Главная Новости Политика Ловушка для Тимошенко
commentss НОВОСТИ Все новости
14 декабря 2007, 10:30
Поделитесь публикацией:
Ловушка для Тимошенко

Уходящее правительство подложило свинью сменщикам, подготовив почву для судебных исков о правомерности назначения руководства ключевых ведомств

Несколько недель назад на сайтах ГНАУ и ФГИ появились объявления о проведении конкурса на замещение руководящих должностей. Тогда многие сочли это странной шуткой — первые лица продолжали исправно исполнять свои обязанности и одновременно приглашали желающих посоревноваться за их кресла, а также кабинеты своих заместителей. И только опытные правоведы усмотрели в этом масштабную акцию нынешней власти, которая позволит ей оспаривать грядущие кадровые назначения сменщиков.

Фонд госимущества и Государственная налоговая администрация не входят в пакет первоочередных политических назначений, ожидаемых после прихода нового правительства. Председателя Налоговой администрации, как и Фонда госимущества переназначат уже после формирования состава Кабмина. Однако оба ведомства, согласно коалиционному соглашению между БЮТ и "Нашей Украиной — Народной самообороной", квота блока Юлии Тимошенко. Желание расставить в них своих людей вполне объяснимо — ФГИ и ГНАУ наполняют бюджет, а потому являются стратегически важными для любого правительства. Судя по заявленным намерениям, после формирования новой власти Фонду госимущества и Налоговой администрации намерены поубавить полномочий, полностью переподчинив их Минфину. Таким образом, установив полный контроль над работой важных структур.

Впрочем, самих руководителей сейчас больше интересует совсем иное — удержаться на своих местах. Для этого они делают все возможное. Глава ГНАУ, чтобы заслужить лояльность новой власти, жертвует "своими" людьми. Недавно он отстранил от занимаемой должности куратора департамента по НДС Леонида Боенко, поставив его опекать процесс модернизации ГНАУ и связей с общественностью. На Леонида Евгеньевича неоднократно жаловались работники центрального аппарата ГНАУ, руководство областных налоговых и представители бизнеса. Однако Анатолий Брезвин не спешил убирать с важной должности человека, верой и правдой служившего ему не один год. И только сейчас решил принести его в жертву ради собственного блага. По информации источника "k:", Брезвин в прошлый понедельник встречался с главой Секретариата Президента Виктором Балогой. Смысл его предложений прост: в обмен на сохранение своего поста Брезвин обязуется служить верой и правдой Секретариату на тех же условиях, на которых он сотрудничал с Виктором Януковичем. Если его предложение будет принято, налоговая и дальше будет сохранять свою независимость от Минфина и от премьера, в частности. Впрочем, наблюдатели считают, что все это вряд ли поможет Анатолию Ивановичу усидеть на своем месте. Кандидатов на должность главы ГНАУ начали искать еще до начала предвыборной кампании.

Ничего хорошего от смены власти не стоит ожидать и главе ФГИ Валентине Семенюк. Ранее она вообще не помышляла об уходе из Фонда. Легендарной стала ее фраза о намерении работать на занимаемой должности, пока повторно не будет приватизирована "Криворожсталь". Теперь же ее уход неминуем. Согласно ст.85 Конституции, главу Фонда госимущества назначает парламент по представлению главы государства. Уволить председателя Фонда также может парламент, но по очень веской причине, такой, к примеру, как срыв плана приватизации. После полнейшего провала социалистов на внеочередных парламентских выборах Семенюк утратила веру в лояльность новой Верховной Рады по отношению к ней.

А потому в обоих ведомствах решили побороться за свои места еще и более хитрым способом, разместив анонсы на проведение конкурсов на должности руководителей.

По формату анонсы о проведении конкурса выглядят весьма забавно. Согласно сообщению, претенденты на должность председателя ФГИУ должны иметь стаж госслужбы или службы в органах местного самоуправления не менее 5 лет. Также необходимо иметь опыт работы в госорганах или в органах местного самоуправления на должностях не ниже четвертой категории. Аналогичные условия и требования к претендентам и у председателя ГНАУ Анатолия Брезвина. В налоговой иронизируют, что претендентам на лакомые ведомства в парламентской коалиции следовало бы заблаговременно отослать в ГНАУ копию своего паспорта и трудовой книжки, чтобы к моменту назначения на новую должность уже числиться в кадровом резерве ведомства. Председатель ФГИ Валентина Семенюк более требовательна. Она убеждена, что претендентам на ее пост следовало бы набраться профессионализма. "Мне пока сложно сказать, кто придет на мое место. Я бы использовала внутренние резервы Фонда. Среди моих заместителей — много достойных кандидатур на этот пост", — заявила "k:" Валентина Семенюк.

"Назначения руководства различных органов исполнительной власти разделяются на две плоскости. Первая — министры, которые не подчинены закону "О госслужбе" и назначаются отдельным механизмом. Вторая — руководители центральных органов исполнительной власти являются госслужащими и, в соответствии с украинским законодательством, у каждого своя процедура назначения. Единого механизма подбора кандидатов ни в законодательстве, ни в нормативных актах не существует. Поэтому возникает двоякая процедура: заместители министров назначаются через согласование с Кабмином, чиновники рангом пониже — берутся из госрезерва, либо же приходят на должность через конкурс", — пояснил "k:" смысл назначения конкурса член Комиссии по вопросам формирования кадрового резерва на руководящие должности государственных служащих, руководитель департамента социальной политики Секретариата Президента Павел Розенко. Он убежден, что риск судебных исков из-за нарушения процедуры конкурса, которые выдвигают ФГИ и Налоговая, существует, однако это будет прецедентом в отечественной практике.

Впрочем, украинская история полна случаев использования судов для решения кадровых вопросов. Например, в 2005 году Президент Виктор Ющенко через суд уволил главу администрации Днепропетровской области Сергея Касьянова, назначенного им лично. Перед своей отставкой Касьянов изрядно переполовинил ряды облгосадминистраций, в свою очередь уволив руководителей всех 22 райгосадминистраций и заместителей предыдущего губернатора. Юрист Виктор Мусияка в разговоре с "k:" подчеркивает, что, придравшись к букве закона можно уволить любого политического назначенца. Того же Касьянова "сняли" с должности по обидным формальным причинам несоблюдения процедуры назначения. Руководитель юридического департамента БЮТ Андрей Портнов убежден, что процедурная бюрократия не распространяется на политические договоренности о назначениях. "В таком случае в Конституции стоит прописать, что руководство таких ведомств формируется не на основании предложений коалиции, а из кадрового резерва. Тогда вся страна из кадрового резерва будет назначать себе всю исполнительную власть", — считает Портнов. В Партии регионов, по понятным причинам, этого мнения не разделяют.

Комментарий:

Дмитрий Крейнин,

глава правления, юридическая фирма "Гарантия":

— Главным нормативно-правовым актом, который регулирует процедуру назначения государственных служащих, является Закон Украины "О государственной службе". Статьей 15 Закона определено, что 3–7-я категории государственных служащих принимаются на службу на конкурсных условиях. В связи с тем, что данным Законом не определены процедуры, связанные с конкурсным отбором государственных служащих первой и второй категории, то отсутствие конкурса при принятии на работу не может быть причиной их увольнения в дальнейшем. Конкурсные требования не могут быть применены к "политическим квотам", так как они по своей значимости относятся к первой и второй категории государственных служащих.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!