УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Александр Тодийчук: «Красная цена» нашего бензина – 5 гривен

0

Украина превратилась в «сливную яму» низкокачественных нефтепродуктов

Сегодня уследить за изменениями цифр на украинских АЗС – архисложное дело. К тому же, если в Киеве литр А-95-го может стоить в районе 5,85, то уже в нескольких сотнях километров от столицы цена будет на 10-15 копеек выше.

При этом едва ли не каждый день звучат прогнозы экспертов, политиков и нефтетрейдеров (в большинстве случае – одни и те же лица). Суть этих прогнозов сводится к призыву: украинцы, готовьтесь к подорожанию. Цены называют разные: от 6 грн до 6,30 грн за литр в ближайшие недели. Причин – тоже великое множество, от повышения стоимости на мировых рынках нефти до «пробелов» в политике нынешнего правительства. Смотря, кто и с какой колокольни оценивает.

«proUA» решил проанализировать ситуацию вместе с экс-председателем правления «Укртраснафты» Александром Тодийчуком. Бывший гос-менеджер сегодня является внештатным советником министра топлива и энергетики. И в большей мере позиционирует себя как общественного деятеля, члена Киевского международного энергетического клуба «Q-club». Созданная в начале года, эта организация объединила целый ряд известных топ-менеджеров, в разное время управлявших Минтопэнерго или крупными энергетическими госкомпаниями.

Что сегодня происходит на розничном рынке нефтепродуктов? Резкий рост цен, который мы наблюдаем, представители НПЗ, нефтетрейдеры и финансируемые ими аналитические агентства называет следствие мирового подорожания нефти. А существует ли сегодня при формировании цены на стелах АЗС какие-то «украинские особенности»?

Оценивая ситуацию объективно, нужно сказать: в мире в последние годы отслеживается стабильная, с от дельными пиками, тенденция к подъему цен. Здесь и объективные процессы на мировом рынке нефти, и так называемые спекулятивные составляющие роста цен. Потому что реальная цена, по мнению экспертов, исходя из объективных затрат, составляет сегодня 60-70 долларов за баррель, остальное, как правило, сверхприбыли, возможность которых обусловлена тем, что мировой рынок практически полностью охвачен нефтяными структурами, которые ведут согласованную ценовую политику. К примеру, мы видим, как успешно в интересах нефтяного бизнеса раскручивается любая информация о катастрофах: где-то затонул один танкер или в районе одной нефтяной платформы / НПЗ пронесся буран. Но связанные с этим потери нефти составляют лишь миллионную часть процента от годовой добычи, достигающей 4 млрд. тонн! Однако с помощью масс-медиа на этом фокусируется внимание всего мира. И цены тут же как бы обоснованно поднимаются.

Что-то похожее происходит и в Украине. У нас всегда возникает ряд «объективных причин» для подъема цен именно перед посевной или уборочной, когда существует максимальный спрос на нефтепродукты. Кроме того, нефтетрейдеры сегодня некорректно связывают рост цен линейно с мировыми тенденциями. Они говорят: «Мы сегодня продаем нефтепродукты на 25-50% дешевле, чем в Европе». Да, но они умалчивают о качестве. А оно - в несколько раз хуже. В несколько раз!

Для того, чтобы все нефтеперерабатывающие мощности Украины могли выпускать продукцию, соответствующую европейским стандартам, необходимо инвестировать несколько десятков миллиардов евро или долларов. И если бы нашему потребителю было продемонстрировано: смотрите, вот наш инвестиционный план, вот наши реальные инвестиции, вот качество нефтепродуктов, которое постоянно улучшается, поэтому мы хотим повысить на них цены, чтобы вернуть свои инвестиции – в этом случае, я думаю, большинство потребителей конструктивно отнеслись бы к этим процессам. Но вместо этого Украину превращают в «сливную яму» низкокачественного бензина и при этом пытаются продавать его почти по европейским ценам.

Кроме того, у нас перед каждой посевной (или уборочной) выходит (по инициативе собственников украинских НПЗ) распоряжение Кабмина, которым разрешается увеличение количества серы в нефтепродуктах. Даже старые стандарты сегодня заводами не выдерживается. Звучат ультиматумы. Тот же Дрогобычский НПЗ или Надворнянский НПЗ и др. заявляют, что они, в случае действия новых стандартов, остановятся. К сожалению, правительство на этот розыгрыш позитивно реагирует. И каждый раз при этом заводы обещают: «у нас уже есть план модернизации, дайте нам хотя бы на год щадящий режим». Но, похоже, у них даже чертежей на бумаге нет. Не говоря уж о том, чтобы был заложен хоть какой-то «камень» в реконструкцию.

У нас крайне плохо отлажена система контроля качества. Стоит появиться боевому объективному руководителю организации, которая осуществляет анализ нефтепродуктов, - он сразу же (через месяц-другой) увольняется. На его место приходит более «гибкий», который имитирует деятельность. И наших нефтетрейдеров это устраивает.

Но для того, чтобы мотивировать к решительным действиям собственников НПЗ, правительство и парламент должны обеспечить хотя бы минимальные условия для модернизации заводов. В мировой практике для этого создается ряд налоговых льгот. Можно, например, убрать НДС при поставке оборудования для модернизации, предоставить какие-то налоговые каникулы на период реализации проектов. С другой стороны, необходимо подкорректировать и акцизную политику. Ведь сегодня, скажем, тому же «Лукойлу» иногда выгоднее завозить готовый продукт, чем производить его в нашей стране. О полугодовых ожиданиях возврата нефтетрейдерами многомиллионных НДС и говорить не приходится.

Государство должно вести также просветительскую политику среди населения. Следует понимать, что при езде на низкокачественном бензине его расход будет больше. У меня был как-то прямой эфир и я высказал эту мысль. Многие тогда отнеслись к ней с иронией. Но уже на следующий эфир один из слушателей позвонил в студию и сказал, что специально провел эксперимент с дешевым и дорогим топливом на трассе «Одесса-Киев». И дешевого топлива на это расстояние потребовалось больше. Не говоря уж о том, что его потребители выводят из строя двигатели, портят экологию и свое драгоценное здоровье.

Есть еще и «черный» рынок…

На территории Украины, по оценкам экспертов, сегодня действует около ста подпольных нефтезаводов. Они, как правило, очень мелкие и работают на конденсате, на перегонке ворованной нефти, или на нефти, которая добывается из нелегальных скважин, делают также подобие биотоплива. Судя по всему, такая практика пришла к нам из разоренной войной Чечни.

Я согласен, что делать это незаметно – невозможно, и похоже, у них есть поддержка местных властей. Когда я возглавлял «Укртранснафту», у нас были сводки МВД и СБУ о таких заводах. Почему до сих пор не предпринимают мер – это уже другой вопрос.

Сколько «подпольного» топлива сегодня «представлено» на рынке?

Трудно сказать. Возможно, порядка 10-15%.

Но это очень серьезная цифра….

Иногда на заправках к качественному нефтепродукту сливается сырой газовый конденсат. Контроль качества сегодня должен осуществляться в первую очередь, ведь вред наносится прежде всего людям и природе. И если уже такие высокие цены, то будьте добры - дайте качественный продукт. Бывает и так, что бренд на АЗС - солидной компании, а вот заправщик «нечистоплотен».

Давайте вернемся к импорту, который должен сгладить «завышенные цены» внутреннего рынка…

Это нельзя назвать «картелем». Но сегодня существует определенная солидарность в действиях крупных трейдеров, которые ведут свою политику, далекую от рыночных, честных, конкурентных условий.

С другой стороны, к объективным причинам повышения цен следует отнести агрессивную акцизную политику России. Повышение идет больше на сырую нефть, чем на продукт переработки. Таким образом российское правительство мотивирует модернизацию собственных нефтеперерабатывающих заводов. Украине в своей энергетической стратегии следует учесть и этот фактор.

Но я бы посоветовал Украине приступить к строительству нового нефтеперерабатывающего завода. По моему мнению, больше всего подходит его размещение в Бродах. Хотя сейчас рассматривается вариант его строительства в районе Одессы. На море легче доставлять сырье, легче сбывать его. Но я бы не ставил главной целью работу на экспорт, оставляя на своей территории только загрязнение окружающей среды. Прежде всего нужно наполнить внутренний рынок. Ведь сегодня более 50% нефтепродуктов завозится в Украину. И это нашему бюджету невыгодно. Есть здесь вопросы и социального плана.

Многие говорят, у нас сегодня практически семь заводов (с учетом Шебелинского), зачем, мол, нам строить еще? Но ведь на этот вопрос есть четкий ответ. Да, у нас много заводов, но мы дохозяйствовались до того, что они перестали работать в интересах нашей страны. Они даже способны саботировать процесс производства и вести свою отдельную политику. Нет приватизационных обязательств, защищающих государственные интересы. Их не учли, когда продавали эти заводы! И это тоже ошибка. За рубежом твои действия должны отвечать правилам игры на этом рынке. У нас же такие правила, что каждый может трактовать их по-своему. И делать из этого свой, не всегда честный, но высокоприбыльный бизнес.

На НПЗ в Бродах будет каспийская нефть?

Я бы советовал каспийскую. Потому что Украина должна диверсифицировать источники. Сегодня наш нефтяной рынок на 75% зависим от России. И государство должно себя защитить. Вот если бы мы только на 25-30% зависели от Urals, то у нас была бы совершенно другая ситуация на рынке. Как и в случае с газом, прямая «нефтяная» зависимость превращается в политическую.

На этой неделе Антимонопольный комитет объявил об открытии дел в отношении Кременчугского и Лисичанского НПЗ. Нефтяников обвиняют в манипулировании ценами на бензин….

Это, как правило, разовые акции. Системной работы Антимонопольного комитета не было и нет. Для того, чтобы умерить аппетиты трейдеров перед посевной, их начинают запугивать. Но такой пинг-понг многим трейдерам сегодня не страшен.

Но так же в этом процессе действует и правительство, которое устанавливает «ценовые коридоры»…

Это административное, ручное управление. Я его не поддерживаю. Это может быть только временный вариант. Но стратегии стабильной работы на рынке нефти и нефтепродуктов у нашего правительства пока еще нет.

Нужно быть справедливым: рынок нефти сегодня более открыт, более прозрачен, чем рынок газа. Там намного хуже. Но нельзя себя этим успокаивать. Рынок еще далек от совершенства. Думаю, должна быть государственная программа, которая будет мотивировать нефтепереработку на территории Украины. С другой стороны, необходимо создать условия для производства более качественного продукта.

Днями пресс-служба экс-вице-премьера Андрея Клюева обвинила нынешнее правительство в игнорировании создания запаса нефтепродуктов, как это было сделано предыдущим Кабмином. При этом, в документе отмечено, что министрам Виктора Януковича удалось создать резерв в 300 тыс. т нефтепродуктов, которые были использованы на рынке в виде интервенций…

Около двух лет назад такую роль (создания межсезонных запасов) взяла на себя «Укртранснафта». Она закупает нефть, перерабатывает на одном из украинских НПЗ – и выбрасывает нефтепродукты на рынок. Никто еще не дал оценку того, насколько это эффективно для «Укртранснафты» и для страны в целом. Потому что у нас есть целый ряд других структур: Госрезерв, НПЗ «Шебелинка», Кременчугский НПЗ с крупным пакетом госакций, которые могли бы выполнять эти функции.

К тому же, это не соответствует принципам Энергетической хартии, которая запрещает транспортной компании заниматься другими видами деятельности. Потому что это создает условия для скрытых «переливаний» финансов. Посредством этого отвлекаются деньги, которые должны идти на улучшение самой нефтетранспортной системы и формирование ее будущего.

Пока мы играем в эти стабилизационные фонды, реализуются обходные маршруты вокруг Украины. Все идет к тому, что через 5-7 лет мы снизим объемы перекачки нефти вдвое и уже не сможем эффективно делать ни одного, ни другого.

В то же время вот уже 2 года при финансовой и экспертной поддержке ЕС ведутся консультации, подготовлены профессиональные наработки создания в Украине Агентства стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Но никто ими не пользуется. Ведь трейдерам это не нравится.

От менеджеров НПЗ приходилось слышать, что многие топ-чиновники Украины имеют свои интересы в нефтепереработке. Частные компании завозят на заводы нефть по давальческой схеме - и НПЗ вынуждены соглашаться ее перерабатывать.

Это не секрет, об этом говорят и президент, и премьер. Но как только выборы заканчиваются, эта схема начинает всех устраивать.

Существует ли оценка реальной стоимости бензина в Украине экспертами вашего Клуба?

Если говорить о качественном, по европейским стандартам, то стоимость бензина А-95 должна быть около 7 гривен (стандарта Евро-3, Евро-4). А тому бензину, который у нас сегодня, «красная цена» 5 гривен за литр, и то на пиках его потребления.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Юрий Школяренко

Теги:

Версия для печати
105597
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus