Главная Новости Политика Украину втягивают в российско-казахский космический конфликт
commentss НОВОСТИ Все новости

Украину втягивают в российско-казахский космический конфликт

20 декабря 2009, 10:23
Поделитесь публикацией:
Украину втягивают в российско-казахский космический конфликт

На космодроме Байконур Казахстан хочет поменять Россию на Украину, но вряд ли сможет. Мы же от предлагаемой роли "жупела" только проиграем

Казахстан задумался над выбором нового партнера по эксплуатации космодрома Байконур (Индии, Израиля или Украины) вместо России. Такие утверждения появились в российских СМИ на прошлой неделе. А непосредственным поводом стало то, что 23 ноября Казахстан не дал разрешения на запуск ракеты-носителя "Протон-М" с европейским спутником Eutelsat-W7. Носитель все же стартовал, хоть и на сутки позже, а Роскосмос отнес перенос старта на независящие от российской стороны причины.

В 2003 году руководители Беларуси, Украины, РФ и Казахстана договорились об учреждении СП с участием предприятий ракетно-космической отрасли этих стран в рамках ЕЭП. В связи со сменой политической конъюнктуры, последовавшей за президентскими выборами в Украине, эти планы не были осуществлены, хотя в результате мог получиться аналог Европейского космического агентства. Такое объединение ракетчиков СНГ смогло бы в итоге составить конкуренцию европейским странам и серьезно повлиять на расклады на мировом рынке. Впрочем, сейчас этот шанс утерян. Как заявил "k:" бывший гендиректор Национального космического агентства Украины Юрий Алексеев, "если бы страны СНГ объединили свои усилия и создали аналог Европейского космического агентства, тогда мы смогли бы со всей Европой тягаться. Но Россия уже пошла самостоятельно, участвуя в проекте строительства стартового комплекса "Союз-2" на космодроме Куру".

ПРИЗРАК ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Отношение Казахстана к вопросам аренды космодрома Байконур напоминает полемику официального Киева по поводу базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. С одной стороны, есть договорная база, фиксирующая не только сроки и условия пребывания, но и оплату стоянки. Претензии к ее смысловому содержанию будут всегда, но изменить ее до окончания действия нынешнего соглашения вряд ли удастся. А если и удастся, то это может не принести осязаемых экономических или политических выгод.

В случае с Байконуром ситуация обстоит так же. Объективно статус космической державы достался Казахстану только из-за наличия на его территории космодрома. Но молодое государство не могло самостоятельно его эксплуатировать. В Казахстане и сейчас нет КБ, способных спроектировать ракетно-космическую технику, нет и производственных площадок, где можно было бы ее строить. Обслуживающий персонал космодрома также готовится за пределами Казахстана. С другой стороны, площадка Байконура была и остается ключевым объектом для запусков российских носителей как в интересах государственных заказчиков, так и по международным программам. В 2004 году был подписан межправительственный договор об аренде космодрома до 2050 года. В настоящее время Казахстан ежегодно получает за аренду Байконура $115 млн., еще около $170 млн. каждый год перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома.

В то же время в постсоветской космической отрасли последние годы были отмечены повышением стоимости продукции и услуг, что, естественно, не могло учитываться на стадии подготовки договора. И сейчас казахстанским чиновникам, видимо, кажется неоправданно низкой договорная стоимость аренды Байконура. По словам заместителя председателя Казкосмоса Мейрбека Молдабекова, в 2009 году с космодрома Байконур Россией были запланированы 19 коммерческих запусков, из них 12 — ракетой-носителем (РН) "Протон". "На каждом ее пуске зарабатывается не менее $85 млн. Сумма коммерческих контрактов на 2009 год только на пуски РН "Протон" превышает $1 млрд.". То есть за пять лет арендодатель получил чуть больше $0,5 млрд., в то время как арендатор, по подсчетам Мейрбека Молдабекова, ежегодно зарабатывает больше $1 млрд. Но проблема не сводится к вопросу стоимости аренды.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Одной из приманок договора от 2004 года стало, вероятно, привлечение Казахстана к высокотехнологичной среде путем создания российско-казахстанского СП "Байтерек". Предприятие создано для предоставления услуг по запускам легких РН "Ангара 1.1" и "Ангара 1.2", разработка которых ведется в ГКНПЦ им. Хруничева. Строительство нового экологически чистого ракетно-космического комплекса (РКК) Байтерек на Байконуре должно начаться в 2010 году. В то же время ракетно-космический комплекс Ангара для семейства ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов создается и на космодроме Плесецк. По словам российских экспертов, при запусках космических аппаратов военного и двойного назначения это позволит отказаться от стартовых площадок на Байконуре. Полного отказа от пусков с Байконура не будет, но уже и это позволит Роскосмосу диктовать условия Казахстану даже в большей степени, нежели сейчас.

Однако строительство комплекса затягивается. По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, в нынешнем году финансирование проекта было урезано в несколько раз, а из двух тысяч человек, задействованных в строительстве, осталось лишь около сотни. Начало летных испытаний на Ангаре, первоначально намеченное на 2011 год, откладывается по меньшей мере еще на год. На доводку в лучшем случае понадобится еще столько же. Пока же Роскосмос остается привязанным к Байконуру. На этой зависимости Казкосмос пытается играть уже несколько лет подряд.

В конце прошлого года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил, что Казахстан настаивает на поэтапном сокращении запусков с космодрома Байконур ракет-носителей, работающих на токсичном гептиле, — "Протон-М". А это, к слову, более половины всех запусков. Но дело здесь не только в экологии. О чем говорит хотя бы то, что в январе этого года Мусабаев предложил принять решение на правительственном уровне об участии Казкосмоса в проектах коммерческого использования украинско-российской ракеты-носителя "Днепр", тоже гептиловой.

Российские СМИ утверждают, что Казахстан пытается выдавить российскую космическую монополию. Высказываются предположения, что в качестве новых партнеров руководство Казкосмоса видит Израиль, Индию, Украину.

Действительно, Астана рассматривает возможность заказа спутников космической системы связи и вещания KazSat, которые сейчас создаются российскими партнерами, в Израиле. Однако эта страна не занимается космическими пусками. Индии, активно использовавшей наработки российского ракетостроения, в настоящее время нужны не космодромы, а технологии. К тому же интерес представляет американский "космос", так как от российского в основном уже все получено.

В целом резкая переориентация Байконура с постсоветских на иностранные ракеты-носители невозможна без значительных инвестиций в наземную инфраструктуру. Советские и нынешние российские наземные системы унифицированы. В западные же заложена нестыковка на принципиальном уровне — вплоть до других частот радиообмена и величины напряжения. Так что без российского участия само функционирование космодрома выглядит сомнительным.

В частной беседе представитель национального ракетостроения подтвердил "k:" желание Казахстана ввести нового партнера на космодром Байконур. В то же время он напомнил о действующем договоре с РФ. "Пока космодром находится в аренде России, Казахстан не сможет заменить Россию на другого партнера из-за договорных ограничений", — отметил собеседник "k:". Кроме того, партнерство с Украиной без участия России тоже невозможно — пуски РН "Днепр" осуществляет российско-украинское СП "Космотрас", а носители для пусков берутся из состава ликвидируемых стратегических ракет РС-20 по согласованию с Министерством обороны РФ. Но этот проект интересует Казахстан как раз потому, что дает определенную возможность диверсифицировать риски, сопряженные с однонаправленным сотрудничеством. И это может обернуться для Украины конфликтом с Россией в космической отрасли — до сих пор одной из немногих, где сотрудничество Киева и Москвы развивалось относительно благополучно. Достаточно отметить, что в случае обострения отношений вокруг "Днепра" СП придется заморозить работы, а кроме того, Россия располагает собственной пусковой площадкой для этой РН на пусковой базе Ясный. В частной беседе представитель национального ракетостроения подтвердил "k:" желание Казахстана ввести нового партнера на космодром Байконур. В то же время он напомнил о действующем договоре с РФ: "Пока космодром находится в аренде России, Казахстан не сможет заменить Россию на другого партнера из-за договорных ограничений".

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!