УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Борис Тарасюк: должность вице-премьера по евроинтеграции не отвечает европейской практике

0

Новый-старый министр иностранных дел о возможном конфликте с вице-премьером по евроинтеграции, о пути в Евросоюз и своем визите в Ирак.

- В новом правительстве сразу два человека отвечают за внешнюю политику. Как разграничены полномочия между вами и первым вице-премьером по евроинтеграции?

- Координацией внешнеполитической деятельности занимается одно ведомство – Министерство иностранных дел. Следовательно есть один человек – министр иностранных дел, – который занимается координацией внешнеполитической деятельности. И это было подтверждено Президентом во время представления меня руководящему составу министерства. Более того, Президент обещал, что признает МИД своим основным партнером, и также обещал освободить министерство от мелочной опеки.

Если говорить о новой должности вице-премьера по вопросам европейской интеграции, то я считаю, что эта должность не отвечает практике обретение членства соседними странами в Европейском Союзе. Она скорее не правило, а исключение.

Правило заключалось в создании Совета, который состоял из министров или заместителей министров, возглавлял его премьер; Совет имел исполнительный орган. Например в Польше это Бюро евроинтеграции, которое возглавляла Данута Хюбнер, позднее она стала еврокомиссаром.

- Все же между вами и господином Рыбачуком заложены противоречия. Как вы их будете обходить?

- Все будет выписано в компетенции между членами правительства. Я намерен представить концепцию взаимодействия и размежевания полномочий и надеюсь, что сила моих аргументов подействует.

- Как вы планируете разделить полномочия министра иностранных дел и вице-премьера по евроинтеграции?

- Вся, подчеркиваю, вся внешняя политика является компетенцией министерства иностранных дел.

- Чем же тогда будет заниматься господин Рыбачук?

- Вице-премьер по вопросам европейской интеграции в соответствии с решением, которое, я повторяю, противоречит практике европейских стран, занимается одной из частей внешней политики. Я бы так сформулировал: там будет не столько внешняя политика, сколько внутренняя политика. Поскольку каждая страна на пути в ЕС должна выполнить положения 30 глав.

Поэтому я вижу его деятельность как направленную внутрь страны, а внешнеполитическое ведомство будет осуществлять внешнеполитическое обеспечение в том числе европейской интеграции.

- Приоритет, задекларированный Президентом, – интеграция в Евросоюз. Ключевой вопрос – когда она завершится?

- Опираясь на опыт наших соседей, которые успешно преодолели этот путь, исходя из моего анализа нынешней ситуации в Украине, я могу предположить, что в течение трех лет Украина, выполняя План Действий Украина-Европейский Союз, который должен быть утвержден 21 февраля, подойдет к 2007 году с двусторонним документом, который переведет наши взаимоотношения на новый уровень и определит перспективу членства. То есть за три года перевода наших взаимоотношений на уровень Европейского соглашения или Соглашения об ассоциации и в зависимости от темпов экономического развития и внутреннего реформирования, еще понадобится лет семь, не меньше, чтобы обрести критерии членства в Европейском Союзе.

- С Евросоюзом понятно. Многовекторность, задекларированная Леонидом Кучмой, что с ней? Ее уже «похоронили»?

- Многовекторность – это скорее не определение конкретного термина, за которым стоит конкретное понятие, это признак совершенно нечеткого внешнеполитического курса, который характеризуется непоследовательностью, отсутствием ориентиров, декларативностью.

Сегодня, говоря о направлениях внешнеполитической деятельности, мы должны говорить не о направлении: на Запад или на Восток. Надо отойти от альтернативности, надо мыслить категориями определения четких приоритетов. Если наш приоритет - европейская интеграция, то мы должны четко подчинять всю нашу внешнеполитическую деятельность достижению этого приоритета. То, что мешает, должно быть отодвинуто не второй план.

- А что мешает?

- Непоследовательность мешала, декларативность. И все это, понятно, дискредитировало Украину как партнера и Востока, и Запада.

- Раньше Украина гордилась большим перечнем стратегических партнеров. Его пересмотрели?

- По определению, которое зафиксировано в конкретных двусторонних документах, таких стратегических партнеров пять: это Соединенные Штаты, Польша, Российская Федерация, Азербайджан и Узбекистан. По поводу двух последних можно подискутировать, но были подписаны двусторонние документы. Из всех стратегических партнеров я бы выделил Польшу, так как она наиболее отвечает определению «стратегический партнер», поскольку наши страны не имеют возможности давить друг на друга, наши страны более или менее одинаковы по своему военному и экономическому потенциалу и потому мы просто обречены быть настоящими стратегическими партнерами.

- Оправдала ли себя миссия Украины в Ираке?

- Когда это решение выносилось на голосование в Верховной Раде, представители власти обещали нам невероятные экономические контракты. В действительности этого не случилось. Это все было свидетельством лукавства. Лукавство заключалось в том, чтобы благодаря участию украинских военных в Ираке обеспечить себе послабление международной изоляции. Собственно частично это удалось. Еще тогда решение надо было принимать, исходя из национальных интересов.

Только сейчас Президент Ющенко напоминает, что Украина имеет национальные интересы в регионе Ближнего Востока. И Ирак является такой страной, где есть наши национальные интересы. Поскольку предыдущая власть приняла решение о введении контингента в Ирак, очевидно, что решение о выводе надо принимать таким образом, чтобы не навредить взаимоотношениям с союзниками по коалиции, чтобы мы не навредили иракскому народу, чтобы это происходило в консультации с иракским правительством.

- Не повлияет ли вывод украинского контингента из Ирака на взаимоотношения нашего государства с НАТО?

- Все будет зависеть от того, как мы будем реализовывать это решение Президента и Верховной Рады. Если все будет происходить в режиме консультаций, я уверен, что мы избежим осложнений с нашими западными партнерами и это никоим образом не скажется на нашем курсе европейской и евроатлантической интеграции. Президент дал поручение министрам иностранных дел и обороны внести свои предложения. Эти предложения мы внесли с министром обороны Грищенко, они состоят в том, чтобы рассмотреть безотлагательно эти вопросы на Совете национальной безопасности и обороны, принять соответствующую рекомендацию, которая будет основой для Президента при принятии решения. Именно в связи с этим планируется мой визит в Ирак, чтобы на месте провести переговоры, выяснить ситуацию и доложить Президенту.

- Когда это планируется?

- Сроки согласовываются.

- Будет ли Президент Ющенко обсуждать проблему Ирака в ходе встречи с американским лидером Бушем?

- Формат этой встречи очень непродолжительный, это, собственно, будет первый контакт наших президентов, и можно предположить, что тема Ирака может быть одной из тем, но я думаю, что повестка украинско-американских взаимоотношений значительно шире.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Беседовал Святослав Цеголко

Теги:

Версия для печати
141637
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus