УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Владимир Емелин: Если доллар будет стоять, то бензин будет на 25-30 копеек ниже

0

Гендиректор «Укрнефтехимпереработки» о ценах на бензин, формуле их расчета и влиянии банковского кризиса.

Резкий рост доллара на межбанке в середине октября также резко отразился на украинских АЗС. Буквально в течении нескольких часов литр 95-го бензина стал на 20-30 копеек дороже. Правда, уже к середине прошлой недели цены начали потихоньку «сползать». Однако, по-прежнему сегодняшние ценники того же А-95 далеки от ожиданий украинских автомобилистов и прогнозов экспертов.

В прошлую среду министр топлива и энергетики Юрий Продан на очередном заседании экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Кабинете раскритиковал действия нефтетрейдеров. Министр призвал трейдеров своевременно реагировать на мировые изменения стоимости нефти и нефтепродуктов. И остался недоволен последним резким подорожанием бензина. И призвал нефтяников придерживаться рекомендованных «ценовых коридоров».

Узнать, чем аргументировали подорожание бензина трейдеры, «proUA» решил у генерального директора государственного предприятия «Укрнефтехимпереработка» Владимира Емелина. Тем более, что именно на базе этого предприятия создан Секретариат экспертно-аналитической группы, которая и рассчитывает «ценовые коридоры» на нефтепродукты в Украине. Да и сама формула, по которой определяется объективная стоимость бензина в Украине, разработана совместно трейдерами и «Укрнефтехимпереработка».

Часто в СМИ предприятие обвиняют в «подыгрывании» нефтяникам. Но на самом предприятии считают, что эта поддержка основана на сугубо экономических факторах. Или даже математических

Владимир Викторович, последнее подорожание бензина трейдеры объясняют реакцией рынка на повышение курса доллара. Насколько такие объяснения соответствуют экономической действительности? Тем более, на фоне мирового снижения нефти, которое мы можем наблюдать уже три месяца?

Трейдеры повысили цены еще 9-го октября до 6,15 гривен за литр А-95. Это была чисто экономическая перестраховка.

В чем она заключается?

Здесь следует учесть, что многие трейдеры являются именно импортерами топлива. И, естественно, расчет за поставленную продукцию идет в долларах. И этот доллар они покупают на межбанковской бирже. И когда был рывок доллара на межбанке до 5,85, то мы можем легко посчитать.То есть, если закупил топливо на миллион долларов (при этом, взяв кредит), он должен будет вернуть уже на 1 млн. гривен больше. То есть, просто «попадает». И доллары по старой цене уже купить негде.

Трейдеры и объяснили на совещании у министра Юрия Продана последний подъем цен тем, что они перестраховали себя от банкротства. Учитывая, что курс на межбанковской валютной бирже в последние дни снизился, ситуация более-менее стабилизировалась, мы договорились, что будем продолжать работать по формуле.

И цены начали возвращаться в рекомендованный вами «ценовой коридор»?

Кстати, уже во вторник это уже произошло. И сегодня, кроме Крыма, все стоят в «ценовом коридоре» - не выше 6 гривен за литр А-95-го бензина. Поэтому, делать серьезные проблемы из случившегося - повода нет.

Стабилизация ситуации на межбанке очень важна. Почему? Потому, что сегодня идет преобладание импорта перед топливом отечественного производства. Сегодня стоит два западно-украинских завода, остановился на капремонт Лисичанский НПЗ. Поэтому, например, сегодня того же дизтоплива 65% импортируется. Отсюда и необходимость в больших объемах валюты для расчетов. Вот такой экономический показатель.

Хотя многие говорят – «вот, мировой рынок падает», Вот он и падает, падает… Но, эксперты, которые делают такие заявления, не учитывают, по какому курсу доллара покупается это топливо. Только из-за курсовых колебаний в первую декаду октября тонна топлива стала дороже более чем на 100 долларов.

Именно это стало главной причиной повышения «ценового коридора» для нефтетрейдевров на вторую декаду, который вы рассчитываете?

Мы сделали изменение средней цены по среднему курсу межбанковской биржи. И «ценовой коридор» был 6 гривен. А то, что нефтетрейдеры подняли до 6,15 гривен – это они объяснили попыткой страховки своих рисков от резкого роста курса доллара. Здесь экономика простая.

А третья декада октября какой будет для автомобилистов? Если не точные цифры «ценового коридора», то хотя его направление: будете снижать или повышать?

Я могу сказать просто: если курс доллара будет стоять в сегодняшних ценах – то стоимость литра бензина будет где-то на 25-30 копеек ниже. То есть, в расчетном коридоре мы видим стоимость бензина в третье декаде октября на уровне 5,70-5,75. Повторюсь, это при условии сегодняшнего курса на межбанке на уровне 5,20 гривен за доллар. Это все считается. Здесь никаких эмоций нет.

В тоже время, у ряда экспертов и СМИ существуют замечания к формуле, по которой устанавливается «ценовой коридор» Минтопэнерго. В частности, звучат обвинения в завышении рекомендованной стоимости, что позволяет отечественным АЗС удерживать высокие цены.

Дело все в том, что формула, которая была нами создана вместе с трейдерами, прошла испытания временем. И работает уже почти два года. Напомню, что она была создана еще при старом правительстве. Это формула, которая учитывает практически все вопросы, связанные с работой рынка. Например, это тридцатидневная отсечка...

А почему тридцать дней, а не, скажем, пятнадцать?..

Потому, что опыт показывает, что тридцать дней – срок оборачиваемости ресурса. Другого варианта просто нет. Мы же пробовали работать и на пятнадцать дней. Но вернулись к этому варианту. Да, в этом году мы внесли некоторые изменения. Скорректировали с учетом изменения внутренней среды.

Формула – это строгая математическая система, которая учитывает все факторы. Это объем переработки в Украине и ценовая ситуация в стране. Также внешние рынки – мы имеем постоянные данные таможни по объемам завезенного импорта, по его ценам. И все эти факторы влияют на определение средневзвешенной цены.

Мало того. Все эти факторы складываются в реальные затраты, которые сегодня несут владельцы АЗС. И в этих подсчетах нет никаких эмоций, одна математика.

Почему объективна? К нам обращались и с Литвы, и с России. Люди смотрели системы, очень положительно отзывались.

И что понравилось литовцам или россиянам?

Им понравилось, что 30 дневная отсечка позволяет избежать скачкообразной цены на рынке. Вспомните, как было раньше. Сейчас же этого нет. Можно же прогнозировать цену.

Ведь, следует сказать, что внедрение нашей формулы не выполняет какую-то регуляторную функцию.

Рекомендационную?..

Нет, никаких рекомендаций. Это не есть какая-то граница, за которую тебе завтра нельзя переходить. Это объективный коридор ценовой ситуации на рынке. Который рассчитан на факторах внутреннего и внешнего рынков и логистических , операционных и административных затратах. И нет никаких эмоциональных составляющих, нет человеческого фактора. И все приняли эти правила игры.

Но, главное, мы прошли и комитет по вопросам ТЭК Верховной Рады, которому четко показали, что, как и откуда берется в расчете цены. И ни одного замечания в свой адрес мы не услышали. При том, что в комитете присутствуют разные политические силы.

Владимир Викторович, вот по формуле объективная цена такая. А у трейдеров она может быть другой. И что дальше? Трейдер решил, что он, например, сам может себе «высчитать» объективную цену. Ведь и в начале октября цены на АЗС были выше «ценового коридора»…

Если трейдер не придерживается, то, конечно, никто ему голову, простите, отрывать не будет. Но был же подписан меморандум между правительством в 2006 г. и нефтетрейдерами, где все эти вопросы были оговорены.

Но сама идея этой формулы исходила именно от трейдеров. Ведь стабильность рынка очень важна и для нефтяников.

Да, выходят за «коридор». Никто не может запретить этого. Но в большинстве случаев (за исключением ситуации с последним скачком цен) все стоят в этом «коридоре».

Последний банковский кризис в Украине и стабилизационные меры НБУ как-то сегодня сказываются на работе нефтетрейдеров?

Этот вопрос был одним из основных на совещании у министра. Трейдеры высказали большую озабоченность постановлением Нацбанка N319, которым практически запрещено авансирование импорта.

Есть такая графа в пункте 4.4. «кроме критического импорта». Раньше в перечень «критического импорта входили и нефтепродукты. Сегодня же никто не может объяснить, что же такое «критический импорт». И министр Продан дал задание подготовить письмо в НБУ, чтобы объяснили нефтяникам.

Ведь без авансирования (без предоплаты за товар), Украина может оказаться без бензина и дизтоплива. Как и без нефти. Ведь если я не проплачу контракт, я же не получу товар. Это очень серьезно. Тем более, при такой доле на внутреннем рынке импортного топлива.

Но, думаю, что это рабочая ситуация. Сегодня же рынок обеспечен ресурсом, проблем с ресурсом не существует. Если НБУ поправит эти вопросы – этих проблем и не будет. Если будет держаться курс доллара, то на ноябрь явно прогнозируется довольно резкое снижение цен. Все в наших руках.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Юрий Школяренко

Теги:

Версия для печати
19620
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus