Главная Новости Политика Из «тени» - в «сумрак»
commentss НОВОСТИ Все новости
30 марта 2005, 11:54
Поделитесь публикацией:
Из «тени» - в «сумрак»

Проблема создания теневого правительства в современной Украине, скорее всего, так и останется "темой для бесед". И не более того.

Создание "теневого правительства" сродни декадансу – альтернативный Кабинет министров формируют ради любви к самому процессу, своеобразное политическое искусство ради искусства.

Украинская "теневая" история

После парламентских выборов 2002 года, процесса форматирования нового высшего законодательного органа и прихода на пост премьера Виктора Януковича о необходимости создания "теневого правительства" заговорили практически все политики, представлявшие тогдашнюю оппозицию. Концепцию "теневого правительства" громче всех использовал лидер партии "Яблуко" Михаил Бродский – оно, дескать "будет предлагать на суд общественности решения, альтернативные предложениям Кабмина и добиваться их поддержки в парламенте и в обществе". В структуру должны были войти представители "Нашей Украины", Блока Юлии Тимошенко и Соцпартии. Почему модератором темы выступил Михаил Юрьевич – понятно, таким нехитрым образом лидер "партии среднего класса" напоминал о своем существовании, и эксплуатировал довольно интересную и ни к чему не обязывающую тему.

В "списке Бродского" фигурировали знакомые все лица. Ющенко, по версии лидера "Яблука", занимал пост премьера, Тимошенко становилась вице-премьером по вопросам промполитики и ТЭК, Пинзенык должен был курировать экономику и финансы, Мороз социальную сферу, Порошенко шел на место Толстоухова (министр без портфеля), Бессмертный возглавлял МВД, Турчинов Минобороны, Головатый Минюст и т.д., и т.п. Из "нашеукраинского" лагеря тему "теневого правительства" озвучивали упомянутые Ехануров и Бессмертный, которые педалировать ситуацию в стиле Бродского не собирались. А из уст Романа Петровича даже прозвучала конкретно адресованная фраза: "Идея с теневым правительством не единственная, которую подхватывают как представители оппозиции, так и маргинальные политические силы". В то же время политический координатор Блока "Наша Украина" заявил, что одноименная фракция работает над формированием теневых областных и районных администраций.

В конце концов, история с "теневым правительством" в 2002 году окончилась также, как и с аналогичной структурой, которую в 1997 году организовывала Юлия Тимошенко на базе "Громады" — информационный повод попользовали, а потом, убедившись, что Украина не Россия (там "теневые Законодательные собрания", хоть и малоэффективно, но существуют во многих областях), и уж тем более не Великобритания (в "теневиках" ходили и Маргарет Тэтчер, и Тони Блэр), успокоились. Политологи же вынесли свой вердикт – для полноценного функционирования "теневого правительства" необходим, как минимум, цивилизованный Закон об оппозиции, а еще лучше, чтоб в стране существовала Вестминстерская система парламентской формы правления. Коль ничего подобного в президентско-парламентской республике Украина нет, то "теневое правительство" является лишь элементом тривиальной "информационной засветки".

Их "теневые" нравы

Итак, в Российской Федерации, "теневые правительства" (множественное число употреблено, поскольку соседнее государство имеет федеративное устройство), пусть и номинально, но существуют. Правда, на центральном уровне ситуация в РФ почти аналогична отечественной – "теневое правительство", как и "жесткую оппозицию" создают с завидной регулярностью (пальма первенства в данном процессе остается за коммунистами) и с одинаковым успехом, то есть абсолютно без оного. Например, еще в 2002 году лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявлял, что оппозиция, представленная в Государственной Думе фракцией КПРФ и Агропромышленной депутатской группой, намерена сформировать "теневое" правительство Народно-патриотического союза России, "которое будет не просто критиковать каждый шаг власти, но и предлагать лучшее решение по каждому вопросу". Прошли годы, а декларации Геннадия Андреевича так ими и остались, и, очевидно, что до 2008 года ситуация в данном направлении не изменится. И причина не в том, что в РФ Вестминстерской система парламентской формы правления нет…

Зато в Великобритании, где таковая система существует, "теневое правительство" функционирует не только в сфере "пиара". Последняя резонансная тема, поднятая английскими "теневеками" — иммиграция. Осенью прошлого года министр внутренних дел в теневом правительстве Великобритании Дэвид Дэвис пообещал ужесточить иммиграционную политику, предложил ввести квоты на прием иностранцев, реформировать систему выдачи разрешений на работу, а также ужесточить контроль в аэропортах и морских портах. И работа в этом направлении ведется довольно активно. Вторая тема – создание "европейской армии". Эксперты правительства Тони Блэра разработали план создания военного формирования из состава армий различных стран-членов Евросоюза. Основная задача, которую должна была бы выполнять новая "европейская армия" — выполнение военных операций в зонах локальных кризисов, в первую очередь на Балканах. Идея вызвала протест в британских военных кругах, а, министр иностранных дел в "теневом правительстве" консерваторов Майкл Хауард, заявил, что создание "европейской армии" способно нанести ущерб традиционным связям Британии с США и Североатлантическим альянсом. Вряд ли в данном вопросе демарш консерваторов сыграл решающую роль, но, тем не менее, идея "европейской армии" затормозилась.

А, наверное, самым оригинальным примером существования "теневого правительства" стала история создания Shadow Government (вернее — continuity of government – продолжение работы правительства) в Штатах. В марте 2002 года Washington Post обнародовала информацию о том, что на случай ядерного удара по столице США круглосуточно, в строго засекреченных местах действует "теневое правительство", в которое входит около 100 высокопоставленных чиновников, и оно, дескать, сможет быстро и надежно заменить нынешнее руководство. Рассказывалось также, что члены "теневого правительства" работают посменно, неся дежурство, в укрепленном бункере, расположенном где-то на восточном побережье США. Продолжительность одной смены – 90 суток. Чиновники, представляющие все департаменты Кабинета министров и некоторые другие структуры, находились "в тени" без своих семей. Газета, согласно договоренности с Белым домом, не называла имен "теневиков", но сообщала, что главная их задача в случае удара по Вашингтону состоит в распределении продовольствия и воды, обеспечении порядка, руководстве здравоохранением, транспортными, энергетическими и теле- коммуникациями. Впоследствии на эти структуры возлагается обязанность по созданию нового правительства.

За "туманом" "тени" не видно

После завершения эпопеи с выборами президента едва ли не первым, кто более-менее внятно артикулировал тему "теневого правительства", были объединенные социал-демократы. В начале февраля №9 в избирательном списке СДПУ(о) Владимир Шепетин заявил, что эсдеки уходят в оппозицию и создают "теневое правительство". Альтернативный Кабмин, по словам нардепа, должен быть сформирован в ближайшее время, и займется он разработкой программы не для нынешнего только формирующегося правительства, а для будущего, которое эсдэки рассчитывают сформировать после парламентских выборов-2006.

Лидер парламентской фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук был более сдержан. „У нас оппозиция не к Ющенко, у нас оппозиция к действиям власти, а не персоналиям…", — говорил в том же феврале патриарх украинской политики, добавляя, что "Мы будем удовлетворены, если власть обеспечит лучшую жизнь украинскому народу, и экономическую, и духовную", и пообещал, что "теневое правительство" будет, правда, не говорил, как скоро.

Проигравший же на выборах лидер Партии регионов Виктор Янукович вернулся к теме оппозиции аж в конце марта. 25 марта в интервью газете "День" Виктор Федорович продемонстрировал свою политическую грамотность заявлением о том, что “Надо построить соответствующее законодательное поле и сделать так, чтобы оппозиция стала эффективным инструментом в системе государственной политики, который будет положительно влиять на действия власти, ограничивать те или иные ее неэффективные действия”. Более того, по словам Януковича, у Партии регионов уже есть на руках проект закона об оппозиции, но… "Сначала мы должны провести широкие политические консультации по этому вопросу, в том числе и с новой властью. Нам надо договориться, чтобы такой институт, как оппозиция, был узаконен", — заявил Виктор Федорович. И самое главное из сказанного Януковичем в контексте создания "теневого правительства": “Нам нужен закон о выборах, закон о партиях и закон об оппозиции. А без них мы пока что не имеем законных оснований создавать такое правительство... Мы разрабатываем сейчас положение об общественном или "альтернативном" Кабинете Министров. Сегодня продолжается подбор кадров, а потом мы на конкурсной основе решим, кто его будет возглавлять”. Пересчитав основные подоплеки для создания альтернативного Кабмина (при наличии названных законов в стране, "теневое правительство" могло бы работать и без Вестминстерской системы, и без бункера на востоке США), Виктор Федорович внезапно сообщил, что премьер-министром быть не собирается.

Таким образом, украинская версия "теневого правительства" остается по сути подвешенной в воздухе. Как пиар-технологию из нее, кажется, выжали все, что возможно еще во времена заявлений Бродского. Впрочем, для команды Януковича не впервой использовать "бэушные" ходы – митинги, палатки, ленточки далеко не полный их перечень. Главная причина того, что полноценное "теневое правительство" не будет создано – вчерашние провластные политические деятели становиться оппозицией просто опасаются. Ведь для "красного директора" или заместителя Харьковского губернатора будет непреодолимым душевным дискомфортом заявить – я против действующей власти. Поэтому и говорят они – да, мы будем в оппозиции, но… И дальше процесс тормозится. Еще один не менее важный нюанс состоит в том, что и сама нынешняя власть, кажется, еще не лишилась своих оппозиционных корней.

Стимулом для создания чего-то оппозиционноподобного может стать зарубежье. По крайней мере, посол США в Украине Джон Хербст говорил "Киевскому телеграфу": "Без оппозиции на самом деле нет настоящей демократии. И мы никогда не прекращали наших контактов с бывшими официальными лицами старого правительства. Было бы хорошо, если бы все бывшие высокопоставленные лица представляли именно такую оппозицию".

Впрочем, и на то, что "Запад нам поможет" в плане создания "теневого правительства" надеется особо не стоит, и без столь интересного "рудимента демократии" отношения новой украинской власти с США и ЕС складываются пока не самым худшим образом. Так что до следующих парламентских выборов о "теневом правительстве", скорее всего, можно забыть. Конечно, его якобы члены будут ходить по рынкам, проверяя реальную стоимость "потребительской корзины", может быть доктор экономических наук Наталья Витренко наречет себя теневым премьером, но дальше банального самопиара дело не пойдет. А вот после 2006 года наличие или отсутствие "теневого правительства" станет довольно показательным тестом на политическую зрелость парламентско-президентской республики.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!