Главная Новости Политика Змеиный ничему не научил
commentss НОВОСТИ Все новости
6 февраля 2009, 16:39
Поделитесь публикацией:
Змеиный ничему не научил

Бездарно проиграв войну за Змеиный, в текущем году руководство МИДа Украины высшими приоритетами вновь посчитало реализацию внешнеполитических порывов Президента

Обнародованный перечень приоритетов работы украинского МИДа в 2009 году вызвал неоправданно много шума. Ничего сенсационного в набившем оскомину наборе высокопарных заявлений о необходимости работать над реализацией курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию и международным признанием Голодомора геноцидом нет

Местами дословно повторяющийся план деятельности внешнеполитического ведомства Владимир Огрызко предложил Президенту Ющенко год назад, едва став министром. Но учитывая, что смены руководства МИДа в ближайшее время, вероятно, не произойдет, стоит проанализировать то, как будет работать украинская дипломатия в этом году. Ведь 750 человек в центральном аппарате и еще полторы тысячи в представительствах по всему миру, получая зарплату из бюджета, будут что-то делать. Даже если с началом президентской кампании и без того малоинтересная для политической элиты страны внешняя политика вообще превратилась во второстепенный инструмент решения предвыборных задач.

Кредит от России в обход МИДа

После изучения списка направлений деятельности МИДа создается впечатление, что руководство министерства вообще не понимает масштаба вызовов глобального финансово-экономического кризиса. В ведомстве, где еще до 1 января не хватало средств на командировки заместителей министра внутри страны, а с нового года всем посольствам и консульствам радикально урезают расходы на оргтехнику, бензин, телефонные переговоры и грозятся в феврале заплатить лишь половину зарплаты, почему-то считают нормальным лишь вскользь упомянуть о кризисе и роли дипломатии в его преодолении. Бесспорно, биться над интенсификацией диалога с НАТО и важнее, и перспективнее. И это при том, что, по информации источника из Кабмина Украины, уже в ближайшие семь дней планируется провести в Москве первый раунд переговоров о получении от России стабилизационного кредита для поддержания государственного бюджета.

МИД, естественно, к этим — достигнутым еще в рамках "газового мира" — договоренностям не имеет никакого отношения. Тем не менее Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером и инвестором в украинскую экономику, а выживание целых отраслей зависит от масштабов производственной кооперации с компаниями из РФ и доступом на российский рынок. Учитывая это, внешнеполитическое ведомство в своих планах на год могло бы уделить отношениям с Москвой больше внимания, не отделываясь одной пустой фразой о переводе диалога в равноправный и прагматичный формат.

На европейском направлении руководство МИДа ставит перед дипломатами правильную задачу — активнее защищать интересы украинских трудовых мигрантов. Другое дело, что добиваться упрощения визового режима и защиты прав гастарбайтеров необходимо было более решительно раньше — сейчас в условиях тяжелейшего экономического кризиса, особенно затронувшего строительную отрасль, все больше "заробитчан" возвращаются домой и все меньше украинцев отправляются в страны ЕС по делам или на отдых. Интересы же отечественных производителей в диалоге с Брюсселем следует отстаивать как никогда активно. Украина вступила в ВТО в самый неудачный момент. В период кризиса большинство правительств принимают решения о закрытии рынков и поддержке собственных производителей.

У ЕС есть огромный опыт, как делать это, игнорируя или обходя отдельные нормы, принятые в рамках Всемирной торговой организации. Киеву тоже следует предпринимать такие меры, невзирая на недовольство Евросоюза. А сглаживать это недовольство — как раз задача дипломатов. Но проблема в том, что после вытеснения Борисом Тарасюком Владимира Макухи с поста заместителя министра, курировавшего внешнеэкономические связи, в МИДе не осталось на высоком посту ни одного специалиста по вопросам торговли. Финальную стадию интеграции в ВТО курировал Валерий Пятницкий из Минэкономики, а внешнеполитическое ведомство вообще оказалось на обочине этого процесса.

Что же касается решения практических политических вопросов в Европе, выходящих за рамки переговоров об углубленном соглашении о партнерстве с ЕС, признания Голодомора и получения поддержки в перманентном противостоянии с Россией, здесь МИД ничего особого добиваться не собирается. Как показало оглашенное в минувший вторник в пользу Румынии решение Международного суда ООН о статусе острова Змеиный, даже западные границы Украины внешнеполитическое ведомство при нынешнем руководстве отстоять не может. Правда, справедливости ради надо отметить, что Змеиный мы проиграли еще во времена Кучмы, когда передали это дело в Гаагский суд. Дело в том, что этот орган всегда выносит половинчатые решения, которые отчасти удовлетворяют запросы двух стран.

Неэкономная дипломатия

В конце девяностых, стремясь поддержать начавшийся промышленный рост, президент Леонид Кучма поставил задачу "экономизации дипломатии", имея в виду особое сосредоточение на продвижении украинских экономических интересов в развивающихся странах. После 2005 года это направление стремительно деградировало. Ни у Виктора Ющенко, ни у назначавшихся им руководителей МИДа не было вдохновения заниматься Азией, Африкой и Латинской Америкой. Даже Центральную Азию украинское внешнеполитическое ведомство выпустило из круга своих приоритетов.

В особенно глупом положении оказались посольства и консульства, которые открывались в конце 90-х — начале 2000-х как раз на волне "экономизации дипломатии" и увлечения механическим расширением числа и географии представительства украинских интересов. Уже тогда открытие восьмидесяти посольств и нескольких десятков генконсульств было очевидным излишеством. И не только из-за нехватки средств на содержание и кадров для их качественного наполнения, но и вследствие того, что украинские внешнеполитические интересы никогда не требовали такого количества диппредставительств. Какой, например, смысл иметь одновременно посольства в Ираке, Кувейте, Сирии и Иордании? Вполне можно было бы обойтись одной крупной миссией, представляющей Украину в остальных странах по совместительству, как поступают гораздо более богатые Нидерланды, Норвегия или Португалия.

Теперь же, когда МИД об Африке, Азии и Латинской Америке в перечне своих приоритетов высказывается одним скупым и размытым предложением, сотрудникам почти половины украинских посольств, еще не потерявшим желание работать, можно только позавидовать. Максимум, чем их озадачивает МИД, — это пропаганда Голодомора (на ноябрьские мероприятия в Киев приглашали даже президента Мозамбика) или отслеживание в местной прессе сообщений об очередном этапе обострения украинско-российских отношений. Неудивительно, что, когда в начале этого года ведомство столкнулось с тотальным дефицитом денег, речь в первую очередь зашла о сокращении числа посольств за пределами Европы.

В целом очевидно, что в текущем году украинской дипломатии ни на одном из даже задекларированных МИДом приоритетных направлений не удастся добиться существенных результатов. Стратегические партнеры — Москва, Брюссель и Вашингтон — будут ждать результатов президентской кампании, а возможно, и активно вмешиваться в ее ход, что сделает маловероятным решение практических вопросов, интересующих бизнес и граждан. Сейчас стоило бы активнее работать с такими странами, как Китай, Бразилия, Египет, ЮАР, Эфиопия и т.д., для которых интересно не имя следующего украинского президента, а наши технологии, продукция, природные ресурсы или туристы. Но нынешнее руководство МИДа вряд ли перестанет огрызаться России и долбить гранит евроатлантической интеграции ради такой "мелочи", как наращивание экспорта металлопродукции или запуск спутников на украинских ракетоносителях.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!