14 февраля 2005, 11:43
Поделитесь публикацией:
Левые перспективы

В течение 2005 года Президент Виктор Ющенко, похоже, будет вынужден разрываться между популярными, социально направленными указами и либеральными реформами. Такую неоднозначность устремлений могут использовать "левые".

Основные кадровые вопросы исполнительной ветви власти уже практически полностью решены. Президенту пора реализовывать свои задекларированные намерения и не словом, а делом демонстрировать свою приверженность народу.

Новая власть на распутье

Еще в статусе кандидата в Президенты Виктор Ющенко задекларировал социальную направленность реформ и указов. Первым указом, который он обещал подписать, должен был быть указ "О первоочередных мерах по усилению социальной защиты граждан Украины". Этот документ предусматривал прожиточный минимум на 2005 год в размере 423 гривни. Однако минимум в таком размере уже был утвержден 13 января через парламент. Так что у Президента есть возможность быстрее приступить к другим своим обещаниям – увеличить выплаты молодым матерям, повысить пособие на ребенка и т.д.

До назначения Премьер-министром Юлия Тимошенко в менее однозначной форме, но также высказывала намерение уделить внимание социальной сфере. Она заявляла, что одновременно будет заниматься вопросами "охраны здоровья, пенсионного обеспечения, наведения порядка в приватизации".

В то же время Виктор Ющенко назвал целью своей работы на посту Президента интеграцию Украины в Европейский Союз. Достижение этой цели в краткосрочной перспективе неоднозначно воспринимается европейским сообществом. К примеру, комиссар Европейского Союза по расширению Олли Рен заявил, что Евросоюз не может закрыть свои двери перед возможным членством Украины, поскольку она является европейским государством и может до 2007 года заключить с ЕС соглашение относительно ассоциированного членства. Однако Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу отметил, что "перспективы новых вступлений в Европейский Союз сейчас не существует". Его поддерживает Федеральный Канцлер Германии Герхард Шредер, который считает, что, несмотря на прозападный курс, он не видит Украину в ближайшее время в Евросоюзе.

Тем не менее, Виктор Ющенко заявил, что намерен подать официальную заявку на вступление в ЕС уже в ближайшие недели. После этого необходимо будет осуществлять шаги по реализации этой цели, то есть выполнять Копенгагенские критерии, в частности их экономическую составляющую. В нее входят требования по увеличению платы за коммунальные услуги; ликвидации ряда льгот и субсидий; минимизации государственного протекционизма и т. д.

Из этих соображений исходила комиссия "Голубой ленты", подготовившая ответ "Предложения Президенту – новая волна реформ".

В частности, разработчики призвали существенно уменьшить объем государственных выплат, пересмотреть или отменить льготы и субсидии предприятиям, мешающим проводить структурные реформы, провести монетаризацию льгот, увеличить пенсионный возраст и закрыть возможности для досрочного выхода на пенсию, открыть рынок земли в течение двух лет.

Их аргументация опирается на либеральную теорию, рыночный фундаментализм.

Вопросы о том, насколько теория "невидимой руки" Адама Смита уместна для развивающейся страны с переходной экономикой; почему такого же типа советы не помогли Украине успешно провести реформирование экономики еще на заре независимости, остаются дискуссионными. Однозначной является констатация несовместимости курса на либерализацию экономики с обещанной социальной направленностью реформ.

Следовательно, Виктору Ющенко будет сложно проводить политику в русле обеих альтернатив. Это чревато тем, что он может оказаться вынужден принимать половинчатые решения, балансируя между курсом на либерализацию экономики и вмешательством в нее государства. Для избежания таких казусов господин Ющенко мог бы выделить приоритетные шаги по выполнению своих обещаний. К примеру, в течение ближайшего года заниматься социальными вопросами, а только после парламентских выборов – евроинтеграционными задачами. Однако он практически отметает такой вариант готовностью подать официальную заявку на вступление в ЕС в ближайшее время.

Коммунисты в засаде

Половинчатость шагов Президента может привести к разочарованию украинцев, ожидающих от новой власти разрешения, в первую очередь, социальных проблем. С этим тезисом не согласен президент Центра экономического развития Александр Пасхавер, который считает, что у Виктора Ющенко есть достаточный кредит доверия для проведения непопулярных реформ. Однако ряд отечественных политологов признает существование феномена завышенных ожиданий от новоизбранного Президента. В частности, об этом говорил глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Виктор Фесенко на заседаниях Украинского клуба.

Именно на эти завышенные ожидания могут быть ориентированы левые партии, у которых есть опыт отстаивания социальных ожиданий и требований общества.

Итак, что сегодня представляет собой левый фланг политических сил?

Одной из наиболее весомых левых партий является СПУ. Однако после поддержки на выборах 2004 года победившего Виктора Ющенко она стала союзницей новоизбранного Президента. Такая позиция минимизирует возможность критиковать новую власть. Осознавая свое слабое место, время от времени Александр Мороз пытается оставить для себя возможность отмежеваться от своих союзников. К примеру, он заявлял о своей готовности уйти в оппозицию, если "в правительстве на ключевых постах будут представители Леонида Кучмы и лоббисты региональных кланов", а также если пункты соглашения между ним и В.Ющенко не будут выполнены (в частности, мораторий на продажу земли, вывод войск из Ирака, политическая реформа, использование европейской модели управления, гарантия прав человека и т.д.)". Однако для дистанциирования от нынешней власти одних заявлений недостаточно. Очевидно, Александру Морозу придется действовать более однозначно, если он не намерен вливаться в союз участников былой коалиции "Сила народа".

В последние месяцы активизировалась лидер ПСПУ Наталия Витренко. Она выступает в защиту и поддержку проигравшего президентские выборы Виктора Януковича. Витренко удается получать признание жителей востока и юга страны. Однако ее позиция уже воспринимается некоторыми членами Партии регионов настороженно. Ведь впереди не президентские, а парламентские выборы. Столь активная РR-программа может отколоть часть радикальных сторонников Партии регионов в пользу ПСПУ. Ближайшие месяцы покажут, способны ли эти конкурирующие политические силы объединить свои усилия и создать блок для совместного участия в избирательной кампании 2006.

И, наконец, КПУ. В первом туре выборов 2004 года она набрала рекордно малое количество голосов. Во время второго и третьего туров открыто не заявляла о своих предпочтениях, пытаясь остаться в оппозиции к обоим кандидатам в Президенты. После этого политологи прочили ей полный "дефолт". Однако, не проголосовав за программу правительства Юлии Тимошенко, КПУ получила новое качество – претензию на роль единственного последовательного оппозиционера новой власти. До пятничного голосования, по словам члена фракции КПУ Георгия Крючкова, КПУ намеревалась "установить жесткий контроль над выполнением обещаний Виктором Ющенко". Теперь коммунисты могут выступать с конструктивной критикой новой власти – не только действий Президента и правительства, но и предлагать свою, альтернативную программу действий, которая, по словам лидера КПУ Петра Симоненко, у коммунистов имеется. При наличии необходимых ресурсов КПУ может пробовать воплотить ряд положений своей программы. Как отмечает директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев, сегодня КПУ имеет реальный шанс стать по-настоящему системной оппозицией. Таким образом, эта политическая сила может претендовать на роль своеобразного "центра притяжения" потенциальных оппозиционеров к новоизбранному Президенту и Премьеру по признаку приверженности социальным вопросам.

Итак, обновленной украинской власти важно взвесить свои возможности удерживать кредит доверия украинцев на уровне. Противоречивость шагов Президента и Премьера может привести к катастрофическим последствиям в преддверии парламентских выборов. Это не означает, что новой власти надо срочно бить тревогу и идти лишь на популярные шаги в социальной сфере. Скорее, стоит попробовать отыскать "золотую середину" между выполнением обещаний в социальной сфере и евроинтеграционными устремлениями, то есть выделить среди них кратко- и долгосрочные приоритеты. Иначе шанс отстоять право граждан на реализацию социальных ожиданий могут получить левые партии. Для них это будет настоящей находкой, позволяющей разыграть карту 2006 года с пользой для себя.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!