УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

ЕС признал узбекскую демократию

0

Европа открыла себе доступ к узбекским углеводородам, а Украине — возможность для новых проектов в Центральной Азии

27 октября Совет по общим вопросам и внешним связям Евросоюза снял с Узбекистана эмбарго на поставки оружия

САНКЦИИ были введены в мае 2005 года в ответ на массовые беспорядки в городе Андижан, в ходе которых погибли около 200 человек. Еврочиновниками двигало не столько желание наказать виновных в гибели людей, сколько возможность провести бархатную «демократизацию». Андижан на Западе рассматривался как средство политического давления на несговорчивую администрацию Ислама Каримова. Узбекистан явно не желал проводить реформы политической системы по указке из Вашингтона или Брюсселя. Страна соседствует с воюющим Афганистаном, находится в регионе, через который проходит наркотрафик и где ширится исламский фундаментализм. И для Ташкента было важно сохранить не только стабильность внутри страны, но и не дать разбалансировать общую архитектуру безопасности в регионе. Жесткая реакция на беспорядки и закручивание гаек в отношении диссидентов выглядели вполне вынужденной мерой, издержками региональной специфики.

Но тогда европейские политики еще не отрезвились от пьянящих успехов «цветных революций» в Грузии и Украине: им казалось, что стоит только поднажать и начнется цепная реакция во всех странах постсоветского пространства. Свою ошибку Евросоюз осознал уже к концу 2007 года, когда экспорт «цветной демократии» на Восток окончательно заглох, а ЕС оказался один на один с жесткой энергетической дипломатией России. Нужно было искать партнеров в Центральной Азии для перезагрузки нефтегазового диалога.

Кроме того, до 2005 года Узбекистан был партнером США и НАТО в рамках антитеррористической операции в Афганистане. В 2001-м Ислам Каримов одним из первых поддержал США и предоставил коалиционным силам две авиабазы.

Но позиция Запада в вопросе андижанских событий привела к пересмотру Ташкентом военного сотрудничества. Базы были закрыты, а сам Узбекистан не только активизировал работу с Россией, но и вернулся в качестве полноправного члена в ОДКБ. «Карательные» меры прошли без критичных последствий: Ташкент сделал акцент на техническую помощь России и Китая.

Понимая бесперспективность давления, в октябре 2008 года ЕС отменил санкции за исключением одной: эмбарго на поставки оружия сохранилось. Но острая потребность ЕС в партнерских отношениях с Центральной Азией подтолкнула еврочиновников к новому дружественному шагу, которым и стало снятие эмбарго.

Пересмотр позиции ЕС в отношении Узбекистана открывает Киеву определенные перспективы. Во-первых, это активизация военно-технического сотрудничества. В Узбекистане еще в конце 90-х годов были представлены интересы таких крупных украинских компаний в сфере производства оружия и военной техники, как «Топаз» и «Мотор ч». Винницкое предприятие «Форт» поставляло сюда стрелковое оружие, хотя и в небольших количествах. В октябре 2000 года в Ташкенте было подписано соглашение между министерствами обороны Узбекистана и Украины о ВТС. Тогда же «Укрспецэкспорт» заключил с узбекской стороной ряд контрактов на поставки стрелкового оружия, малой артиллерии и боеприпасов для систем залпового огня. Позже перечень был дополнен сторожевыми катерами «Гюрза», предназначенными для патрулирования Амударьи, в первую очередь в целях борьбы с наркотрафиком. Катера строились на «Ленинской кузне» в Киеве. Все эти проекты актуальны и теперь. Ташкент неоднократно интересовался приобретением украинской продукции (например, 30-миллиметровых двуствольных автоматических пушек, боевых модулей «Шквал» для комплектации «Гюрзы»).

Во-вторых, развитие экономических связей. Несмотря на рост товарооборота (в 2007 году он впервые преодолел отметку $1 млрд.), в отношениях Киева и Ташкента наблюдается застой. Единственным существенным прорывом последнего времени можно назвать подписание в феврале 2009-го протокола между руководителями коммерческих служб железных дорог Украины и Узбекистана, где установлены привлекательные транзитные тарифы для перевозок хлопковолокна. Цена вопроса — около $20 млн. дополнительных доходов украинских транспортных компаний.

В-третьих, нужна синхронизация политики Киева и Ташкента на постсоветском пространстве. После событий в Андижане и киргизской «революции тюльпанов» в Центральной Азии возник дефицит совместных проектов. Регион попал в зависимость от российской интеграционной парадигмы. Однако политические элиты Центральной Азии понимают, что помимо сотрудничества с Россией необходимо находить внерегиональных партнеров, которые помогут снять напряжение в отношениях с Западом. Украина может стать таким партнером для Узбекистана. Со времен «экспорта демократии» Киев пересмотрел свою политику в отношении Центральной Азии и готов к прагматичному диалогу. Поговаривают, что именно украинские дипломаты потратили не один день, убеждая еврочиновников в необходимости смягчения позиции по Узбекистану.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Теги:

Версия для печати
112823
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus