УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Новая политическая система от Виктора Ющенко

0

Краткое изложение того, как видит Виктор Ющенко новую Украину. Читать и удивляться придется много.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию, скорее следует назвать новым Основным Законом. Уж слишком изменен документ, слишком модернизирована система. Мы не будем останавливаться на разделах, касающихся прав и обязанностей украинцев, общих положениях и т.п. Так уж повелось, что данные нормы в Украине на практике являются декларацией чистейшей воды. Мы обратимся напрямую к изменению политической системы. Ведь именно вопрос нового распределения полномочий является ключевым при модернизации Основного Закона.

Законодательная власть. Представлена Национальным Собранием Украины (Національні Збори України). Имеет две палаты – Палата Депутатов и Сенат. В Палате депутатов – 300 народных избранников, которые избираются на 4 года. В общий состав Сената входит по три сенатора от каждой области, Киева, АРК и городов, «которые по статусу приравниваются к области». То есть, количество сенаторов может меняться в зависимости от предоставления статуса тому или иному населенному пункту. Избираются сенаторы сроком на 6 лет. Каждые два года происходит обновление трети состава. В Сенат также входят «вечные сенаторы» - бывшие Президенты, кроме тех, против которых был успешно проведен импичмент.

Народным депутатом гражданин Украины может стать в 18 лет, сенатором – в 35. Народный депутат одновременно может являться премьер-министром, вице-премьером или министром. Сенатор этого права лишен. Без согласия соответствующих палат ни народный депутат, ни сенатор не может быть задержан или арестован.

Палата депутатов принимает законы, принимает решения относительно утверждения персонального состава Кабмина, рассматривает вопрос об ответственности правительства и выказывает ему недоверие. Решает вопрос об отставке премьера, с подачи главы правительства решает вопрос об отставке других членов Кабмина. Нижняя палата утверждает бюджет и вносит в него изменения. Депутаты назначают и увольняют с должностей половину состава Счетной палаты (вторую половину назначает Сенат), включая ее главу. Нижняя палата утверждает и увольняет омбудсмена. Депутаты также могут изменить статус городов, то есть, фактически частично влиять на количественный состав верхней палаты. Кроме того, нижняя палата утверждает список предприятий, которые не подлежат приватизации, а также утверждает программы приватизации.

30 народных депутатов могут инициировать запрос к Кабмину по вопросу выполнения Программы его деятельности. 100 членов нижней палаты могут инициировать вопрос об ответственности Кабмина. По результатам рассмотрения этого вопроса, правительство большинством голосов может быть отправлено в отставку.

Президент может распустить нижнюю палату после консультаций со спикерами обеих палат, премьер-министром и главами фракций палаты депутатов. Нижняя палата не может быть распущена во время военного или чрезвычайного положения. Также глава государства не может распустить ее, в случае если она избрана на внеочередных выборах. Такая норма действует на протяжении года от дня ее избрания. Также Президент не может распустить нижнюю палату в последние 6 месяцев своего срока полномочий. Это правило не распространяет на случай, если нижняя палата не может согласно процедуре утвердить Кабмин и его программу деятельности.

Сенат поддерживает либо не поддерживает законы, принятые нижней палатой. Кроме того, верхняя палата ведает назначением референдума и выборов; досрочно с подачи Президента прекращает полномочия Верховного Совета АРК (при наличии соответствующих выводов Конституционного Суда), местных советов и глав громад; утверждает структуру и состав вооруженных сил и СБУ; утверждает Указы Президента о введении чрезвычайного или военного положения (в это время не проводятся выборы); решает с подачи Президента вопросы войны и мира. Кроме того, сенат с подачи Президента назначает и увольняет с должностей главу и членов ЦИК, главу Антимонопольного Комитета, главу НБУ и других руководителей органов государственного регулирования. Предоставляет согласие на назначение Президентом «силовиков» - Генпрокурора, Главы СБУ, Главы Службы внешней разведки, Главы Национального бюро расследований, руководителей других органов, которые проводят досудебное следствие. Кроме того, в ведении верхней палаты назначение половины состава Совета Нацбанка, Национальной комиссии по вопросам телевидения и радиовещания. Также Сенат, с подачи Президента назначает и увольняет Главу Национального комитета госслужбы Украины.

Проект Конституции вводит нового субъекта законодательной инициативы – группу в 100 000 граждан Украины, которые имеют право голоса. Причем указывается, что такие законопроекты рассматриваются в первоочередном порядке.

Сама схема прохождения законопроектов выглядит следующим образом. Законопроект вносится в Палату депутатов. Если он принимается, то на протяжении 5 дней он попадает в Сенат. Далее в течении 15 дней верхняя палата обязана рассмотреть законопроект. Если она этого не делает – законопроект считается автоматически принятым. Если Сенат голосует против, нижняя палата может повторно принять законопроект.

После принятия Сенатом, либо после повторного голосования нижней палатой документ попадает к Президенту. Тот, в течении 15 дней может либо подписать его, либо вернуть назад в нижнюю палату, ветировав его. Вето можно преодолеть 2/3 голосов депутатов нижней палаты. После преодоления вето Президент обязан подписать документ.

Существует один интересный нюанс относительного бюджетного процесса. Согласно документу, госбюджет подается в нижнюю палату не позже 15 сентября. Но, если нижняя палата в это время распущена, Кабмин направляет его сразу в верхнюю палату, которая голосует за него 2/3 состава. Схема весьма интересна, так как почти наверняка нижняя палата будет более оппозиционна Президенту, чем верхняя.

Президент. Избирается гражданами на всеобщих выборах на 5 лет. Ему должно быть 35 лет и последние 10 лет он должен проживать в Украине. Кроме того, глава государства должен владеть государственным языком. Президент не может быть избран более чем на 2 срока. Президенту гарантируется неприкосновенность на время пребывания на посту.

Согласно функциональным обязанностям, Президент проводит руководство во внешнеполитической сфере, обороне и безопасности государства. В частности, он решает вопросы о признании новых государств; занимается международными договорами, назначает и увольняет глав дипмиссий; является Верховным Главнокомандующим и назначает/увольняет высшее командование вооруженных сил; решает вопрос о предоставлении военной помощи и про допуск военных подразделений иностранных государств на территорию Украины (при поддержке решения Сенатом). Он назначает выборы в Национальное собрание и референдум. Также Президент может аннулировать акты Кабмина по вопросам внешнеполитической деятельности, обороны и безопасности после консультаций с премьером.

Глава государства также создает суды и судебные округа. При помощи Сената он, как уже было сказано, формирует «силовой блок». Также назначает и увольняет половину состава Совета НБУ и половину Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Президент курирует кадровую политику в руководстве госучреждений в сфере науки, образования и культуры. Решает вопросы гражданства, помилования и награждения. Ну и, как уже говорилось, имеет право вето.

Президент является главой СНБО Украины. В сам совет входят премьер, «силовой блок» и другие должностные лица, на которых укажет глава государства. Этот орган, как и прежде, координирует и контролирует исполнительную власть по вопросам внешнеполитической деятельности, обороны и безопасности.

Процедура импичмента выписана следующим образом. Президент может быть отстранен с поста в случае совершения им умышленного преступления. Инициируется импичмент простым большинством нижней палаты. Она же создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включается специальный прокурор и специальные следователи. Через два месяца после создания комиссии нижняя палата рассматривает выводы и предложения комиссии. В случае наличия оснований Палата депутатов 2/3 может принять решение об обвинении Президента. После этого верхняя палата в месячный срок 2/3 голосов при наличии выводов Конституционного Суда (относительно процедуры) должна принять решение по этому поводу. Как видим, процедура импичмента стала еще сложнее, чем сегодня.

Исполнительная власть. Формирование Кабинета министров происходит следующим образом. Партия, которая по результатам выборов в нижнюю палату, набрала самое большое количество депутатских мандатов, уполномочивает кандидата на пост премьера. Президент поручает ему в 20-дневный срок сформировать кабинет и представить программу деятельности. После внесения предложений нижняя палата в течение 10 дней должна определиться с решением.

Если депутаты не голосуют за правительство и программу, то Президент в трехдневный срок поручает внести аналогичный пакет уполномоченному кандидату от партии, которая имеет второе по величине количество народных депутатов. Ему снова дается 20 дней.

Если по прошествии 10 дней, после внесения пакета, нижняя палата снова не может принять решение, Президент сам определяет кандидата на пост премьера, который на протяжении 30 дней должен внести тот же пакет. Если в течении 10 дней нижняя палата опять «прокатывает» кандидатуру, глава государства распускает палату представителей и назначает досрочные выборы.

Функциональные полномочия Кабмина выписаны весьма слабо. Указывается, что правительство создает и ликвидирует министерства, а также другие центральные органы исполнительной власти. Также Кабмин курирует кадровую политику в других центральных органах исполнительной власти. Орган исполнительной власти может аннулировать решения министерств и других органов в системе данной ветви. В то же время, проект Основного закона оставляет задел для правительства. Сказано, что правительство может осуществлять «другие полномочия» согласно законам.

Правосудие. Тут Президент предлагает следующую систему. Верховный суд является высшей судебной инстанцией. Судами кассационной инстанции являются высшие специализированные суды. Действуют также апелляционные и местные суды. В громадах правосудие проводится выборными мировыми судьями. Судьям гарантируется неприкосновенность. Дать разрешение на задержание или арест судьи может только Сенат. Назначаются судьи бессрочно. Причем судья должен быть не моложе 27 лет (сейчас 25), иметь профильное образование, пройти соответствующий экзамен. Полномочия судьи прекращаются в возрасте 65 лет.

Судей Верховного Суда и высших специализированных судов назначает Сенат с подачи Высшего совета юстиции. Других судей назначает и увольняет Президент, также с подачи ВСЮ. Также полномочия судьи могут быть приостановлены ВСЮ в случае его обвинении в совершении преступления или при совмещении. Сам ВСЮ состоит из 16 членов. 8 членов назначает съезд судей, по 4 назначают Сенат и Президент.

Конституционный суд состоит из 18 человек. Судья КСУ назначается Сенатом с подачи Президента. Причем за такое решение должно проголосовать 2/3 сенаторов. Срок полномочий – 9 лет, без права повторного назначения. Таким образом, этот орган будет находиться под контролем главы государства и более лояльной к нему палаты.

Местное самоуправление. Основной ячейкой является громада. То есть, город, городок, село или объединение нескольких населенных пунктов. Представительским органом местного самоуправления является совет громады. Местные депутаты избираются на 4 года. Граждане также избирают главу громады. Он является главой совета громады и одновременно главой исполнительного органа, который формируется по его подаче советом. В их ведении - местный налоги и сборы, бюджет, программы, управление имуществом и т.п. Государство принимает участие в формировании местных бюджетов.

Также проектом предусмотрены областные и районные советы и их исполкомы. Депутаты этих советов также выбираются на 4 года. Функции схожи с местным самоуправлением на низовом уровне. Отдельно выписаны полномочия Верховного Совета АРК и Совмина АРК.

Кроме того, в АРК, областях, Киеве и городах, которые приравнены по статусу к области, действуют главы государственных администраций, которые назначаются и увольняются Президентом. Они наделены контролирующими и наблюдательными функциями.

Изменения в Конституцию. Законопроект по внесению изменений в Основной Закон могут подать депутаты и сенаторы лишь совместно. Причем представителей и нижней и верхней палаты должно быть не менее 1/3 от общего состава. Кроме того, инициатором изменений могут стать граждане в количестве 1,5 миллиона человек.

Сначала данные изменения рассматриваются нижней палатой. Она может предварительно принять их не менее 2/3 голосов. После принятия постатейно и в целом опять 2/3 голосов, документ передается в Сенат. Если на протяжении 90 дней верхняя палата принимает законопроект 2/3 голосов, Президент объявляет всеукраинский референдум. После всенародной ратификации его подписывает Президент.

То есть, изменить Конституцию будет практически невозможно.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Андрей Сичкарь

Теги:

Версия для печати
128988
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus