УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Игорь Колиушко: Оснований для того, чтобы Конституционный суд отменил политреформу, предостаточно

0

Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко работал в Верховной Раде второго и третьего созывов, и его опыту в области законотворчества может позавидовать не один из действующих парламентариев. По мнению эксперта, политической реформе можно дать «обратный ход».

- Насколько велика была необходимость проведения политической реформы в Украине?

Политреформа Украине нужна. Но политреформа не означает необходимость сразу менять Конституцию. Политреформу надо начинать с выполнения действующей Конституции, которая у нас во многих моментах нарушалась в первую очередь президентом. Назову лишь несколько моментов.

Первый. В соответствии с Конституцией, членов Кабинета Министров назначает президент по представлению Премьер-министра. Это означает, что Премьер-министр должен подобрать команду и подать президенту на назначение, а президент имеет возможность кого-то «отсеять». Но это не означает, что президент сам формирует правительство. Тем не менее большинство правительств формировал Кучма, и премьеры не влияли на этот процесс.

Второй. В соответствии с Конституцией, президент не имеет права издавать нормативные акты в области экономики, государственного управления. Кучма делал это постоянно, даже хвалился тем, что издал указ о НДС-счетах, ввел институт государственных секретарей (указ был обжалован в Конституционном суде и президент вынужден был сам его отменить).

Третий. Президент не имеет права давать так называемые «поручения» Кабмину, которые при существовавшей практике выполнялись в приоритетном порядке. Так как поручения - это форма управленческой деятельности, которую применяют к прямым подчиненным, а Кабмин и президент – это абсолютно разные конституционные институты. Нигде в Конституции не сказано, что правительство руководствуется поручениями президента. Правительство руководствуется актами президента, а президент имеет право издавать их исключительно в рамках, определенных Конституцией.

Четвертое. Президент не имел права назначать заместителей министров. Этого нет в Конституции, и это явная узурпация полномочий. Аналогично нельзя назначать заместителей глав других центральных органов.

Подобных моментов можно найти множество...

Все это приводило к тому, что конституционная модель Украины как полупрезидентской республики работала не должным образом. Первым шагом политической реформы должно было бы быть – начать выполнять Конституцию. Второй шаг – законодательно урегулировать деятельность Кабинета Министров, то есть принять и подписать Закон о Кабинете Министров. Как известно, его восемь раз принимала Верховная Рада трех созывов, и все восемь раз ветировал Кучма. При чем большинство его замечаний были неконституционными.

Если бы эти два шага были сделаны, мы бы имели в стране совсем иную ситуацию. И разговоры о политической реформе велись бы в другой, я уверен, более конструктивной плоскости. Поскольку тогда было бы ясно, что именно надо менять в Конституции. Вышло же, что мы имеем действующую Конституцию, которая не выполняется, и размышляем, как надо написать по-новому. Не имея гарантии, что это новое будет выполняться.

- Между тем «имеем то, что имеем». Что делать дальше?

- Если теоретически размышлять об изменениях в Конституцию, то можно прийти к выводу, что они целесообразны. Есть много моментов, которые следует изменить, например очень правильно изменена привязка срока полномочий Кабинета Министров к сроку полномочий парламента (в пока что действующей Конституции он «привязан» к полномочиям президента). Так, как это есть во всех европейских государствах. Это едва ли не единственный момент, который обязательно надо было менять. В конце концов, что касается по крайней мере исполнительной власти, можно было обойтись более корректными толкованиями, закрепленными в законах.

Что теперь? Есть два варианта. Первый вариант – подать в Конституционный суд на нарушение процедуры принятия этого закона 8 декабря. Оснований для того, чтобы Конституционный суд такое представление удовлетворил, я считаю, предостаточно. В первую очередь грубое нарушение заключается в том, что в текст законопроекта 4180 после заключения на него Конституционного суда было внесено очень много изменений. При чем изменения, как объясняли инициаторы всего этого, заключались в изъятии поправок или в сугубо стилистическом редактировании. На самом деле это не так. В законопроект добавили новые нормы, целые части статей. А также есть несколько изменений так называемого стилистического редактирования, когда оно изменило саму правовую норму. Например замена «и» на «или».

Вторая позиция – нарушение регламента. В подобных случаях предусмотрено постатейное голосование. Голосование «в пакете» также спорная норма – прямого запрета нет, но как-то нелогично звучит «изменения в Конституцию как дополнение к принятию обычного закона». Поэтому, исходя из этих соображений, я считаю, что Конституционный суд может отменить этот закон.

И тогда появляется возможность пойти правильным логическим путем – начать скрупулезно выполнять действующую Конституцию. Мне кажется, что Виктор Ющенко должен был бы так поступить. И делать акцент на том, что он, как президент, будет показывать пример законопослушного президента, который уважает верховенство права и закона. И не будет, по традиции, использовать полномочия, которые имел Кучма, но которые не вытекают из Конституции. К сожалению, мне пока что не удавалось услышать такие выступления нового президента, но я надеюсь, что юридическая служба Ющенко понимает, что это важно.

- Создание двухпалатного парламента и выборность губернаторов…«Плюсы» и «минусы» таких нововведений.

- Выборность губернаторов невозможна. Не только потому, что это нуждается в изменении Конституции. Это абсолютно невозможно с технологической точки зрения. Государственную администрацию не может возглавлять выборный председатель, это объединение двух абсолютно разных институтов. Если это государственная администрация, представитель центрального правительства, то его должен возглавлять назначенный из центра руководитель. Если мы говорим о выборности руководителя, то это должен быть орган регионального самоуправления. Может быть что-то одно из двух.

Надо сначала сделать административную реформу в центре, существенно реорганизовать правительство, повысить его возможности и четко разграничить полномочия политического руководства.

Когда проведем эту реформу, станет ясно, как можно организовать власть на региональном уровне – что ей можно делегировать, а что должно оставаться в центре. Еще на первом этапе реформы надо усилить местное самоуправление. То есть двигаться надо с двух сторон – административная реформа на центральном уровне и муниципальная реформа «внизу».

Пока люди привыкнут к новому порядку, должна существовать государственная администрация в том виде, как она есть сегодня, а потом ввести региональное самоуправление.

То есть называть областные советы не органами, которые выражают общие интересы территориальных громад (эта просто фикция, так как на таком уровне нет общих интересов), а называть их, как во всех европейских странах, органами регионального самоуправления, определять их компетенцию и давать право формировать исполкомы, которые будут основными органами власти на местном уровне. Они должны разрабатывать и выполнять бюджет.

А в государственных администрациях останутся только подразделения, которые должны осуществлять контрольно-надзорные функции – за законностью и за законностью расходования денег. Это две основные задачи, которые должны остаться в ведении областных администраций. Тогда никакой конкуренции «Кто главнее в области?» не будет, так как инспектор не может претендовать на то, чтобы представлять область.

- Об административной реформе говорят давно, в каком состоянии этот процесс сейчас?

- К сожалению, в последние годы мы сделали много шагов назад. В 1999 году был пик попыток провести административную реформу. Три указа президента Кучмы появились 15 декабря 1999 года. И после этого начался ползучий откат назад. Государственные секретари исчезли; правительственные комитеты в Кабмине свелись к каким-то «планеркам» о наличии или отсутствие виз на документах и перестали быть органами политического согласования; количество органов на центральном уровне увеличилось на треть, и сегодня их опять больше шестидесяти штук; правило, что не только министерствами, но и всеми другими центральными органами руководят министры, упразднено – все органы стали самостоятельными и их руководители считают себя равными министрам. Все это приводит к хаосу в сфере государственной политики. Поэтому сейчас нужно говорить о новой волне реформ. Об этом сейчас говорят все, например международными экспертами подготовлены рекомендации президенту (так называемая «комиссия голубой ленты»), где говорится, что административная реформа является первоочередным условием проведения всех других реформ. Посмотрим, как к этому отнесется новая власть, новый президент.

- Вы упомянули о госсекретарях. А что есть Госсекретарь Украины в современном его стандарте? Чем он будет заниматься?

- Будет заниматься он тем же, что и глава Администрации президента. Может, немножко более корректно, менее выходя за рамки собственных полномочий. Обслуживание президента – вот главная задача этой должности. Общим определением для структуры, о которой мы говорим, является «Аппарат президента», а называть ее можно как угодно – секретариат, как было у Кравчука, администрация, как было у Кучмы, или государственный секретариат, как назвал его Ющенко. Конституционная роль этой структуры – обслуживание президента в реализации им его конституционных полномочий, ничего больше она делать не может.

Название «государственный секретарь» для руководителя этого органа, на мой взгляд, не самое лучшее, так как уже есть сформировавшаяся традиция. Мы когда-то назвали словосочетанием «госсекретарь» должности государственных служащих, высших руководителей, которые руководят аппаратами при министрах. Здесь совпадает вторая функция – новый госсекретарь действительно руководит аппаратом, который обслуживает президента, но это никогда не была и не будет должность государственного служащего, так как у президента не может быть постоянно действующего аппарата. Имеется в виду различие между политическим назначением и государственной службой. Различие заключается в том, что государственная служба политически нейтральна. Министры приходят и уходят, меняются правительства, а государственные служащие остаются в аппарате министерства и работают. В аппарате президента так быть не может, и ни в одном государстве такого нет. Аппарат президента каждый глава государства избирает себе сам, это фактически патронатная служба президента. Поэтому применение к аппарату президента термина «государственный секретарь» конфликтует со значением, которое этот термин имеет в Кабмине.

- Когда можно ждать заметных подвижек в реформах?

- Все зависит от нового правительства. Самое скорое - через неделю-две. Во-первых, увидим, что будет написано в программе (беседа состоялась 2 февраля, за несколько часов до обнародования основных тезисов программы деятельности будущего правительства Тимошенко - proUA). Я, например, подал свои предложения к этой программе в плане административной реформы, но понятия не имею, учтены они или нет.

Кстати, еще один нюанс – новая власть, которая действительно является более народной, чем предыдущая, абсолютно не имеет традиций работы с общественностью. Если раньше Кабмин привлекал независимых экспертов как представителей общественности, они принимали участие в совещаниях, «круглых столах»... Я знал, как учитываются мои предложения – полностью, частично или вообще не учитываются... Удивительно, что люди, которые были в оппозиции и с которыми мы были будто одним целым все время, сейчас ведут себя таким образом. Поэтому сейчас я не могу прогнозировать и анализировать, какой будет политика нового правительства.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Юрий Тымчук

Теги:

Версия для печати
95302
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus