УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Европу призывают в армию

0

Евросоюз готовится к созданию единых вооруженных сил

После вступления в силу Лиссабонского договора, похоже, начинают сбываться самые сокровенные мечты евроинтеграторов. Давние проекты создания общеевропейской армии находят все новых приверженцев. А это значит, что Европейский союз решился морально и экономически принять всю ответственность за свою безопасность. Хотя пока в этом вопросе больше сомнений, чем оптимизма

Мечта поколений

Еще в 1948 году Франция, Великобритания и страны Бенилюкса подписали Брюссельский договор, оговаривающий условия военного сотрудничества этих стран, и направленный, главным образом, против возможного возрождения военной мощи Германии. Позднее, в 1954 году, на базе этого договора, после присоединения к нему Западной Германии и Италии, был образован Западноевропейский союз. Впрочем, ЗЕС так и не стал эффективным механизмом взаимодействия в области европейской обороны и безопасности, оставаясь, по сути, исключительно формальной структурой в тени Североатлантического альянса.

Следующая попытка объединения усилий в военной сфере в Западной Европе была предпринята Францией в начале 1960-х годов. Это было комплексное предложение по принципам европейской интеграции, названное планом Фуше (по имени французского дипломата, соратника Шарля де Голля Кристиана Фуше). В нем, кроме всего прочего, предусматривались меры по координации европейской политики в области обороны и безопасности. Однако План Фуше не был реализован из-за обструктивной позиции Великобритании и нежелания европейцев обострять отношения с США.

В дальнейшем процесс военной интеграции в ЕС затормозился и получил новый импульс лишь после окончания «холодной войны». В 1990-е годы появилась Общая иностранная политика и политика безопасности ЕС, а позднее — Европейская политика безопасности и обороны. Одновременно в 1990-е годы были созданы первые вооруженные формирования стран Евросоюза. В 1993 году Бельгия, Германия, Испания, Люксембург и Франция образовали силы Eurocorps в составе девяти бригад из 60 тыс. военнослужащих этих стран. Официальные цели этих формирований — участие в гуманитарных и миротворческих миссиях, а также оборона союзников по НАТО и Западноевропейскому союзу. Следующая попытка организовать военные формирования Евросоюза была предпринята в конце 1990-х. Было решено создать Европейские силы быстрого реагирования в количестве до 60 тыс. военнослужащих. Однако этот план реализовать не удалось — ЕС оказался не готовым к столь амбициозному проекту.

В результате в 2004 году в ЕС родилась менее глобальная идея — концепция «боевых групп ЕС». На сегодняшний день создано 15 таких групп численностью в 1500 военнослужащих каждая, которые теоретически можно развернуть в любой точке планеты в течение пяти-десяти дней после решения Совета ЕС.

КИТАЙ + АМЕРИКА — ЕС?

Итальянский министр иностранных дел произвел сенсацию, когда 15 ноября заявил о намерении Рима выступить на саммите ЕС с предложением о создании единой европейской армии. По словам министра, после принятия Лиссабонского договора объединение вооруженных сил всех стран Евросоюза было бы логично. Усиление европейской интеграции, начало которой было положено упразднением таможенных барьеров и созданием единой валютной зоны, по словам Фраттини, открывает возможность и для формирования общей оборонной политики.

Министр указал, что риск «остаться не у дел» у Евросоюза сейчас велик как никогда. Если США и Китай создадут «большую двойку» — стратегический союз, который заменит атлантический альянс тихоокеанским, то ЕС понадобится объединить все ресурсы, чтобы с ним продолжали считаться. Кроме того, по мнению Фраттини, опыт кампании НАТО в Афганистане на практике продемонстрировал, что если бы у ЕС была единая армия, то справляться со многими задачами было бы гораздо легче. В таком случае каждой стране не пришлось бы отправлять в Афганистан боевую технику и оружие — вместо этого обязанности по снабжению афганского контингента были бы разделены между всеми членами ЕС.

Существование единой армии могло бы упростить Евросоюзу и решение организационных проблем с США. В этом случае вопрос об отправке в зону конфликта дополнительных войск или снаряжения решался бы проще и быстрее, поскольку американцам не приходилось бы обращаться к каждой стране ЕС. По замыслу Италии, в результате интеграции вооруженных сил в ЕС как минимум должен быть сформирован общий военно-морской флот и объединенные военно-воздушные силы.

КРИЗИСНЫЕ РИФЫ

Справедливости ради нужно сказать, что идея, высказанная итальянским министром иностранных дел, далеко не нова. Вопрос о создании единой европейской армии более или менее остро стоял на повестке дня с самого зарождения проекта объединенной Европы. Так что эта идея достаточно «выбродила», чтобы из нее получить качественное «общеевропейское вино». Нынешние лидеры ЕС действительно готовы пойти на этот совсем не простой шаг. И хотя первая — пока неконкретная — заявка поступила от итальянцев, наиболее активны в этом направлении французы. Ранее Париж уже заявлял, что объявит свои предложения после вступления в силу Лиссабонского договора. Французская концепция предусматривает (на основе франко-британских и франко-германских соглашений) создание совместных европейских воинских формирований. Предлагается также создание дополнительных двусторонних программ в области ОПК.

В целом Париж выступает за создание элитных сил обороны Евросоюза на базе шести крупнейших стран-членов: Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании и Польши. Проект предусматривает, в частности, что «шестерка» установит единые правила игры для обеспечения тесной интеграции в военной сфере. Предполагается, что участники сил обороны ЕС будут иметь минимальный военный бюджет в размере 2% ВВП и сформируют единый рынок вооружений. При этом каждая страна — участница оборонных сил ЕС выделит 10 тыс. военнослужащих для совместных сил реагирования. В задачи сил обороны ЕС будут входить реализация совместных проектов антитеррористической борьбы, создание совместных инфраструктурных оборонных программ, системы противоракетной обороны и разведывательных технологий.

Предложения Франции сейчас как никогда близки к осуществлению. И основание тому — метаморфозы американской внешней политики с приходом к власти администрации Барака Обамы. Ведь до сих пор главной причиной пробуксовывания европейских оборонных проектов была довольно жесткая позиция США, а также Великобритании и стран Восточной Европы, которые усматривали в «европейской армии» угрозу евроатлантическим связям, ненужную трату денег на дублирование функций НАТО и, естественно, «нездоровое» стремление Франции ослабить присутствие американцев в Европе.

До сих пор США были «титульным» спонсором обеспечения военной структуры альянса и проведения военных операций в его интересах. Конечно, никто США не заставлял тратить колоссальные деньги на поддержание безопасности Европы. Это было прежде всего в интересах самих Штатов. Сейчас же Обама, уверяя, что США сохранит роль лидера в организации, настоятельно просит европейцев тратить больше на оборону и активнее участвовать, например, в операции НАТО в Афганистане. Более того, представители экспертных кругов США начали открыто заявлять, что одной из основных проблем евроатлантического пространства стало отсутствие каких-либо договоренностей между НАТО и ЕС в сфере безопасности и обороны.

Фактически США сами говорят европейцам: усиливайте оборонный компонент, увеличивайте расходы на оборону, развивайте европейские военные структуры, чтобы можно было оформить действительно паритетные отношения на линии США — Европа.

Еще один примечательный аспект. Франция предлагает включить в шестерку крупнейших стран ЕС, которые будут отвечать за формирование общеевропейской армии, некогда «исключительно проамериканскую» Польшу. Кажется, что и здесь европейцам на этот раз повезло. После шока, пережитого Варшавой из-за отказа США от планов размещения элементов ПРО на территории Польши, предложение стран «Старой Европы» войти в их клуб может быть воспринято ею как признание ее амбиций на лидирующие позиции. Присоединение Польши к «большим странам» ЕС может создать абсолютно новые тенденции во всей Восточной Европе, когда Чехия, Словакия, Венгрия изменят свои пессимистические настроения в отношении «европейской армии». Кроме того, формирование этих тенденций может пойти на пользу европейским устремлениям Украины, которая может получить поддержку своих предложений по участию в военном компоненте ЕС. Тем более что усиление оборонной интеграции с Европой, по идее, не должно вызвать противодействия в украинском обществе.

В то же время благоприятная политическая обстановка для создания европейской армии может быть подпорчена экономическими обстоятельствами. Ведь реальное создание общеевропейских вооруженных сил и выход на паритет с США в совместных проектах требует значительного (в разы) увеличения оборонного бюджета. Совокупные военные расходы стран ЕС составляли до сих пор около $300 млрд., США — более $600 млрд. При этом европейцы как раз очень не любят выделять деньги на совместные проекты (будь то ПРО, стратегическая разведка или технологии). И нынешний экономический кризис, который только достиг реального сектора европейской экономики, грозит поставить крест на практических планах создания европейской армии.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Михаил Самусь, Центр исследований армии, конверсии и разоружения

Теги:

Версия для печати
75704
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus