Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Народные депутаты от фракции Литвина Игорь Шаров, Сергей Гриневецкий, Юрий Литвин и Михаил Сирота подали в Раду законопроект, предлагающий коренным образом изменить систему выборов народных депутатов. Новая система являет собой смесь пропорциональной и мажоритарной системы — с уклоном в сторону первой. Суть ее заключается в следующем.
ЦИК делит территорию общегосударственного избирательного округа на 450 округов с приблизительно равным количеством избирателей. Каждая партия формирует список из такого же количества кандидатов в народные депутаты. Список формируется в алфавитном порядке. Каждый кандидат закрепляется за отдельным округом, где и проводит избирательную кампанию. Получается, что избиратель голосует за конкретного человека, который, при этом, находится в партийном списке. По окончанию голосования ЦИК суммирует голоса, отданные за всех кандидатов от партии во всех округах. Если общая сумма составляет более 3% от общегосударственного округа – партия преодолевает барьер и проходит в Раду. В таком случае формируются списки депутатов по принципу получения наибольшего количества голосов. Кандидат, получивший наибольшую поддержкой избирателей у себя в округе, становится №1 в списке — и дальше по нисходящей. При этом уже избранные народные депутаты не закрепляются императивно за избирательными округами.
Новая система являет собой попытку объединить на новом уровне две системы — пропорциональную и мажоритарную. О необходимости такого объединения неоднократно говорили представители самых разных политических сил. Поэтому теоретически эти изменения должны найти поддержку в парламенте.
В то же время, переход на новую систему по большому счету невыгоден БЮТ и "Партии регионов". В обеих политических силах окопалось немало "серых" личностей, карьера которых закончится сразу же после "выхода на свет" в фактически мажоритарном округе. Кроме того, такая система осложняет получение партийными "кассирами" финансовых средств за место в списке (что уже давно стало прибыльным бизнесом). К тому же, всем большим партиям (кроме ПР, делающей ставку на сателлитную модель работы в парламенте) выгодно повышение избирательного барьера — дабы выбить из политпространства "середняков". В то время, как система Блока Литвина, наоборот, предоставляет бОльшие шансы новым проектам.
У предлагаемой системы есть серьезный минус — появление политических вотчин не партий, но лидеров. Это может привести к усилению региональных и сепаратистских тенденций. Политические партии начнут "охоту за головами" региональных лидеров, подминая под себя татар, венгров, румын, ромов, просто "хозяев жизни" в том или ином районе. Последние же станут мигрировать между партиями, выбивая себе и своему региону дополнительное финансирование. В таком случае уменьшится идеологическая составляющая политических проектов. Понятное дело, что она и так незначительна. Однако, сегодня, по крайней мере, существует возможность заложить (через внесение изменений в избирательное законодательство) предпосылки для ее развития. После внедрения "литвиновской" системы такой перспективы не останется.
С другой стороны, новая система обеспечит украинской политике приток новой крови. Это очень важно, так как нынешняя закрытость элиты и "кровосмешение" внутри политических партий ведет к окончательной их деградации. Новые же региональные лидеры принесут с собой новые идеи. Станет гораздо выгоднее быть "чистым политиком", а не бизнесменом, пришедшим во власть ради пополнения кошелька. Нет, коммерсанты из парламента никуда не исчезнут. Но им придется играть уже в сугубо политическом поле и не довольствоваться кулуарами и денежными взносами.
Еще один плюс законопроекта – фактический отход от мультипартийной системы. Региональным лидерам станет невыгодно "держать" собственные маленькие партии. Куда проще войти в одну из лидирующих структур и "сделать" выборы в родном регионе.
Каковы перспективы прохождения законопроекта "литвиновцев" через парламент? Ответить на этот вопрос сложно, особенно с учетом текущей политической ситуации. Однако само появление проекта кардинально новой для Украины избирательной системы – уже хороший знак.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости