УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Подводные камни «открытых списков»

0

Виктор Ющенко снова предложил изменить избирательную систему. «proUA» изучил президентскую инициативу под микроскопом. Выяснилось, что, при всей демократичности системы «открытых списков», проблем все равно не избежать.

Вчера Виктор Ющенко в очередной раз высказался за изменение избирательной системы. На сей раз, он поддержал идею «открытых списков» при «пропорционалке». Так что через два месяца в Украине может появиться новый концепт избирательной системы. «proUA» изучил президентскую инициативу под микроскопом.

Открытый список в «пропорционалке» - это когда избиратель не только «выбирает» партию, но и указывает свое отношение к тому или иному кандидату, голосуя за конкретного человека в списке. Согласно количеству голосов, отданных за кандидатов, и формируется список депутатов. Если, конечно, партия преодолевает избирательный барьер.

Существует огромное количество модификаций данной системы. Самый простой вариант – предоставление права двойного выбора без каких-либо ограничений: 1 партия, 1 кандидат.

Есть и другие вариации. Можно установить часть списка «закрытым» (5-20 человек), остальных же пустить в «преференциальное» плавание. Можно предоставить избирателю право поставить не одну, а несколько галочек напротив кандидатов. Есть также вариант, при котором гражданин в избирательном бюллетене формирует своеобразный рейтинг, располагая кандидатов в любимой партии по ранжиру.

Кроме того, существует практика предоставлять партиям возможность выбирать, какой список они хотят выдвинуть на голосование – открытый или закрытый. Впрочем, как показывает европейский опыт, субъект избирательного процесса с «закрытым списком» теряет потенциальный электорат.

Можно, наконец, еще больше приблизить мажоритарку и создать систему, близкую к концепту Блока Литвина. Существует система панаширования, где избиратель голосует и за партию, и за кандидата, но последний может входить в список другой политической силы. Либо же избиратель ставит галочки за нескольких кандидатов из различных политических сил.

Покамест не ясно, какая модификация придется по нраву Президенту. Но, как бы там ни было, существует ряд проблем, связанных с открытыми списками.

Во-первых, сложность системы и низкий уровень адаптации к политической культуре украинцев. Избиратель в Украине привык голосовать просто – за одну партию или за одного политика. Получив же огромное количество «простыней» на всех участников избирательного процесса, многие запутаются. В результате возрастет уровень «битых» (то есть недействительных) бюллетеней. Это, в свою очередь, скажется на результатах.

Во-вторых, изменение предвыборных технологий. Основная претензия к нынешней системе «закрытых списков» заключается в том, что избиратель в результате голосует за «не весть кого». За несколькими позитивными лицами скрывается легион личностей, зачастую с весьма противоречивым прошлым. К тому же система «закрытых списков» позволяет успешно торговать местами в проходной их части, что выводит из себя приверженцев концепции «чистой политики». Открытые списки решают эту проблему. Но - порождают другую.

Для того, чтобы стать депутатом, понадобится лишь один критерий – высокая узнаваемость. Таким образом, все без исключения бизнесмены и политики полезут в СМИ и станут пиариться везде, где только можно. Да, это приведет к интенсификации политического процесса. Он станет более «живым» и интересным. С другой стороны, это увеличит коррупцию в СМИ, еще больше повысит расценки на «джинсу», уменьшит количество отраслевых профессионалов в Раде. Не говоря уж об увеличении уровня демагогии и снижении профессионального уровня законотворческой работы.

В-третьих, следует опасаться «дробления» страны. Любой политик в списке будет вынужден прикармливать часть электората, которая (по подсчетам) приведет его в Раду. В результате Украина разобьется на огромное количество мажоритарных «вотчинок», где по прошествию времени вновь сформируются (либо усилятся) мелкие региональные кланы. По этой же причине возрастет уровень административного ресурса. Ну, а как, например, попасть в парламент владельцу мощной корпорации, который «не вышел» ни фэйсом, ни голосом? Только с помощью давления на предприятиях. Это же касается и чиновников.

В-четвертых, может начаться процесс разукрупнения партий. Когда политики кричали о необходимости введения пропорциональной системы, то в качестве одного из аргументов приводили укрупнение и усиление политических партий. Открытые же списки приведут к ослаблению этой тенденции. Появится много «летунов», которые, имея в своем арсенале поддержку нескольких десятков тысяч человек, будут переходить из партии в партию, предоставляя профессиональные политические услуги.

В-пятых, в украинских реалиях система может дать сбой. Простой пример. Попытайтесь сходу назвать хотя бы 30 депутатов от БЮТ или «Партии регионов». Тяжело? А их там более сотни. Народ не знает своих «героев». И будет в массе своей ставить «галочки» за Тимошенко, Януковича, Литвина и т.п. Остальные же будут статистами на празднике жизни. То есть система может попросту не заработать.

Все эти негативные факторы можно нивелировать – было бы желание у разработчиков. Ведь моделей «открытых» списков хватает. Главное в этой ситуации - не поставить очередной неудачный эксперимент над политической и партийной системами. Чтобы через два-три года не менять «открытые» списки на нечто еще более экзотичное.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Андрей Сичкарь

Теги:

Версия для печати
2295
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus