УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Украину могут лишить парниковых квот

0

Решение задачи сокращения вредных выбросов в атмосферу уперлось в финансы

15-я конференция ООН по вопросам изменения климата, проходящая сейчас в Копенгагене, должна была определить новые подходы в борьбе с глобальным потеплением. Вне зависимости от содержания достигнутых договоренностей их финансовой основой в любом случае останется система торговли разрешениями на вредные выбросы в атмосферу

НА СЕГОДНЯШНИЙ день главным инструментом борьбы с загрязнением атмосферы является Киотский протокол, по которому до 2012 года запланировано на 5% (от уровня 1990-го) сократить выбросы парниковых газов. Основные обязательства взяли на себя развитые индустриальные страны: Евросоюз должен был сократить выбросы на 8%, Япония и Канада — на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8%, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 года. К настоящему времени протокол ратифицировали 188 стран, которые в сумме ответственны за 64% мировых выбросов парниковых газов. Впрочем, говорить об абсолютной успешности договора не приходится: с момента его подписания в 1997 году выбросы углекислого газа в мире выросли на 25%.

Именно в Копенгагене страны должны договориться о новых подходах к решению глобальных экологических проблем. Во-первых, потому, что действие Киотского протокола подходит к концу. Во-вторых, предложенная система не позволила достичь поставленных целей.

Однако едва ли не единственным важным результатом конференции стало согласование общих экологических позиций: не допустить до 2050 года повышения температуры на Земле более чем на два градуса. Для чего добиться к указанной дате сокращения вредных выбросов в атмосферу на 50–80%. При этом уже к 2020 году выбросы должны быть уменьшены на 25–40%. И снижать их должны все страны, вне зависимости от того, выбирают они свои квоты на загрязнение атмосферы или нет. Главная загвоздка оказалась в определении отправной точки. А именно уровень выбросов какого года брать за 100%. Постсоветским странам (и в первую очередь Украине) выгодно, чтобы сокращение выбросов сравнивалось с 1990 годом: в этот период на постсоветских просторах был зафиксирован пик промпроизводства (а значит, и уровня выбросов). Таким образом, наши страны становятся обладателями (и потенциальными торговцами) самых крупных квот, что несет угрозу стабильности действующей системы. Из-за резкого сокращения советских промышленных мощностей в 1990-е, у России оказался крупный пакет углеродных кредитов стоимостью в несколько миллиардов долларов. Если этот актив будет в одночасье продан, квоты сразу же обесценятся и у инвесторов пропадет стимул вкладывать деньги в разработку новых технологий, позволяющих сократить выбросы. К обвалу цен на углеродные кредиты в этом году привело и решение Европейского суда, который отменил постановление Еврокомиссии об уменьшении квот, предоставляемых Эстонии и Польше.

Промышленно развитым странам (в первую очередь США и Китаю) выгодно в качестве отправной точки взять 2005 год, поскольку в таком случае им не придется существенно сокращать объемы выброса в атмосферу СО2. Однако это абсолютно неприемлемо для потенциальных владельцев крупных квот на вредные выбросы, в том числе и Украине. Если сокращение выбросов договорятся сравнивать с 2005 годом, нашим предприятиям (в первую очередь химическим и металлургическим) придется тратить больше средств на экологические программы либо на покупку квот, что приведет к росту цен на их продукцию.

Именно поэтому Украина поддерживает базовый сценарий с отсчетом всех показателей от 1990 года. Ведь это, кроме прочего, оставит нам большую квоту при растущих ценах на единицы установленного количества. «На сегодняшний день стоимость сертифицированных сокращений выбросов (подтвержденные международными верификационными компаниями сокращения, которые достигнуты благодаря внедренным проектам повышения энергоэффективности) на европейском рынке колеблется в пределах 12–14 евро за тонну. Если говорить о стоимости сокращений, которые Украина достигла после 1990 года из-за экономического спада, то декларируется цифра 10 евро за тонну. Мы можем предложить миру около 1 млрд. т квот в течение пяти лет при потребности около 20 млрд. т в год. По объемам свободных квот конкуренцию нам может составить только Россия, которая сейчас свои квоты не продает», — рассказал «k:» директор Фонда целевых экологических инвестиций Сергей Орленко.

Среди возможных вариантов, позволяющих снизить вредные выбросы, рассматривается так называемый путь «равных целей», когда для каждой из стран — участниц нового соглашения устанавливается свой уровень сокращения вредных выбросов (уровень выбросов на душу населения). Возможен и другой сценарий реализации схемы «равных усилий», когда независимо от уже достигнутых результатов каждая страна должна снизить выбросы на одинаковый процент.

В канун конференции многие государства заявили о конкретных намерениях по снижению выбросов. В частности, Австралия согласилась к 2020 году уменьшить их на 5%, Беларусь — 5–10%, Евросоюз — 20, Казахстан — 15, Великобритания — 40, Мексика — 20, Бразилия — 39, Норвегия — 40, Индия — 20–25, Россия — 20–25, Украина — 20, Швейцария — 30, Япония — 17, Китай — до 40%. Канада готова оставить объемы выбросов на уровне 1990 года. США провозгласили 25%-ное снижение, но только от уровня 2005 года, что по отношению к 1990-му составляет незначительные 3–5%. Однако единой позиции, позволяющей оформить эти намерения в международном соглашении, страны пока не выработали. Главной задачей является не только установление единых правил, но и участие в новом международном договоре стран, не присоединившихся к Киотскому протоколу — США, Китая и Индии, на долю которых приходится до трети выбросов всех парниковых газов. Кроме того, подписание документа стало бы своеобразной поддержкой развитыми странами развивающихся: $100 млрд. ежегодно могли бы идти как на обновление производств, что привело бы к сокращению выбросов, так и на восстановление экосистем, пострадавших от загрязнения, производимого лидирующими экономиками мира.

Однако некоторые страны Евросоюза (преимущественно молодые члены ЕС) не согласны наращивать объемы помощи третьему миру за их счет. Сомнения в целесообразности помощи третьим странам есть и у Вашингтона. Некоторые аналитики даже отмечают, что для пополнения своего взноса в общую копилку помощи бедным США придется занять денег у китайцев, а потом им же их вернуть в качестве помощи. А делегаты из Африки, наоборот, требуют увеличить помощь странам третьего мира. Америка, Китай, Япония и Россия готовы выходить на заявленные объемы снижения выбросов, только если документ будет подписан всеми странами — лидерами по загрязнению. К слову, выход из процесса официального Токио чреват для Украины потерей пока единственного значительного покупателя государственных квот. Евросоюз даже готов повысить планку снижения выбросов в полтора раза, если его примеру последуют другие. Общности позиций никто гарантировать не может. Поскольку, например, официальный Пекин уже заявил, что не будет проводить сокращения в ущерб собственной экономике, так как первоочередная задача китайского правительства — борьба с бедностью.

Решение о «посткиотском» договоре будет объявлено на собрании «сегмента высокого уровня» 18 декабря. Однако, по оптимистичному сценарию, переговоры должны завершиться в 2010 году, а само соглашение будет подписано в ходе 16-й конференции ООН по вопросам изменения климата в Мехико.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Юрий Щербина

Теги:

Версия для печати
45415
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus