Главная Новости Политика Аудиодиски не приносят дохода звукозаписывающим компаниям
commentss НОВОСТИ Все новости

Аудиодиски не приносят дохода звукозаписывающим компаниям

27 ноября 2009, 10:21
Поделитесь публикацией:
Аудиодиски не приносят дохода звукозаписывающим компаниям

Легальная продажа музыки через Интернет выгодна пока только операторам мобильной связи

Цифровая революция в мире музыки в Украине, как и в других странах, проявилась в двух своих могучих трендах. Во-первых, переориентация украинских меломанов на музыкальные базы, выложенные в Интернете, привела к тому, что за каких-то два года резко упали продажи компакт-дисков, причем не только легальных, но и пиратских. "Расстановку сил на рынке можно описать примерно так: СD остались делом коллекционеров, покупающих в основном лицензионный продукт, и меломанов-любителей, страдающих отсутствием Интернета. Обе категории поклонников традиционных носителей редеют — первая чувствует на себе тяготы кризиса, а вторая осваивает прелести домашнего широкополосного Интернета", — рассказывает руководитель одного из украинских порталов с бесплатным музыкальным контентом. По его словам, около 85–90% музыкальных файлов в Интернете скачиваются бесплатно, то есть нелегально, и количество "промышляющих" этим порталов (включая торренты, сетевые сообщества и пр.) ежегодно продолжает расти

Вторым трендом, набирающим обороты в Украине, является отмирание альбомной музыкальной культуры как таковой. В мире, как свидетельствуют данные IFPI (International Federation of the Phonographic Industry), львиная доля пользователей предпочитают скачивать лишь несколько самых понравившихся композиций из альбома. Прежде всего из соображений экономии — онлайн-каталоги позволяют покупать не только весь альбом целиком (как происходит, когда приобретаешь диск), но и отдельные треки. Однако бесплатные украинские и российские музыкальные базы отличаются спецификой, играющей на руку "трекизации" нашей музыкальной культуры. Основной заработок интернет-сайтам, промышляющим музыкой (равно как и видео, играми и пр.), приносят рекламные вкладки — баннеры, всплывающие окна, интерактивные ссылки и многое другое. Чтобы заставить пользователя продираться как можно дольше сквозь эти рекламные дебри, модераторы заботятся о том, чтобы каждую новую композицию альбома приходилось скачивать в отдельном окне.

Опрошенные "k:" рекординговые компании констатируют, что их доходы от продажи дисков в отдельных случаях составляют всего 10–15%, в то время как на долю цифровых записей приходится соответственно 85–90%. При этом в последнем случае подразумевается продажа музыки в виде мобильного контента. "Реализация мобильного контента — пока единственная прозрачная бизнес-модель дистрибьюции цифровой музыки в Украине", — констатирует гендиректор музыкального холдинга Lavina Music Эдуард Клим, напоминая, что бороться с пиратским использованием MP3-файлов в Интернете просто невозможно из-за несовершенного законодательства.

Независимые контент-провайдеры считают, что заработать на продажах музыки таким образом практически нереально, хотя этот вариант сотрудничества, безусловно, устраивает звукозаписывающие компании. "Нам этим просто невыгодно заниматься. Зачем предлагать за деньги то, что можно бесплатно скачать в Интернете?" — отмечает гендиректор "Джамп Украина" (ТМ Jump) Игорь Шрайбман. По его словам, заниматься этим направлением целесообразно скорее самим мобильным операторам, которые иногда предоставляют услуги бесплатного доступа к музыкальному контенту в качестве бонуса для своих абонентов либо используют их, переманивая пользователей у других операторов. "Музыкальный контент в этом случае — не способ получить доход, а скорее некий имиджевый десерт, помогающий увеличить круг абонентов, что уже принесет дополнительный заработок", — полагает Игорь Шрайбман.

В свою очередь, мобильные операторы, наблюдая ослабление потребительского интереса к скачиваниям музыки через wap-порталы, решили попробовать силы в веб-формате, давая тем самым возможность абонентам проигрывать загруженные с их ресурсов треки не только на телефоне, но и компьютере, плеере. Примером решимости наладить продажи музыкального контента онлайн по схеме мобильных платежей (покупка одной композиции составляет примерно 7 грн.) может служить многократное расширение в сентябре компанией МТС своей музыкальной базы — MUZon.

В ближайшем будущем это направление вряд ли трансформируется в серьезный самостоятельный бизнес и, похоже, останется уделом исключительно самих мобильных операторов. Дело в том, что для развития сервиса sms-платежей в Украине существуют ограничения на законодательном уровне. В частности, операторы не имеют права предоставлять телекоммуникационные услуги, которые предусматривают сбор и перечисление абонентских средств третьим лицам, что фактически является финансовой услугой. Предоставление таких услуг осуществляется на основании соответствующих лицензий. Де-факто услуга все же предоставляется, но операторы относят ее к контент-услугам. А подобное "неразличение" разных по своей сути услуг микроплатежей и покупки контента при помощи sms оборачивается тем, что операторы в обоих случаях удерживают до 50% поступающих к ним средств. Это делает потенциально непривлекательным дальнейшее развитие такого канала дистрибьюции цифровой музыки кем-либо, кроме мобильных компаний.

Впрочем, это не значит, что украинские предприниматели не пытаются поставить электронные продажи MP3-файлов по-другому. Так, отдельные порталы (например, mp3.ua и др.) стали предлагать пользователям пополнять аккаунты через покупку скретч-карт. Система оплаты в этом случае и удобна, и проста, да и стоимость одного трека невысока (порядка девяти центов). Однако особой популярностью эти онлайн-каталоги ввиду их ограниченного ассортимента все равно пока не пользуются.

Понимая, что заработать в ближайшем будущем на продажах цифровой музыки будет проблематично, украинские рекординговые компании устремились в зарубежные MP3-супермаркеты, рассчитывая заинтересовать многочисленную украинскую диаспору. Летом этого года Lavina Music разместила свои каталоги в iTunes — мировом гиганте онлайновых продаж цифровой музыки, которому в прошлом году удалось продать свыше 6 млрд. треков. Получив таким образом доступ к огромной зарубежной потребительской аудитории, куда более привычной платить за скачиваемую музыку, украинский рекордер смог увеличить свои заработки от онлайновых продаж. Украинским же меломанам зайти в магазин iTunes и приобрести там что-нибудь с территории нашей страны невозможно — на пути снова встает несовершенная платежная система. И хотя компания продолжает работать над тем, чтобы обеспечить нашим потребителям возможность покупать контент на iTunes, ситуация в целом зависит не от нее. "У нас пока нет устоявшейся культуры расплачиваться банковскими карточками. Когда в Украине закончится кризис и системы платежей станут более совершенными и общедоступными, мы запустим свою онлайн-платформу по продаже MP3-музыки, в которой выступим эксклюзивным поставщиком музыкального контента", — говорит Эдуард Клим. Концепция подобного проекта проста: портал работает по типу социальной сети, где зарегистрированные пользователи имеют платный аккаунт (с фиксированной помесячной абонентской платой), что дает им неограниченный доступ ко всей музыкальной базе портала. Впрочем, можно обойтись и без абонплаты и скачивать отдельные понравившиеся композиции. Правда, стоимость каждого скачанного трека в этом случае будет заметно выше, чем при абонентской оплате. Подобный принцип дистрибьюции музыки взят на вооружение большинством мировых звукозаписывающих компаний. К тому же "музыкально-социальные" сети, создающиеся таким образом, являются прекрасной целью для проведения различных маркетинговых кампаний.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!