мнению директора российского Института национальных стратегий Станислава Белковского, заключается в том, что Кремль так и не смог за последние 13 лет выработать ни собственной геополитической стратегии по отношению к Украине, ни привлекательного для обеих стран геополитического проекта со взаимовыгодной перспективой. Вместо этого связанные с Кремлем бизнес-структуры проталкивали в Украине своего главного инвестора, коим был Виктор Янукович.

Теперь наступает похмелье: глава фракции "Родина" в Госдуме Дмитрий Рогозин всерьез обеспокоен возможным ростом антироссийских настроений в Украине после выборов, но, скрепя сердце, признает, что для этого у наших граждан есть достаточно оснований. Слишком уж все, по его словам, "топорно" было. Действительно, и Кобзон тут крутился не в меру, и сам Владимир Путин превратился в откровенного агитатора за преемника Кучмы. Грузинскую "революцию роз" Кремль еще с горем пополам "проглотил" – прежний ее лидер Эдуард Шеварднадзе и так не отличался особой благонадежностью, все больше на НАТО поглядывал. Иное дело Украина – это рядом, это как-никак "братский народ", чья политическая элита отправлялась в Москву либо каждый раз, когда Запад поворачивался к Украине спиной, либо когда "доставала" собственная оппозиция. И тут, как говорится, на тебе…

Так или иначе, но "оранжевая революция" поставила Кремль перед необходимостью поиска нового способа выстраивания отношений на всем постсоветском пространстве. "Это сигнал России о том, что нужно научиться быть лидером, но не гегемоном", отметил российский политолог Андрей Окара.

Новая элита Украины, формирующаяся вокруг лидеров "оранжевой революции", претендует на то, чтобы не быть столь же подконтрольной Москве, как прежняя. Поэтому предстоящий визит В.Ющенко в Россию станет для российской власти, выражаясь словами руководителя российского Центра политических технологий Игоря Бунина, началом адаптации к новой реальности после болезненной для Кремля победы правоцентристского кандидата. А адаптироваться будет непросто. Так, В.Ющенко с порога заявил, что первостепенными он считает не проект "Единого экономического пространства", а интеграционные процессы с Европой, и что постсоветские инициативы "не должны блокировать наш путь к европейской интеграции". Следующим сигналом стало заявление Александра Зинченко о необходимости существенного пересмотра стратегических проектов на просторах СНГ, в которые Украина оказалась вовлечена за последние годы. Речь идет прежде всего о ЕЭП и газотранспортном консорциуме (ГТК).

Не следует также забывать, что Украина намеревается получить из рук США либо ЕС статус страны с рыночной экономикой и войти во Всемирную торговую организацию. Правда, для этого предстоит доказывать, как и при Кучме, что ЕЭП не противоречит ни одной цели, ни второй.

Таким, очевидно, будет лейтмотив Киева на предстоящих украинско-российских переговорах на высшем уровне. Задача же России – убедить Киев "не слишком интегрироваться" в западном направлении и, кстати, не торопиться в ВТО. Ведь это только для красного словца Кремль утверждает, что нормально воспримет вхождение Украины в мировое торговое сообщество раньше России. Потому что как только это произойдет Украина, в случае обретения в рамках ЕЭП вожделенной зоны свободной торговли, завалит Россию и соседние с ней страны транзитными товарами из Европы, поставив под удар российского производителя.

Россиян может утешить то, что пересмотр проектов ЕЭП и ГТК не значит отказа от них. Благо, В.Ющенко уже подтвердил, что все международные соглашения, подписанные Украиной, остаются в силе. Хотя и в самой Украине и "единое экономическое", и ГТК успели стать достаточно одиозными. Правда, одиозность эта обусловлена не столько их "кабальной" направленностью, сколько недостаточной прозрачностью, кулуарностью их разработки и "доводки". Достаточно вспомнить, как правительство А.Кинаха пыталось под давлением Кремля "протащить" проект ГТК, минуя парламент. С другой стороны, если взять то же ЕЭП, то никто в команде Ющенко не отрицает, что Украине нужна зона свободной торговли и с Россией, и с другими странами СНГ. Потому что основной рынок сбыта украинской готовой промышленной продукции находится именно там. А вот Совет глав государств "единого экономического", являющийся наднациональным органом, таможенный союз, единая финансово-кредитная политика стран "четверки" новый официальный Киев решительно не устроят, поскольку это не согласуется с положениями Конституции Украины о суверенитете страны.

В порядке напоминания заметим, что президенты Украины, России, Белоруссии и Казахстана решили не заниматься этими вопросами до завершения президентских выборов в Украине – чтобы не "подставлять" кандидата в президенты Виктора Януковича. Что ж, уже, видимо, не займутся…

Что же касается ГТК, то статус транзитной державы сулит немалые выгоды любой стране – все зависит от того, как его реализовать и как определить меру допустимого компромисса с партнерами. Кстати, сейчас мало кто помнит, но сама идея проекта транспортировки российского и туркменского газа в Западную Европу возникла еще в бытность В.Ющенко премьер-министром Украины. Иное дело, что команда нового президента заявляет о намерении пересмотреть схему сотрудничества в газотранспортной сфере, разработанную кабинетом Януковича. Это означает как минимум то, что в Москве Ющенко может поставить вопрос о поднятии тарифов на прокачку газа по территории Украины. Следующим шагом станет внесение Киевом тарифных корректив в проект ГТК. Но в качестве ответного хода России ничто не помешает отказаться от поставок газа в Украину по принципу взимания НДС по стране назначения. А это один из краеугольных камешков отношений России и Украины в рамках "единого экономического". В ЕЭП, таким образом, будет вбит "газовый клин". Неслучайно ведь президент российского фонда "Политика" Вячеслав Никонов пророчит реанимацию российско-украинской "газовой войны".

Пересмотр Украиной своих позиций возможен не только в отношении ЕЭП и транзиту энергоносителей, но и по проблемам военно-промышленного комплекса, размещения российского Черноморского флота в Крыму, сотрудничества в военно-космической сфере и пр. Так, "оборонки" обеих стран весьма плотно завязаны друг на друге, причем российская зависит от украинской в большей степени. По данным Центра Разумкова, украинский ВПК на 40% связан с Россией. В свою очередь более 80% мощностей ВПК бывшего СССР (львиная доля которых приходится на Россию) без кооперации с Украиной и другими странами СНГ смогут выпускать не более 17% военной продукции и продукции двойного назначения. Вместе с тем Украина может более активно продвигать свои позиции на рынке вооружений. И России на предстоящих переговорах с новым президентом Украины важно убедиться в том, что достигнутые ранее договоренности об избежании конкуренции на этом рынке останутся в силе. Однако не секрет, что устойчивые позиции на рынке вооружений – признак могущества любого государства, а Украина сейчас входит в первую пятерку мировых экспортеров оружия. И вряд ли упустит шанс еще больше укрепить свои позиции.

Сдается, что в целом линия поведения Украины в СНГ, которую до недавнего времени декларировал Леонид Кучма, будет продолжена и Виктором Ющенко: участие в постсоветских проектах Украина будет принимать до тех пор и в той мере, пока они будут ей выгодны, пока не будут задевать ее государственность и экономическую безопасность. Отличие будет только в том, что команда Ющенко, в силу своей "евронаправленности", будет следовать этой линии более четко, без допускавшихся при Кучме колебаний, обусловленных как внешне- так и внутриполитической конъюнктурой. Однако это нелегко, поскольку Россия будет во всю использовать фактор экономической зависимости Украины от нее, в особенности по энергоносителям. Украина же, вероятнее всего, задействует в качестве паритетных евроинтеграционные факторы.

Итак, основные вызовы двум странам в новых политических реалиях славянской части СНГ сводятся к следующему. Москва, увы, должна признать неизбежность последовательного движения Украины в направлении Европы. Равно как и то, что Украина, хотя и подсаженная на российскую нефтяную и газовую иглу, попытается стать серьезным геополитическим соперником России. Последняя же, чтобы сохранить лидерские позиции на постсоветском пространстве, должна предложить Украине выгодные геополитические проекты, которые бы, с одной стороны, гармонизировали с украинским евроатлантизмом и, с другой, не противоречили российским интересам. Киеву логичнее всего будет использовать свои "еврорычаги" для укрепления позиций на территории СНГ и для начала добиться пересмотра совместных с Россией стратегических проектов в соответствии со своими национальными интересами. Но чтобы обе стороны смогли выполнить эти задачи с наименьшим ущербом для себя, вполне разумным, на наш взгляд, выглядит предложение депутата российской Госдумы, председателя Общественного Совета украинско-российского сотрудничества Вячеслава Игрунова президентами Украины и России создать некий реестр национальных интересов двух стран, чтобы затем выяснить, где они совпадают, а где расходятся. Тогда наши отношения обретут действительно рациональный характер, а не будут строиться на эмоциях и сиюминутной политической выгоде – чаще всего призрачной.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!