УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Бурзу Алиев: «Одесса — Броды» грозит не громкая война на Кавказе, а тихие конфликты в Украине

0

«Если исходить из того, что Мilbert и «Укрнафта» выражают интересы одной и той же группы акционеров, возможны те же проблемы — низкие гарантии прокачки.»

За оценкой степени роста угроз развитию отечественной нефтегазовой промышленности после начала войны РФ против Грузии «k:» обратились к заместителю министра топлива и энергетики Украины Бурзу Алиеву, ответственному за государственную политику государства в этой отрасли

- Как повлияла российско-грузинская война на проекты по расширению поставок в Украину нефти и газа из Прикаспийских государств?

Ведущий проект на сегодня — это нефтепровод «Одесса — Броды», который предполагается заполнить каспийской нефтью и поставлять ее транзитом через Украину в страны ЕС. Ключевыми точками для заполнения нефтепровода являются расположенные в Грузии портовые терминалы в Супсе, Кулеви и Батуми, ни один из которых войной не разрушен.

- Но два из этих трех терминалов получают нефть только по Транскавказской железной дороге, которую повредили российские войска. Не получится ли так, что порт Супса не сможет удовлетворить спрос всех желающих?

- Главный узел транзита нефти, порт Супса, продолжает работу, он дает на рынок до 15 млн. т в год. Да, был подрыв одного из очень многих мостов на этой железной дороге, что вынудило Азербайджан на несколько дней приостановить железнодорожный транзит в Батуми и к другому расположенному возле Поти терминалу — порту Кулеви. Но раньше, когда на Транскавказской железной дороге были оползни, она очень быстро отстраивалась, и сейчас очень быстро восстановится. Основные потоки транзита как шли через Супсу и по БТД в Турцию, так и сейчас идут.

- Реализация проекта «Одесса — Броды» связывалась именно с супсинским терминалом?

- Нефтяной терминал этого порта является собственностью акционеров Азербайджанского международного консорциума. Консорциум владеет нефтяным месторождением Азери-Чираг-Гюнешли, крупнейшим производителем нефти в Азербайджане. С этой точки зрения Украина всегда рассматривала именно Супсу как возможный порт отгрузки нефти. Но с 2009 года до 80% экспорта нефти из Азербайджана придется уже не на консорциум, а на государственные структуры, прежде всего на госкомпанию Socar, которая владеет Кулеви.

- Какие планы имеют партнеры проекта «Одесса — Броды» на терминал в Кулеви?

- Президенты Украины, Польши, Грузии и Азербайджана договорились о создании межгосударственной операционной компании «Сарматия» для достройки нефтепровода «Одесса — Броды» до Плоцкого НПЗ. Каждый из партнеров согласился предоставить оператору свои мощности: Азербайджан — мощности Кулеви, Грузия — транзитную инфраструктуру, Польша и Украина — мощности нефтепроводов и так далее.

- Но именно этот порт блокирован. Получается, что Москва пытается вынудить лидеров четырех государств отказаться от проекта?

- Вряд ли можно блокировать стратегически важные для Европы решения глав государств извне. Противодействие рождается изнутри, блокируют свои же чиновники и политики. Многолетняя борьба вокруг «Одесса — Броды» тому яркий пример.

- Если не война, то что ныне препятствует осуществлению проекта?

- Разобщенность и отсутствие единой команды исполнителей. У нас она, как правило, разбивается на разные политические лагеря, в которых чиновники, находящиеся в единой вертикали управления, умудряются находить себе всевозможных покровителей. А затем, избегая персональной ответственности, стараются столкнуть лбами своих протекторов. В результате этого безответственность отдельных лиц превращается в общую для всех горячую политическую борьбу. Последний пример — заявления прессы о том, что Юлия Тимошенко якобы вопреки воле Президента Ющенко запретила «Укртранснафте» заключать контракт на покупку нефти для «Одесса — Броды». Однако подписанное премьер-министром распоряжение ничего не запрещало, в нем просто напоминается государственным компаниям норма, согласно которой они имеют право заключать контракты с предприятиями других стран лишь после отдельной на то воли Кабинета Министров. И все.

- Речь идет о просочившемся в прессу проекте соглашения между «Укртранснафтой» и компанией Milbert?

- Эта компания предложила за аверс «Одесса — Броды» те же деньги, которые российско-британская ТНК-ВР ныне платит за реверс. Но, как и в случае с ТНК-ВР, госкомпании были предоставлены очень слабые гарантии объемов прокачки.

- На минувшей неделе пресса заявила о том, что наметился компромисс: вместо Мilbert за прокачку нефти готово взяться ОАО «Укрнафта»?

- 8 сентября в Баку намечено провести очередной раунд украинско-азербайджанских переговоров по проекту «Одесса — Броды», и «Укрнафта» обратилась к Минтопэнерго с просьбой включить ее представителя в состав официальной делегации Украины. Мы, конечно, рады активности этой компании. Но если исходить из того, что Мilbert и «Укрнафта» выражают интересы одной и той же группы акционеров, возможны те же проблемы — низкие гарантии прокачки.

- Но «Укрнафта» явно стабильнее офшора, поскольку 51% ее акций принадлежит государству...

- В данном случае целесообразно говорить не о величине пакета акций, а об их управляемости государством. Конкретно в «Укрнафте» уровень управляемости госпакета является минимальным, из-за того что частные акционеры оградились решениями судов. Вот «Укртранснафта», например, вообще на все 100% принадлежит государству — и что? 24 августа мы из прессы узнаем, что в Азербайджан прибыла делегация этой госкомпании с целью заключения контракта на закупку технологической нефти для «Одесса — Броды»... Причем официально о таких переговорах не было оповещено ни Минтопэнерго, ни правительство. Будет ли воспринимать эти переговоры их другая сторона как серьезные? Не будет. И контракт вряд ли будет подписан. Зато кое-кто в Киеве или Москве отчитается, что в указанный срок провел в Баку переговоры, по результатам которых нефти в порту Южный больше не станет.

- А если «Укртранснафта» все же закупит технологическую нефть, куда будет откачана нефть российская, ныне находящаяся в нефтепроводе «Одесса — Броды»?

- Вопрос о том, куда направлять 0,5 миллиона тонн нефти, — не сфера компетенции Минтопэнерго, и тем более не госкомпании, отвечающей за прокачку нефти. Пойдет ли эта нефть в резерв, на экспорт, или же ее предложат западноукраинским НПЗ — это решает правительство, приняв или не приняв те или иные предложения Минтопэнерго. Кроме этого, на сегодня не принято еще одно главное решение — о переговорах с возможным оператором прокачки от 3 до 5 млн. т для западноукраинских НПЗ, декларирующих готовность купить этот ресурс. Не принято и третье немаловажное решение — единое техническое заключение о том, что западноукраинские НПЗ действительно готовы не в экспериментальном порядке, а длительный период и гарантированно перерабатывать новый для Украины сорт нефти — Azeri Light.

- Допустим, НПЗ по технологическим причинам на каком-то этапе откажутся от покупки и поменяют этот сорт на аналогичный объем российской нефти?

- Этого не будет, если мы обеспечим последовательность принятия решений. Безо всяких инициатив снизу, которые работают на срыв единых задач, поставленных премьер-министром и Президентом. Уверен, что все попытки вовлечь отрасль во внутриполитические диалоги, очень далекие от нефтяного сектора, потерпят провал.

- В начале этого года НАК «Нафтогаз Украины» начала реформу управления, в ходе которой намеревалась усилить контроль над своими дочерними и связанными компаниями. Может, «Нафтогаз» с реформой не справился и требует поддержки?

- Минтопэнерго о сути этих реформ ничего не известно, а все, что мы видим сейчас, свидетельствует скорее об обратном. Иногда вообще кажется, что отдельно взятые руководители указанных компаний просто не подчиняются главе НАК Олегу Дубине. Я к нему отношусь с большим уважением — его погрузили в непростую конфигурацию власти, которая требует выполнения предписаний и Кабинета Министров, и позиции Секретариата Президента. Как опытный руководитель он с этим с честью справляется, но менеджеры связанных с НАК компаний это двойственное положение используют, начиная маневры и лавирования вокруг чьих угодно интересов, но только не интересов НАК и Минтопэнерго.

- А каков, по вашему мнению, контур отражения этих интересов?

- Отдельный разговор, например, наличие у НАК двух, а не одной головной эксплуатационной компании: ДК «Укргазвыдобування» и ГАО «Черноморнафтогаз». Одна получает лицензии на месторождения и передает другой, а затем все вместе отодвигают контроль со стороны НАК на максимально далекую дистанцию. Меньше всего вопросов к «Укртрансгазу», но и там был критический момент, связанный со страховыми выплатами за счет газа, якобы отобранного Украиной еще в 1993 году.

Но из предприятий системы НАК «Нафтогаз» больше всего вопросов возникает, к сожалению, именно к «Укртранснафте» — компании, за которой закреплен наиболее широкий международный фронт работ. Ведь в ее работе ситуация стоит остро не только по проекту «Одесса — Броды». Есть также и нереализованный проект присоединения к этой компании крымского госпредприятия ФПОНП (Феодосийского нефтетерминала. — «k:»), есть и проект присоединения хранилищ и сетей госпредприятия «Укртранснафтопродукта» (УТНП). Оба не завершены. И, что самое главное, развитие ФПОНП и УТНП тоже успешно простаивает. Но это ведь государственные предприятия, на простое которых кто-то явно старается достичь успеха. Вряд ли следует рассчитывать, что Минтопэнерго будет помощником в этом деле, мы этого не допустим. И надеюсь, что совместными усилиями с нынешним руководством «Укртранснафты» добьемся, чтобы никто в Украине больше и думать не посмел о том, что можно зарабатывать деньги на простое проектных мощностей государства по транзиту нефти в ЕС.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Андрей Старостин, «Комментарии»

Теги:

Версия для печати
202237
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus