УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Супермаркетам приказали поделиться прибылью

0

Кабмин ожидает падения магазинных цен. Однако, снизятся не цены, а затраты крупных агрокомпаний. Народ это вряд ли почувствует.

В минувшую пятницу Верховная Рада утвердила один из трех законопроектов, определенных Кабмином как первоочередные в борьбе с инфляцией. Депутаты узаконили инициативу своих коллег - известных аграрных лоббистов Евгения Сигала и Александра Ткаченко - об установлении (для ряда социально значимых товаров) предельных торговых надбавок не выше 15%. Однако усилия государства, скорее всего, приведут не столько к снижению цен, сколько к уменьшению затрат аграрных компаний. То есть к увеличению прибылей для агробизнеса.

Атаку на торговлю правительство начало в конце марта, после чего «договорилось» с супермаркетами об ограничении торговых наценок на социально значимые продукты питания до 10%. Тогда премьер Юлия Тимошенко заявляла, что правительство оценивает 50% существующей цены как надбавки торговых сетей. Те, в свою очередь, заявляли, что их наценки не превышают 10-15%.

Однако, похоже, что уже с момента достижения соглашения правительство не питало иллюзий относительно договора. В конце марта в Раде появился законопроект Евгения Сигала и Александра Ткаченко об установлении торговой надбавки на уровне 15% на социально-значимые товары. К таковым отнесли множество наименований: муку пшеничную всех сортов, муку ржаную обдирную, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия. А также крупы, свинину, говядину, мясо птицы (курятина), куриные яйца, мясные и колбасные изделия (кроме сырокопченых и сыровяленых). Наконец, в список включили молоко, сметану, кефир, ряженку, кисломолочные сыры, масло соль, сахар, подсолнечное и кукурузное масло, овощи «борщового набора».

При этом депутаты, которые сами являются крупнейшими аграрными бизнесменами Украины, основное внимание в документе уделили взаимоотношениям производителей (поставщиков) и супермаркетов.

Аграрии уже давно жаловались на финансовые затраты от работы с торговыми сетями. Некоторые производители уверяли «proUA», что стоимость их продукции в супермаркетах на 30-60% сформирована за счет различных услуг, которые они вынуждены оплатить торговым площадкам. Это различные бонусы за продвижение товара, маркетинговые и консультационные услуги, затраты по каждой новой позиции ассортимента. И, самое главное, производители жаловались на дефицит финансов из-за своеобразного бесплатного кредитования сетей, когда деньги за реализацию продукции мясокомбинатам или молокозаводам возвращались через 2-3 месяца после продаж.

Теперь депутаты обязали магазины рассчитываться с поставщиками не позже трех банковских дней с момента продажи. А срок оплаты скоропортящейся продукции отныне не может превышать срок ее реализации. За каждый просроченный день розница будет платить поставщику 1,5% пени от суммы платежа.

Вот так. И никаких дополнительных условий в договорах о купли-продажи для «социальных» производителей. Зато много бравурных обещаний. «Принятие этого закона позволит снизить цены на 50%», - пообещал автор закона (и по совместительству владелец крупнейшего в Украине производителя курятины) Евгений Сигал.

Увы, «proUA» считает, что экономические основания для такого оптимизма достаточно призрачны. Согласно результатам исследования розницы от «RetailStudio», совокупный валовой товарооборот крупнейших 25-ти продовольственных торговых сетей составляет менее 14% от общего розничного товарооборота страны. А обеспечить административный контроль принятого закона на остальных 86% прилавков будет тяжело. В особенности с учетом того, как чиновники распоряжаются предоставленными им функциями. Например, Законом «О ценах и ценообразовании», которые позволяет контролировать торговые наценки. Да и в большинстве регионов местные чиновники заключили не один меморандум как с производителями, так и с продавцами. Не помогает…

С другой стороны, у крупных агрофирм сегодня существуют торговые дома, через которые осуществляются продажи. А у некоторых компаний таких структур - несколько. И вот так незадача - на пути от цеха к супермаркету здесь тоже происходит существенный рост «себестоимости».

Существует также проблема с поставщиками. Например, по информации «proUA», рынок поставок курятины в Киеве монополизирован одним поставщиком. От него во многом зависят конечные цены в супермаркетах.

Остаточная монополизация существует и на отдельных рынках агропродукции. Причем подобная «конкуренция» некогда выстраивалась с помощью тех же чиновников, которые сейчас так рьяно теперь снижают цены. И продолжает выстраиваться. Через квотирование продукции, госдотации или игру с таможенными пошлинами.

Интересна также позиция Антимонопольного комитета. «Откаты» за размещение продукции производителей со стороны сетей существуют уже много лет. Но ни разу эта проблема не стала предметом рассмотрения в АМКУ. Да, в последние два месяца ведомство Алексея Костусева начало проявлять активность в рознице и даже возбудило несколько дел. Но украинская практика такова, что результат от такого «дела» превосходит все ожидания. Как в истории с подсолнечным маслом, когда штрафы для компаний, незаконно повысивших цены, в последний момент были уценены в десятки раз. По версии АМКУ – из-за согласия нарушителей снизить цены. А на киевских рынках литр масла как стоил 15 гривен зимой, так и держит цену сегодня.

Поэтому первый «антиинфляционный» закон, на который столь страстно уповает Кабмин, вряд ли скажется на ценах «социальных» продуктов. Даже при том, что налоговая сегодня так же активно проверяет финотчетность торговых сетей. Ведь схемы «откатов», которые существуют ныне в работе розницы и производителей, со временем будут замены новыми. В то время как схемы работы крупнейших агрокомпаний, разрушение которых может повлиять на инфляцию, правительству пока не интересны…

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Юрий Школяренко

Теги:

Версия для печати
115875
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus