УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Украина разрывает отношения с Болгарией и Грузией

0

Хозяйственный спор двух частных судоходных компаний может нарушить баланс в сфере железнодорожных паромных перевозок трех стран

Как стало известно «k:», Украина начала процедуру денонсации трехстороннего соглашения между Болгарией, Грузией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна, Ильичевск, Поти/Батуми. Инициатором выступила судоходная компания «Укрферри» (Одесса)

НА ПРОШЛОЙ неделе президент ЗАО «Укрферри» Александр Курлянд направил Александру Турчинову очередное обращение, в котором отмечено, что данное соглашение «не отвечает национальным интересам Украины».

Это соглашение, подписанное 17 апреля 1999 года, консолидировало подписанные в 1996-м двусторонние украинско-грузинские и украинско-болгарские соглашения. Тем самым два железнодорожных паромных судна СК «Болгарский морской флот» (БМФ) «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» получили возможность в рамках финансового пула участвовать в перевозках между Украиной и Грузией. На условиях пула, еще в рамках соглашения между СССР и Болгарией, с 1978 года работала и линия Ильичевск — Варна. С украинской стороны оператором СК «Укрферри» перевозки обеспечивались двумя такими же судами — «Герои Шипки» и «Герои Плевны». Паромное сообщение между Украиной и Грузией было открыто в 1996 году, вначале в режиме перевозок автотехники, а с 1998-го, после строительства специализированных паромных комплексов в Поти и Батуми, и в железнодорожном варианте. А в конце 2007 года «Укрферри» завершила строительство паромного комплекса в Керчи, что значительно сократило маршрут из Украины в Грузию.

Конфликт между судоходными компаниями начался в прошлом году после приватизации БМФ (70% акций выкупил немецко-болгарский консорциум «Кей Джи Меритайм Шиппинг», 30% остались в госсобственности). С 1 мая 2009 года болгарская компания в одностороннем порядке прекратила действие «Инструкции о взаиморасчетах». Согласно этому документу распределение доходов между «Укрферри» и БМФ осуществляется пропорционально количеству рейсов с соблюдением паритета. Но в условиях кризиса обнаружился перекос в пользу загрузки «Укрферри», и болгары предложили урегулировать проблему. Кроме того, Александр Курлянд расценил действия БМФ как «подписание договоров на перевозки по несогласованным тарифам». В августе БМФ определила своим агентом в Украине одесское ЗАО «Пласке». Эта компания только недавно подписала соглашение с «Укрзализныцей» по проведению расчетов за пользование вагонами, контейнерами и за другие услуги в направлениях Ильичевск — Варна, Ильичевск — Поти/Батуми и Керчь — Поти/Батуми.

Несмотря на то что распределение доходов является сугубо двусторонним делом двух компаний, Курлянд просит вице-премьер-министра дать поручение Минтранссвязи и «Укрзализныце» временно запретить прием грузов к перевозкам в паромном сообщении Ильичевск — Поти/Батуми по договорам с БМФ или его представителями до получения подтверждения от «Укрферри» о выполнении БМФ статьи соглашения о порядке расчетов и согласовании тарифов.

Инициатива украинской компании выглядит как попытка вытеснить два болгарских парома с украинско-грузинского направления, на котором в последние годы перевозится около 90% грузов от общего объема перевозок между тремя странами. Так, в 2008 году в сообщении Украина — Грузия было перевезено 976,4 тыс. т, а в сообщении Болгария — Грузия — 53 тыс. т. В то же время в 2006–2007 годах при объемах перевозок в 1,2–1,3 млн. т даже пять паромов не всегда обеспечивали потребности в перевозках, особенно в пиковые периоды. Вытесняя болгарские паромы с грузинского направления, «Укрферри» пытается самостоятельно обслуживать сократившийся из-за кризиса почти вдвое грузопоток. Если за девять месяцев 2008 года в сообщении Украина — Грузия было перевезено 6952 груженых вагона, а в сообщении Украина — Болгария — 1716, то в этом году 3870 и 594 соответственно. За девять месяцев 2008 года болгарские паромы перевезли в/из Грузии 3011 вагонов (43,3%), а в 2009-м — 352 (9%).

Кроме кризиса на спад перевозок повлиял и уровень тарифов. $2700 стоит перевозка одного груженого вагона на линии Ильичевск — Поти/Батуми. Перевозка в Грузию по железной дороге через Россию (Дагестан) и Азербайджан обойдется значительно дешевле. Как прокомментировали «k:» руководители нескольких транспортно-экспедиторских компаний, денонсация трехстороннего соглашения выгодна только «Укрферри». Существующий грузопоток между Украиной и Болгарией не обеспечит загрузку двух болгарских паромов.

Правда, выгода для «Укрферри» будет кратковременной. Ведь после заключения необходимых договоров с портами, железными дорогами и экспедиторами судам БМФ никто не может запретить самостоятельные перевозки между Ильичевском и Грузией. Кроме того, конкуренция двух перевозчиков, уже не работающих в пуле, будет способствовать снижению тарифов. И если ранее обе компании могли устраивать «монопольку» и согласовывать тарифы, то такая конкуренция будет выгодна грузоотправителям, а не самим перевозчикам. Но главной проблемой станут имиджевые потери для пресловутого транзитного потенциала Украины. Ведь трехстороннее соглашение было подписано в контексте многостороннего соглашения о развитии транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (TRACECA).

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Александр Арбузов

Теги:

Версия для печати
140940
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus