УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Винский стал жертвой «товарищей по партии»

0

Новый министр транспорта и связи уже в первый месяц работы допустил много ошибок, что свидетельствует об отсутствии у него профессиональной команды помощников.

Первые шаги Иосифа Винского на посту главы Министерства транспорта дают основания предполагать, что неопытность министра и отсутствие компетентных специалистов в ближайшем окружении сделают его министерскую судьбу не менее сложной, чем у Николая Рудьковского. Надо отдать должное, Винский пытается разобраться в ситуации. Но встреча с бывшими министрами транспорта Орестом Климпушем, Леонидом Костюченко и Валерием Пустовойтенко позволяет получить целостное представление о проблемах отрасли, но никак не о механизмах их решения. Министр уже столкнулся с тем, что некоторые «товарищи по партии», воспользовавшись его неопытностью, пытаются решить свои проблемы и просто его подставляют.

НЕЗАКОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ

Один из первых просчетов коснулся повышения железнодорожных тарифов на пассажирские перевозки с 1 января на 8,7%. В 2007 году приказом Минтранссвязи от 27 января №58 было предусмотрено поэтапное повышение тарифов на 5% с 1 марта, 1 мая, 1 июля, 1 сентября и 1 ноября 2007 года. Два последних повышения были отменены, скорее всего, из-за политических соображений, поскольку должны были состояться накануне выборов. Вышеназванный приказ был зарегистрирован в Минюсте, как и два приказа, отменявшие повышение с 1 сентября и 1 ноября. Правовые основания для повышения в нынешнем году неясны. Согласно утвержденной процедуре тарифный приказ Минтранссвязи должен быть согласован с Минэкономики, зарегистрирован в Минюсте и вступает в силу на 11-й день после такой регистрации. Последний же минтрансовский приказ на сайте Минюста датирован 31 октября и касается именно отмены повышения тарифов с 1 ноября. Из-за нарушения процедуры регистрации повышение с 1 января может быть признано незаконным.

Что интересно, новое руководство Минтранссвязи не оригинально в своей аргументации необходимости повышения тарифов. Главный «козырь», как и у предшественников, — убыточность пассажирских перевозок, которая оценивается на уровне 4 млрд. грн. в 2007 году. Эту же цифру называл в свое время и Николай Рудьковский. «k:» неоднократно сообщали, что данные показатели убытков, по мнению многих экспертов, завышены как минимум вдвое.

В ситуации c железнодорожными тарифами Винский поставил в неудобное положение премьер-министра Юлию Тимошенко. С одной стороны, решение о повышении тарифов может быть оспорено в любом суде. С другой стороны, отменить такое повышение может только непосредственно Кабмин. В любом случае имидж правительства Юлии Владимировны явно пострадает.

О том, что ничего хорошего в этом году «Укрзализныцю» не ожидает, свидетельствует поручение Винского от 28 декабря. В документе (копией которого располагают «k:») дано указание «срочно в течение одного дня доработать сводный финансовый план железных дорог на 2008 год со сбалансированием доходной и расходной частей и обеспечением годового объема чистой прибыли «Укрзализныци» на уровне не менее пяти млрд. грн.». Как можно за один день переработать финплан на сумму 30 млрд. грн. и почему прибыль должна составлять именно 5 млрд. грн., а не три или восемь? Этого можно достичь только при сокращении статей расходов на капитальные инвестиции. В итоге будет «создана» искусственная прибыль, за которую железные дороги будут расплачиваться в 2009 году, когда потребуются более значительные инвестиции в обновление подвижного состава, модернизацию пути и т.п.

Озабоченность Винского пополнением бюджета за счет налога на прибыль железных дорог и увеличение социальных выплат правительством явно контрастируют с намерением повысить тарифы. При этом как-то забывается, что по украинскому законодательству субсидирование убыточного пассажирского хозяйства железных дорог должно осуществляться именно за бюджетные средства. Правда, за все годы независимости Украины эта норма так и не была ни разу выполнена.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА

В отношении железных дорог Винский также удивил своим заявлением в начале января по поводу необходимости увольнения начальников дорог. При этом министр ссылался на итоги работы за девять месяцев 2007 года, согласно которым «Укрзализныця» была убыточной. Но к тому времени даже в распоряжении «k:» уже были финансовые результаты работы за 11 месяцев. Что интересно, как мы уже сообщали, начиная с итогов первого полугодия 2007 года убыточными были пять железных дорог — Донецкая, Приднепровская, Южная, Одесская и Львовская. Прибыльной оставалась и остается только столичная Юго-Западная дорога. Начальники Донецкой (убыток за 11 месяцев — 70 млн. грн.), Приднепровской (минус 215 млн. грн.) и Одесской (минус 0,87 млн. грн.) уже уволены. Есть планы увольнения начальника Южной дороги Виктора Остапчука (минус 30 млн. грн.). и Алексея Кривопишина — начальника Юго-Западной дороги, получившей за 11 месяцев 2007 года прибыль в 7 млн. грн. Стоит отметить, что на Юго-Западную дорогу приходится 35% всех убыточных пассажирских перевозок и основная нагрузка по финансированию строительства моста через Днепр и Дарницкого вокзала. При этом не упоминается как кандидат на увольнение начальник Львовской дороги Михаил Мостовой (убыток в 19 млн. грн. — Ред.).

Впрочем, понимание убыточности у Винского не учитывает реалий освоения средств монополистом в прошлом году. Несмотря на «мелкие шалости» бывшего «донецкого» руководства «Укрзализныци» с лизинговыми схемами и т.п., стоит признать, что при Владимире Козаке было много сделано в сфере капитальных вложений, особенно в модернизацию пути и путевую технику. Индексация основных фондов и увеличение амортотчислений позволили направить на эти цели около 7 млрд. грн., что стало рекордом за годы независимости. Значительные капвложения и привели к отрицательному финансовому результату. Правда, при этом была провалена заявленная программа закупки новых вагонов.

ФАКТОР КОВЗЕЛЯ

Нынешнюю кадровую политику на железных дорогах определяет народный депутат от БЮТ, секретарь парламентского комитета по транспорту и связи, руководитель ЗАО «Интертранс» Николай Ковзель. Именно он протежировал на должность главы «Укрзализныци» Василия Мельничука. А все они — выходцы со Львовской дороги и работали вместе в различных вариациях как во Львове, так и в Киеве. Возможно, это объясняет тот факт, что в списке на увольнение начальников дорог отсутствует начальник Львовской дороги Мостовой.

Показательно, что не без участия Ковзеля первым заместителем гендиректора «Укрзализныци» стал бывший первый заместитель Рудьковского Владимир Корниенко. Ранее, в 2003–2004 годах, он работал на этой же должности у Георгия Кирпы, а в начале 2005-го недолго возглавлял «Укрзализныцю».

Для Ковзеля назначение Корниенко главой «Укрзализныци» было бы самым оптимальным вариантом, учитывая их давние хорошие отношения. Но в нынешних условиях появление на такой стратегической должности столь высокопоставленного чиновника из правительства Януковича нереально. В итоге глава «Укрзализныци» Мельничук при опытном Корниенко фактически может стать свадебным генералом. Показательно, что кроме расстановки кадров Николай Ковзель параллельно решает вопросы ЗАО «Интертранс». Позиции этой компании, контролировавшей во времена Георгия Кирпы 30% рынка транспортно-экспедиционных услуг на железнодорожном транспорте, с приходом «донецких» серьезно пошатнулись. Напомним, в этой сфере работает донецкая компания «Лемтранс», ранее возглавляемая Владимиром Козаком. С его приходом на пост главы «Укрзализныци» «Интертрансу» пришлось потесниться. После утраты некоторых преференций «Интертранс» стал судиться с Кабмином и «Укрзализныцей». Согласно судебным решениям ущерб оценивается в 132 млн. грн. И вот 28 декабря Иосиф Винский поручил юридическим управлениям Минтранссвязи и «Укрзализныци» «в течение дня провести переговоры на предмет урегулирования вопроса с истцом ЗАО «Интертранс» по поводу судебных исков к Кабинету Министров Украины и «Укрзализныце». Нам не удалось выяснить, означает ли это поручение, что «Интертранс» получит 132 млн. грн. или возможен другой вариант урегулирования конфликта.

КАДРОВАЯ ЧЕХАРДА

Помимо Ковзеля большое влияние на процессы в отрасли оказывает заместитель главы профильного парламентского комитета Юрий Крук. Пока что через Винского Юрий Борисович трудоустроил своего сына. 29 декабря приказом Винского 29-летний Юрий Юрьевич Крук был назначен и.о. начальника порта Южный. Интересно, что в тот день, когда Юрий Борисович Крук отзывал свою подпись под коалиционным соглашением, в морских кругах обсуждалась информация о назначении Юрия Крука-младшего главой порта Южный по линии концерна «Укрморпорт». А такие назначения, напомним, согласовывались с тогдашним вице-премьером Андреем Клюевым. Впрочем, после того как Юрий Борисович восстановил свою подпись под соглашением, трудоустройство сына через «донецких» не состоялось.

Назначение и.о. начальника порта Южный сопровождается юридической коллизией. Предшествующим назначению Крука приказом Иосиф Винский уволил с этой должности Александра Гондзу. Этот приказ №1196 от 29 декабря был подписан на выполнение решения Южного городского суда Одесской области от 24 сентября 2007 года по административному иску Александра Григоращенко (претендующего на эту должность. — Ред.) о признании неправомерными действия конкурсной комиссии Минтранссвязи по организации и проведению конкурса на замещение вакантной должности начальника порта Южный от 1 декабря 2006 года. Напомним, что Гондза был уволен в сентябре 2007-го гендиректором концерна «Укрморпорт» Сергеем Климовым.

Тем временем Александр Гондза оспорил свое увольнение в суде. И что интересно, именно 28 декабря, накануне упомянутого приказа Винского, Апелляционный суд Киева принял решение по удовлетворению иска Гондзы к уже несуществующему концерну «Укрморпорт» и оставил в силе решение Шевченковского районного суда Киева от 21 ноября. Оспорить это решение можно только в Верховном Суде, но в связи с отсутствием ответчика, коим является ликвидированный концерн, сделать это уже нереально. В этой ситуации Винский опять допустил ошибку, так как отмена результатов конкурса еще не предполагает расторжения контракта с начальником порта. К тому же у Южного в резерве есть еще один начальник. Это Владимир Березняк, назначенный Евгением Червоненко и возглавлявший предприятие в 2005–2006 годах. В прошлом году он оспорил свое увольнение в суде, но пока претензий на возвращение в кабинет начальника порта не предъявлял. Пока же ясно только одно: Винского просто используют в личных интересах «товарищи по партии», пока министр не освоился в ситуации.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Александр Арбузов, «Комментарии», «E-media»

Теги:

Версия для печати
113295
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus