УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Кому мешают украинские дипломаты в Приднестровье?

0

В начале января 2004 года молдавская сторона ввела особый усложненный порядок посещения Приднестровья представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Молдова.

Что это – попытка обезопасить иностранный дипкорпус или стремление усилить контроль за сепаратистским режимом в Приднестровье накануне судьбоносных для Молдовы выборов?

Не прошло и месяца после последней встречи представителей пятистороннего переговорного формата в Вене, как официальный Кишинев выдал совсем недипломатический «реверанс».

6 января Министерство иностранных дел Республики Молдова распространило ноту, согласно которой молдавская сторона ввела практику предоставления «специальных разрешений» на поездки в Приднестровье аккредитованным в Кишиневе дипломатическим, консульским и административно-техническим сотрудникам представительств иностранных государств, а также членам официальных делегаций, пребывающим в Молдову. Таким образом, все визиты дипломатического, консульского, административно-технического персонала дипломатических миссий на территорию, подконтрольную приднестровской стороне, будут осуществляться лишь на основе специальных разрешений, которые будут выдаваться МИД Молдовы.

Но это еще не все. Дальше - больше.

МИД Республики Молдова в императивном порядке запретил перевозку транспортом с дипломатическими и служебными номерами лиц, которые не являются членами дипломатического, консульского, административного и технического персонала, аккредитованного в Республике Молдова. Кроме того, компетентные молдавские органы оставляют за собою право осуществлять проверки упомянутых транспортных средств!!! А ведь согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях автомобиль с дипномерами является территорией аккредитованного государства и не подлежит досмотру, а сами дипломаты пользуются дипломатическим иммунитетом, являющимся не привилегией, а особой формой прав, предусматривающих повышенную защиту от принудительного воздействия со стороны местных властей.

Официальным поводом для введения столь строгих ограничений Кишиневом на сей раз стало «осложнение ситуации в восточных районах Республики Молдова, спровоцированных продолжительными дестабилизирующими действиями сепаратистского режима Тирасполя». Все это выглядит достаточно странно и несколько надуманно, если брать во внимание, что в Приднестровье не введено ни чрезвычайного положения, ни санитарного карантина.

Дело ясное, что дело «темное»

В Молдове на носу парламентские выборы, есть серьезные основания полагать, что станут они не менее судьбоносными, чем в Украине. Естественно, что коммунисты, находящиеся сейчас при власти в Молдове, предпринимают превентивные шаги по недопущению «смены элит» в результате выборов. Как для Виктора Януковича в свое время Восток Украины, так и для лидера ПКРМ Владимира Воронина Приднестровье – это регион, контроль над которым в ходе избирательной кампании дает фактически неограниченные возможности для фальсификации результатов волеизъявления и, соответственно, победу на очередных выборах.

Схемы фальсификации здесь предельно просты: «мертвые души», голосование по нескольким паспортам, вброс бюллетеней. Специфика голосования граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье, заключается в том, что избирательные участки будут находиться на территории приграничных с Приднестровьем молдавских сел, поскольку официальный Кишинев не контролирует Левобережье. Таким образом, количество проголосовавших избирателей проконтролировать будет практически невозможно.

Есть ли у Вас план, мистер Фикс?

Компетентные источники утверждают, что руководство Республики Молдова продолжает реализацию предварительно разработанного „сценария”, направленного на целенаправленную блокаду Приднестровского региона. Раньше план по созданию искусственной экономической блокады самопровозглашенной республики включал использование двух ключевых инструментов. Первый – таможенные штампы (молдаване требуют, чтобы Украина не пропускала через свою территорию грузы из Приднестровья, которые не имеют нового таможенного обеспечения), второе – совместные таможенные посты на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

Теперь реализация вышеуказанных мер подкреплена рядом дополнительных факторов. Ограничение для въезда иностранных дипломатов – лишь одно из проявлений этого сценария, направленное на откровенное давление на дипломатический корпус, аккредитованный в Кишиневе. По мнению ряда экспертов, замысел определенных сил в Молдове направлен на отгораживание и прямую дискредитацию действий дипломатического корпуса, аккредитованного в Кишиневе, а также на его ограничение в получении реальной информации в Приднестровье. При этом официальный Кишинев будет стараться действовать в одностороннем порядке и именно в выгодной ему „форме” информировать иностранных дипломатов о ситуации в Приднестровском регионе.

О том, что такой шаг хорошо продуман и является неотъемлемым элементом проводимой компартией Молдовы «особой» политики в отношении Приднестровья, говорит то, что это уже четвертая нота такого рода, которая подготовлена для аккредитованных в Кишиневе диппредставительств, начиная с августа 2004 года. Вместе с тем, если раньше молдавская сторона требовала осуществлять лишь «координацию» поездок в Приднестровье, то ныне речь идет уже о получении «специального разрешения».

С другой стороны, следует обратить внимание на тот факт, что требования молдавской стороны почему-то касаются только дипломатического корпуса, аккредитованного в Кишиневе, и не распространяются на граждан РМ и иностранных граждан, которые без каких-либо препятствий осуществляют частные поездки в/через Приднестровье.

Конкретизация намерений молдавской стороны не заставила долго себя ждать, и уже 10 января 2005 года МИД РМ была распространена новая нота, где описан процедурный механизм поездок дипломатов в восточные районы Республики Молдова, а также порядок запроса, выдачи и применения «Разрешения на поездку в Приднестровье». Так, запрос относительно получения разрешения должен оформляться дипломатическим представительством и направляться в МИД РМ с таким расчетом, чтобы молдавская сторона получила его не менее чем за 24 часа в рабочие дни (48 часов по выходным дням) до поездки.

В запросе, помимо фамилии дипломата, должны быть указаны время и цель поездки, маршрут с указанием пунктов въезда и выезда. Отдельные разрешения необходимы для каждого лица, которое путешествует той же машиной. Лица, которые не будут иметь разрешения и будут находиться в машине, не будут пропущены в восточные районы РМ. Еще одним чувствительным моментом является то обстоятельство, что разрешение будет действительно только для одной поездки (въезд - выезд) в период, указанный в разрешении.

Интересно, о какой защите прав и законных интересов наших соотечественников может идти речь, если консульские сотрудники Посольства Украины в РМ должны будут готовить необходимые документы для поездки за несколько дней до предполагаемой поездки (с учетом времени на прохождение документов по почте). А ведь только в Приднестровье проживает более 300 тысяч этнических украинцев, в том числе около 60 тысяч граждан Украины.

Другой важный аспект - это то, что Украина, Россия и ОБСЕ являются посредниками в процессе политического урегулирования приднестровского конфликта, а также участвуют в проведении миротворческой операции в Зоне безопасности. Новые требования молдавских властей создают дополнительные трудности для выполнения посреднических усилий и предоставления оперативной помощи сторонам в конфликте, в особенности в случае возникновения кризисных ситуаций в Зоне безопасности, могущих иметь опасные последствия для поддержания мира и стабильности на Днестре. Вместе с этим, нововведение может неоправданно усложнить работу посредников по восстановлению прямых контактов между Кишиневом и Тирасполем, а также помешать возобновлению переговорного процесса с целью продолжения поиска путей всестороннего политического урегулирования приднестровской проблемы.

Важен сам подход…

Необходимо отметить, что указанные действия молдавской стороны начинают приобретать в Молдове большой отрицательно-политический резонанс, уже выходящий за рамки дипломатического корпуса, в особенности после задержания 8-10 января с.г. на „молдавско-приднестровской” границе (перед г. Бендеры) сотрудниками молдавских внутренних таможенных пунктов ряда представителей посольств России, Польши, Миссии ОБСЕ с дальнейшим запретом их проезда в Приднестровский регион РМ. Как всегда бывает в таких ситуациях, проблему разрешил один звонок соответствующему молдавскому министру. Это еще раз подтверждает „искусственность” созданного молдавской стороной „сценария”, где одним из направлений его реализации является именно „возможность контролировать действия представителей дипмиссий, аккредитованных в Кишиневе, и, в первую очередь, Посольств Украины и России. Следует особо отметить, что западные посольства, аккредитованные в Кишиневе, также немало обеспокоены и раздосадованы такими действиями молдавской стороны. Согласно ряду пока еще не проверенных слухов, молдавская сторона в который раз продемонстрировала приверженность принципу: все равны, но некоторые – равнее и… освободила некоторых представителей западного дипкорпуса от унизительной процедуры оформления разрешений путем выдачи им многоразовых пропусков, что еще раз демонстрирует сам подход к проблеме.

А суть-то где…

Следующий год должен ознаменоваться изменениями в двусторонних отношениях с Молдовой и Приднестровьем. Победа на президентских выборах в Украине В.Ющенко подтолкнула и Кишинев, и Тирасполь к переосмыслению роли и места Украины в приднестровском урегулировании. Официальный Кишинев возлагает надежду на то, что после формирования нового правительства Киев будет в полной мере выполнять существующие двусторонние соглашения в таможенной сфере, что фактически будет означать присоединение Украины к экономической блокаде Приднестровья. В связи с этим Кишинев не намерен, по меньшей мере, до завершения парламентских выборов (март 2005 года), смягчать свою позицию относительно “преступного режима И.Смирнова”.

В контексте вышесказанного надежные источники обращают внимание на тщательную подготовку „командой В.Воронина” его возможной поездки в Киев, где он „хотел бы плодотворно пообщаться” с В.Ющенко во время инаугурации последнего. По словам экспертов, в ходе этого разговора Воронин будет стараться получить от своего собеседника утвердительный ответ на необходимость поддержки Украиной экономической блокады Приднестровья, активизацию борьбы с контрабандой через приднестровский сегмент молдавско-украинской границы. При этом главным результатом поездки В.Воронина в Киев должно стать доведение до украинской стороны проблемных вопросов двусторонних отношений и попытки их первичного обсуждения именно „в выгодном для Молдовы плане” с дальнейшим приглашением В.Ющенко в 2005 г. осуществить официальный визит в Молдову.

Вместо послесловия

Чем вызвана последняя инициатива с ужесточением режима посещения Приднестровья, известно только отдельным представителям молдавского МИДа. Чем они руководствовались: желанием усилить блокаду Приднестровья, показать, «кто в доме хозяин», а может, банально отомстить, в первую очередь, россиянам за срыв подписания Декларации стабильности и безопасности для Республики Молдова? Добиться таким образом установления более жесткого контроля над сепаратистским режимом Приднестровья, конечно, можно, главное, чтобы такая победа не оказалась пирровой. Ведь как в дипломатических отношениях, так и в жизни все происходит на основе взаимности. Выборы пройдут, а осадок, как говорится, останется… Может быть, некоторым молдавским политикам нужно смотреть чуть дальше кончика собственного носа и думать о развитии нормальных добрососедских отношений и укреплении климата доверия с партнерами, тогда и проблема «усмирения мятежного региона» будет решаться гораздо быстрее.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Евгений Енин, Центр исследований проблем гражданского общества

Теги:

Версия для печати
83858
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus