12 мая 2008, 13:14
Поделитесь публикацией:
Берегись автомобиля

Страну захлестнула эпидемия масштабных ДТП. Богатые давят бедных, пьяные – трезвых. Если власть и политики не примут мер, общество может перейти к коллективным формам протеста.

“Большие” украинцы безжалостно давят “маленьких”. Пьяные на “крутых тачках” несутся с несусветной скоростью, убивая на своем пути мирно идущих (или же стоящих на тротуарах) пешеходов. Ни власть, ни оппозиция пока не могут дать адекватного ответа на вопрос, кто виноват и что делать. Большая часть общества поставлена перед необходимостью самоорганизовываться в борьбе за свое выживание. И объявлять тендер на политиков, адекватно реагирующих на вызовы современности.

Охота на пешеходов приобретает характер эпидемии. И все чаще ответная реакция пешеходов принимает формы коллективного бунта. Точкой отсчета многие считают ДТП, случившееся в Тернополе в конце 2006 г. Тогда работник правоохранительных органов сбил на пешеходном переходе двух девочек. Тысячная толпа едва не линчевала водителя. Однако, тот в итоге отделался 68 грн. штрафа, ибо травмы пострадавших не были признаны тяжелыми (при том, что обе девочки попали в реанимацию). Можно только догадываться, во сколько обошелся для виновника ДТП такой “штраф”.

После этого в Киеве случилась история с пасынком Дмитрия Фирташа – Сергеем Калиновским, чуть позже в Одессе – с сыном зампредседателя одесского облсовета, затем — жутчайшая авария в Кременчуге (жертв просто разорвало на части). Наконец, майское ДТП в Харькове стало трагедией общегородского масштаба: шестеро погибших, из них двое детей ...

Хуже всего то, что политики в целом (и власть в частности) отреагировали на эту череду аварий удручающе неадекватно. Министр внутренних дел Юрий Луценко отметился суконной статистикой: сейчас, мол, людей гибнет меньше . Реакции премьера мы так и не услышали. Что до Виктора Ющенко, то на словах его реакция была верной: порядок на дорогах нужно наводить, начиная с представителей власти; депутаты должны немедленно ужесточить законодательство за нарушение правил дорожного движения. "Милиция не должна бояться маячков, не должна бояться задержать народного депутата, министра или кого-то, кто нарушает национальные правила дорожного движения", — потребовал президент.

Все это, однако, — "слова, слова". К тому же, если говорить о тезисе "начинать нужно с представителей власти", то здесь Виктор Андреевич попросту высек самого себя. Слишком многие помнят, как 9 мая 2005 г., приняв ветеранские сто грамм, президент сел за руль...

Помимо прочего, Виктор Ющенко потребовал от местных властей в 10-дневный срок принять меры по усилению контроля за дисциплиной на дорогах. Хотелось бы ошибиться, но и эта директива президента вряд ли принесет успех. Скорее, напомнит о создании рабочих мест в рамках выполнения программы "10 шагов навстречу людям”: "для галочки" создаются рабочие места, на которых никто не горит желанием работать.

Вообще-то, главе государства следовало бы смотреть на проблему шире. А суть ее в том, что справедливости на украинских дорогах как не было, так и нет. Более того, пропасть между богатыми и бедными растет, и тот, кто еще недавно сам стоял на остановке (или ходил в одну школу с теми, кто это делает и поныне), “в упор” не видит пешехода. В столице это заметно вдвойне. И если бы Карл Маркс попал на корпоративное застолье в киевский офис, то, может статься, сделал бы вывод, что два основных класса в этой стране – водители и пешеходы, настолько зло первые отзываются о вторых…

Ну, хорошо, там, где не успевает власть – должна наверствывать оппозиция. Однако, и здесь должной реакции не последовало. Помнится, когда в Косово погиб украинский миротворец, оппозиционеры немедленно потребовали "вывести наших ребят". Здесь же в мирной старне гибнут мирные люди – и тишина…

Дело, видимо, в том, что неоправданная роскошь автотранспорта и "некоторые проблемы" при езде давно стали больным местом для всех политиков — от не в меру буржуазных националистов вроде Алексея Ивченко до тех, кто на словах верен "заветам Ильича". Вот и коммунисты написали вроде бы правильную статью об уродах-чиновниках и трагических ДТП. В качестве фигурантов аварий в статье упоминаются Петр Порошенко, Леонид Черновецкий и уже подзабытый экс-нардеп-националист Тарас Процевьят со своим водителем. При этом "товарищи" отчего-то и словом не обмолвились о ровно таком же ДТП, в котором засветилось служебное авто вице-спикера и коммуниста Адама Мартынюка.

Тему беспредела на дорогах могли бы (с пользой для себя и общества) раскрыть социалисты — в частности, Валентина Семенюк, у которой 3 мая жертвой лихача на авто стал племянник. Но у Валентины Петровны и ее соратников хватает хлопот по ФГИ, системно заниматься дорожно-транспортной вакханалией в стране им недосуг…

Таким образом, приходится констатировать, что наиболее строгое и оперативное наказание понес милицонер, якобы показавший средний палец спикеру Арсению Яценюку. Сам по себе этот случай выглядит комичным – но лишь будучи рассмотрен вне общего контекста. На фоне же сотен кровавых ДТП по всей Украине история с "пальцем" приобретает характер абсурдно-шокирующий.

Что ж, если в ближайшее время ситуация не изменится, общество может вспомнить о коллективных формах протеста: блокировании дорог и бойкоте, опробованном во Львове после убийства Игоря Билозира. Прецеденты ведь были. Когда 18 лет назад в Чернигове в багажнике попавшей в аварию обкомовской машины нашли какие-то деликатесы, половина жителей города стихийно вышла на улицы. Теперь же адекватного возмущения не наблюдается. Хотя нет, в Тернополе реакция была, что, однако, не помешало свести все наказание к минимальному штрафу.

Многие из нас солидарны с тернопольчанами, решившими лично наказать нарушителя. Однако решения в стране принимают политики – и обществу еще предстоит донести протестные настроения до партийных ячеек на местах. Свое слово должны сказать и наши интелектуалы. Ибо пока, к сожалению, приходится признать, что издания, которые принято считать “желтыми”, реагируют на проблему куда адекватнее “продвинутых”. Ну не странно ли, что интеллигенция, которая в свое время так бурно возмущалась льготами советской партноменлкатуры, теперь – не издает ни звука? А ведь проблема беспредела на дорогах в целом (и безнаказанности богатых "лихачей" в частности) требует к себе внимания не менее пристального, чем борьба со СПИДом или рассовой нетерпимостью. Украинским политикам еще не поздно понять, что престиж государства в глазах его граждан разрушают не столько информационные козни зарубежных врагов, сколько пьяные хамы на крутых "тачках".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!