15 октября 2009, 12:34
Поделитесь публикацией:
Сало под прикрытием

К дружеской дискуссии с главой СБУ Наливайченко о том, можно ли диппочтой вывезти антиквариат за границу, подключился бывший сотрудник посольства Украины в США Леонид Кожара (ПР).

После сообщения о том, что семья президента Виктора Ющенко эвакуирует за океан президентскую коллекцию антиквариата, за опровержение взялся глава СБУ Валентин Наливайченко. Цитируем дословно:

"Из любого аэропорта вывезти ценности или любой другой груз, тем более в Канаду, где еще хуже эмиграционная система (съездите и собственными глазами посмотрите, можно ли в эту страну прилететь из Житомира без визы и сопроводительных документов на таможню), невозможно. Посмотрите на таможенную декларацию, которая предоставляется канадской службой эмиграции... Вам нужно будет минимум на 20 вопросов ответить, причем достаточно запутанных. Поэтому по сути и по форме эта (информация – ред.) — чистая ложь. Более того, эта ложь распространяется человеком, который не знает таможенного законодательства", — сказал Наливайченко .

По сути, опровержение построено на предложении простому украинцу самому попробовать вывезти в Канаду ценный груз. Однако Ющенко – не простой украинец, а президент, контролирующий МИД и Минобороны (напоминаем, что в Житомирской области есть также огромная взлетно-посадочная полоса военного аэродрома, где раньше размещались стратегические бомбардировщики). Поэтому логично предположить, что президентские грузы имеют несколько другой статус, чем багаж "маленького" украинца.

"proUA" заподозрил, что кадровый дипломат за три года работы в СБУ мог подзабыть об отдельных аспектах транспортировки грузов с дипломатическим прикрытием. Восстановить пробелы в теоретических знаниях мы попросили Леонида Кожару, народного депутата из Партии регионов. Сейчас он трудится заместителем главы комитета ВР по иностранным делам, а в 90-х работал в посольстве Украины в США. В этой же американской стране до своего назначения в СБУ работал Генконсулом и Наливайченко.

Леонид Кожара: "Дипломатический груз является неприкосновенным и не подлежит досмотру"

- В чем различия между перевозкой через границу и таможню груза обычным украинцем и груза с дипломатическим прикрытием?

- Есть Венские конвенции 1962 года о дипломатических отношениях и 1963 года о консульских отношениях. По этим конвенциям дипломатический груз является неприкосновенным. Эти грузы не проходят таможенного и пограничного осмотра при пересечении любых границ.

Указом президента государственная фельдъегерская служба создана при Министерстве транспорта и связи. В ее структуре есть военизированная служба дипломатических курьеров. В эту структуру люди назначаются по согласованию с Министерством иностранных дел, которое также составляет график передвижения курьеров по миру.

Кстати, один из послов мне сказал, что этой службы фактически не было целый год, ведь она тоже была недофинансирована.

- Как происходит транспортировка дипломатического груза?

- Служба находится в Киеве, офис неподалеку от МИДа, на улице Малоподвальной. Ее сотрудники, согласовав свои графики с МИД, объезжают посольства. Там грузы опечатывают, и с момента передачи груза в посольстве службе дипкурьеров всю ответственность несет эта служба.

- Должно ли быть какое-то предварительное оформление документов на эти грузы, которые нужно показывать, например, по прилету в США или Канаду?

- У дипкурьера есть служебный паспорт, там стоят отметки о должности, занимаемой этим человеком. И по этому документу он имеет все привилегии и иммунитет согласно Венских конвенций, о которых я сказал. Если он заявляет таможенной службе любой страны, что он дипломатический курьер, то он имеет право свободного пропуска без досмотра багажа, упакованного и опломбированного соответствующим образом. У курьеров также должна быть опись багажа. Впрочем, я думаю это "закрытая" опись.

- Курьеры показывают эту опись кому-либо на границе?

- Нет.

- Есть ли в международных нормах какие-либо ограничения на размеры этого багажа или количество перевозимых предметов?

- Нет, в рамочных конвенциях этого не написано. В моей дипломатической практике не было других грузов, кроме ручной клади. Я не видел больших багажей.

- Должны ли курьер или посольство о чем-либо предупреждать страну, в которую ввозят груз?

- Нет.

- Можно ли перевозить груз из нашего посольства в одной стране в другое наше посольство в другой стране?

- Да, такой порядок существует. Но он практически не отличается от обычного. График, согласованный с МИД, является просто расписанием для курьеров, который они должны соблюдать, перемещаясь по всему миру.

- Случались ли какие-то скандальные прецеденты с перемещением дипломатических грузов?

- На моей памяти скандалов не было. Но курьезы всегда бывают. Грузы, которые везут в Украину, почти всегда больше тех, что везут из Украины. Поэтому в специальных чемоданах есть свободное место. И по заказу посольств дипкурьеры иногда везут черный хлеб, таранку, сало (смеется). Я работал в нашем посольстве в США и помню, как мы скучали по нашей домашней еде.

- То есть провозили то, что запрещено к ввозу в США с их жестким карантинным законодательством?

- Ну, получается так. Но даже если собака на таможне унюхивала что-то в дипгрузе, то скандалов все равно не было, ведь эти грузы не подлежат досмотру.

Ни одна страна не рискнет досматривать эти грузы. Есть традиции, есть принцип "ресипросити", то есть взаимности – если открыли наш багаж, то наша служба имеет полное право открыть багаж той страны. Это святое, это один из базовых принципов международного права о неприкосновенности дипломатических грузов.

Тарас Чорновил: "Только Саудовская Аравия в поисках алкоголях независимо от статуса просвечивает дипгрузы"

- Был скандал в 2005 году во время полной неразберихи во власти, когда кто-то всунул банку с квашеной капустой и сало в дипломатический багаж, шедший в одно из посольств. Капуста потекла, залило диппочту, скандал! Кажется, кто-то даже слетел с должности. Впрочем, выхлопа не было, все замяли внутри ведомства.

Есть такие страны, которые настолько остерегаются ввоза запрещенных вещей, что выходят за рамки Венской конвенции. Насколько мне известно, Саудовская Аравия в поисках алкоголях независимо от статуса просвечивает дипгрузы. Наши диппаспорта в аэропорту Эр-Рияда не спасали от проверки багажа. Однажды я вез в подарок из Львова пустую бутылку, отделанную янтарем. И меня заставили открыть багаж, при этом наше посольство сказало, что так нужно сделать и показать, что там нет спиртного. Впрочем, если на просветке не показало какой-либо емкости, в которой может быть спиртное, то багаж открывать не будут.

В других странах, в США или Канаде, такого не бывает. Думаю, что Саудовская Аравия – единственная страна, где такой жесткий контроль. Во всех других странах Венская конвенция действует строго в части иммунитета дипкурьеров и их багажа.

Я допускаю, что при помощи дипбагажа провозили археологические или антикварные предметы. Но поскольку диппочта не подлежит проверке, то такие вещи не выявлялись и не озвучивались. Во время Второй Мировой войны, кажется, был случай то ли в Германии, то ли в фашистской Италии. Там вскрыли какую-то диппочту и нашли что-то запрещенное. Но это было сделано в форме военного вмешательства и военное время. Впрочем, даже тогда – в разгар войны – через Германию проходило много дипломатических грузов, которые шли в Швейцарию, иногда в страны, входившие в антгитлеровскую коалицию. И немцы не позволяли себе нарушать права дипкурьеров.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!