УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Почему перед выборами всегда дорожают продукты

0

Пока политики в предвыборной борьбе за электорат навязывают ему собственные рецепты борьбы с ценами и грозятся наказать всех спекулянтов,...

...«k:» решили разобраться в настоящих причинах предвыборного роста стоимости продовольствия

В Украине тема повышения цен на продовольственные товары удобна для популизма и спекуляций, поскольку на них приходится около 50% в потребительской корзине украинцев. На самом деле это отличная иллюстрация бедности нашего населения, потребительскими настроениями которого легко манипулировать. Для сравнения: в Польше продукты занимают около 30% потребительской корзинки, а в Германии расходы на еду для собственного приготовления составляют всего лишь 10%

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИН РОСТА ЦЕН «НЕ ЗАМЕЧАЮТ»

Дежавю с резким увеличением цен на разные виды так называемых социальных продуктов питания были зафиксированы на внутреннем рынке практически во время всех избирательных кампаний 2000-х годов (в 2004, 2006, 2007 и 2009–2010).

Ценовой мониторинг, проводимый Государственной инспекцией по контролю над ценами, наглядно показывает динамику продуктового роста. Прошлые выборы президента (2004 г.) характеризовались ценовым кризисом на рынке мяса, тогда говядина выросла в цене на 32%. К парламентским выборам в 2006 году подорожал хлеб — на 20–22% высший и первый сорт. В период внеочередных выборов в ВР в 2007 году «взлетели» цены на подсолнечное масло (+59%), молоко (+49%), говядину (+20%) и «социальный» хлеб (+16–18%). В 2009 г. подорожали молочные продукты (+22%) и сахар (+99%), а за январь 2010 г. они прибавили в цене еще 9,5% и 26% соответственно. Независимые эксперты, в отличие от Минэкономики, убежденном в отсутствии каких-либо экономических предпосылок для подорожания, называют вполне конкретные причины такой тенденции.

Политическая неопределенность, как отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, лишь усиливает темпы роста цен. Что касается ключевых причин, то одна из них — увеличение социальных выплат, которое власти проводят с 2004 года. К слову, мясной кризис того же года был во многом спровоцирован как раз появлением дополнительных денежных средств у потребителей. «Щедрые денежные выплаты (увеличение пенсий, стипендий, минимальных зарплат), которые используются для задабривания беднейших слоев населения, дают эффект, обратный ожидаемому: получив больший доход, эти люди сразу же тратят деньги на покупку продуктов питания. А резкое повышение спроса при стабильном предложении неизменно влечет за собой увеличение цен», — объясняет старший аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Андрей Нестерук.

Эксперты выделяют еще одну специфическую причину роста цен на продукты в 2006–2007 годах: в этот период был отмечен всплеск притока иностранных инвестиций и долгового капитала в Украину из-за рубежа. «Фиксированный курс гривни и выкуп Нацбанком валюты у инвесторов ежегодно увеличивал гривневую массу внутри страны на 20–30%. Поскольку власти не предпринимали попыток ее изъятия (например с помощью выпуска и продажи ОГВЗ), «лишние» деньги стимулировали рост цен на продукты», — напоминает Андрей Нестерук.

Другая объективная причина — мировой рост цен на сырье. Такая сезонность совпадала со временем проведения избирательных кампаний в Украине. Традиционно цены на сельскохозяйственные культуры меняются после сбора нового урожая: в конце лета — начале осени (в это же время состоялись предвыборные гонки 2004, 2007 и 2009 годов). Увеличение мировых цен в 2007 году на подсолнечное масло привело к его подорожанию на 40–60% в Украине. «Тогда в рынок сырьевых ресурсов включился спекулятивный капитал, из-за чего цены на подсолнечник достигли почти $1000/т, а на масло — $2000/т. Уже год спустя цены на подсолнечное масло обвалились до $600–700/т», — говорит генеральный директор ассоциации «Укролия» Степан Капшук. Учитывая, что 80% подсолнечного масла экспортируется за рубеж, украинский рынок развивался в фарватере мировых тенденций.

Из-за низкого урожая зерновых тогда же подорожали мука и хлеб. Аналогичная ситуация наблюдается с сахаром. По словам председателя правления НАСУ «Укрсахар» Николая Ярчука, проблемы с ценами на сахар и сезонные колебания традиционно возникают перед новым производственным сезоном.

Нынешней избирательной кампании сопутствуют как объективные причины подорожания продуктов, так и спекулятивный фактор. К примеру, если взять тот же сахар, то здесь, во-первых, мировые цены достигли тридцатилетнего максимума (в Европе — 1300 евро/т, в России — $1200/т). А во-вторых, из-за сокращения посевов сахарной свеклы в Украине образовался дефицит собственного свекловичного сахара, что, к слову, прогнозировалось и ранее. Кроме того, выходные и праздники, растянувшиеся почти на половину января, плюс плохая погода привели к тому, что товарные запасы сахара в небольших населенных пунктах просто закончились. А пополнить их торговцы еще не успели. И этот искусственный дефицит тут же спровоцировал ценовой скачок.

Руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник считает, что политический фактор удваивает нестабильность экономической обстановки. Накануне выборов в Украине мало кто из регуляторных органов обращает внимание на формирование цен, поэтому в этот период в стране обычно происходит ценовая дестабилизация. Если во время предвыборной гонки возникают какие-то внешние вызовы, на них просто никто не реагирует. «Представители власти в это время заняты совсем другими вопросами, и им некогда отвлекаться на решение экономических проблем. Зачастую решение находят, когда уже потеряно слишком много времени», — поясняет Мария Колесник.

Николай Ярчук полагает, что истерия политиков вокруг ценовой ситуации только усугубляет эту проблему. «Сегодня главное — не будоражить паникой внутренний рынок, поскольку погасить ажиотажный потребительский спрос очень сложно. В 2007 году мы это уже проходили», — убежден Степан Капшук. Нагнетание ситуации приводит к тому, что на росте цен зарабатывают недобросовестные предприниматели, которые раскручивают этот ажиотаж и используют политическую нестабильность в корыстных целях.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

По наблюдениям Андрея Нестерука любая власть в Украине умеет бороться с ростом цен только административными методами (запретами, давлением, ограничением, квотированием). Все предыдущие попытки преодоления ценовых кризисов на мясо, хлеб, сахар, масло заканчивались публичными обвинениями предпринимателей в недобросовестной конкуренции и завышении цен. Показательные порки с наложением многотысячных штрафов переходили в состояние судебных разбирательств с контролирующими органами. В частности, прошлым летом во время активного роста цен на сахар Госценинспекция проверила порядка 2200 предприятий (нарушения были установлены в 39% из них). В результате проверок формирования цен на сахар штрафные санкции составили 162 млн. грн. Но большинство коммерческих компаний сейчас отстаивают свою правоту в судах. «Осуществить ценовые сговоры в масштабах страны, в которых зачастую обвиняют производителей продовольствия, на практике очень сложно», — уверен Андрей Нестерук.

В 2009 году Аграрный фонд не приобрел у производителей ни тонны сахара, хотя планировались закупки на уровне 300 тыс. т. Николай Ярчук заметил, что сейчас у государства реальные механизмы регулирования ценовых процессов на этом рынке отсутствуют — осуществлять товарные интервенции сахара, снижая тем самым ценовое давление спекулянтов, не из чего.

Но регулирование в ручном режиме — это полумера, которая дает краткосрочный эффект. «В долгосрочной перспективе предприниматели находят способы, как обойти запреты и ограничения, чтобы повысить цены», — утверждает Александр Жолудь. Степан Капшук напоминает, что попытка ручного регулирования рынка растительного масла два года назад привела к резкому обвалу экспорта и остановке более 15 маслоэкстракционных заводов. «Кроме вреда, это ничего не принесло — на понижение цен на внутреннем рынке данная мера практически не повлияла», — говорит он. После введения ограничений на экспорт (квотирования и лицензирования) цены даже повысились — из-за повышения стоимости сырья на мировом рынке.

«Политика «тушения пожаров» не оправдывает себя — пока гасят «ценовой очаг» в одном месте, он вспыхивает где-то в другом», — уверена Мария Колесник. Например, когда Украина остро ощутила рост цен на мясо в 2006–2007 годах, эту проблему предпочли решить с помощью ввоза огромного объема импортной продукции из Бразилии и Аргентины. Цены на мясо действительно на какое-то время опустились, но кризис отечественного животноводства это только усугубило (на 1.01.2010 г. поголовье КРС сократилось до 4,9 млн. голов). Рост цен на молокопродукты, отмеченный в конце 2009 года, — также последствие непродуманной политики властей. «Если на рынке установилась реальная рыночная цена, между которой балансирует спрос и предложение выше того уровня, чем хотелось бы, то применение каких-то административных мер, скорее всего, приведет к дефициту данного товара на рынке и ряду других проблем», — говорит Андрей Нестерук.

В данный момент катастрофы с ростом цен в Украине в целом не наблюдается (не считая отдельных видов продуктов). Но существует опасность, что для увеличения политических дивидендов новая власть просто проиндексирует доходы граждан выше, чем уровень инфляции, и продолжит политику наращивания объемов социальных выплат.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Светлана Попель, «Комментарии»

Теги:

Версия для печати
162696
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus