Главная Новости Политика Случилось. Теперь тендеры можно не проводить вообще
commentss НОВОСТИ Все новости

Случилось. Теперь тендеры можно не проводить вообще

3 февраля 2010, 11:47
Поделитесь публикацией:
Случилось. Теперь тендеры можно не проводить вообще

Суды начали отвергать иски, апеллирующие к постановлению Кабмина, которое является единственным документом, регулирующим сферу госзакупок.

Госзакупки, коих в Украине ежегодно проводится на сотни миллиардов гривен, оказались ничем и никем не контролируемы.

Особо смелые чиновники и госкомпании могут вообще теперь не проводить тендеры, так как единственный документ, на который они опираются в этой сфере, признан недействительным. Это решение даже не Конституционного суда, а обычного хозяйственного. А этот прецедент выводит правовой беспредел в этой сфере на новый уровень.

Прецедент создал Киевский хозсуд. 23 ноября 2009 года он вынес решение по иску ООО "Мегапринт сервис" к "Укртелекому" с требованием отменить один из тендеров. Истец ссылался на нормы постановления Кабмина №921 "О проведении закупок за госсредства". И именно этой ссылки хватило, чтобы в удовлетворении иска было отказано.

Напомним историю мытарств тендерного законодательства. В марте 2008-го парламент, задолбаный нравами "тендерной мафии", отменил свой закон о госзакупках. И решил принять новый закон. А на время пока это все будет делаться, нардепы делегировали Кабмину право регулировать сферу госзакупок. Это выразилось в передаче правительству права принять Временное положение. Кабмин его принял, хотя это было незаконно – парламент вообще не имеет права делегировать свои полномочия кому-либо еще. И Конституционный суд по иску президента это быстро показал, отменив решение Кабмина.

Впрочем, правительство не сдалось и в том же 2008-м переиздало свое постановление о госзакупках. И что теперь?

"За вказаних обставин суд вважає, що постанова Кабінету Міністрів України "Про затвердження Положення про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти"від 17.10.2008р. № 921 прийнята без наданих законом повноважень та не відповідає ст.1, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 42, п. 8 ч. 1 ст. 92, ч. 3 ст. 113 Конституції України", — указывает судья КХС Тамара Трофименко в решении. И выносит решение "в иске отказать полностью".

У этого решения сразу несколько последствий. Первое лежит на поверхности – в судах бессмысленно оспаривать результаты тендеров. Таким образом жалобщики "загоняются" в департамент по обжалованиям при Минэкономики. Но его довольно легко обойти (подробнее здесь).

А второй вывод более глобален – тендеры можно не проводить вообще. К такому выводу к разговору с "proUA" пришла Ксения Ляпина, народный депутат от НУНС.

- После решения Конституционного Суда в этой сфере возник правовой вакуум. Теперь вообще неясно, чем регулируются госзакупки. Вообще неясно, нужно ли проводить тендеры.

Если орган власти нахальный, он может перестать проводить тендеры, и делать покупки на миллиарды гривен по собственным процедурам. И ни прокуратура, вообще никто не сможет вынести предписание о нарушении, потому что нечего нарушать. Тем более сейчас не у дел департамент по обжалованиям Минэко, который также не имеет процедуры по обжалованию (его работа регламентируется отмененным постановлением Кабмина – "proUA"). Вообще, я считаю, что все тендеры, проведенные после решения КС, подвешены в воздухе, так как проводились в условиях правового вакуума, — считает Ляпина.

Почему так получилось "proUA" уже писал не раз. Сначала из нелюбви к Тендерной палате нардепы отменяют свой закон. И весь контроль перемещается в Кабмин, где быстро разобрались что почем. Известны выводы Счетной Палаты о том, что в прошлом году несколько миллиардов гривен были выведены с тендеров на более непрозрачные процедуры отдельными распоряжениями премьера и первого вице-премьера. Поэтому правительство не шибко напрягалось в продвижении нового закона через Раду.

Впрочем, у Кабмина было два стимулятора – МВФ и те самые тендерщики. Валютный фонд одним из условий выделения своего кредита поставил требование принять новый закон о госзакупках (иностранцы очень хорошо понимают цену вопроса с точки зрения борьбы с коррупцией). Однако "тендерная мафия" так наводнила новый проект своими фишками, что в декабре парламент снова провалил этот закон.

Так что Конституционный суд действительно усугубил ситуацию. Однако он показал и выход. Раз правительство и его глава вкупе с нардепами игнорируют проблему, то ее могут игнорировать и рядовые исполнители. Нет порядка проведения госзакупок – нет самих госзакупок. И все – нет оснований платить правительственным чиновникам за желание провести закупку у одного участника вместо открытых торгов. Есть основания устанавливать свои правила игры. Например, благодаря той же ловушке с решением КС Коломойский отсудил деньги "Укрнафты", которые отныне неправомерно считать государственными. А значит можно распоряжаться на свое усмотрение.

Ведь было ясно, что сферу госзакупок нельзя регулировать постановлением Кабмина. Просто почему-то была иллюзия, что мы сможем быстро принять новый закон. Прошло уже почти два года, а воз и ныне там. Закон через Раду практически не продвигается.

Судиться об отмене тендеров все-таки стоит, только нужно подавать иск о нарушении не постановления Кабмина, а других законов, например Хозяйственного кодекса. В общем, нужно нанять хорошего юриста. Короче, все как обычно: защити себя сам.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!