Главная Новости Политика Союз трех наступает на Украину
commentss НОВОСТИ Все новости

Союз трех наступает на Украину

3 марта 2010, 10:03
Поделитесь публикацией:
Союз трех наступает на Украину

Украинцы пока не воспринимают всерьез таможенный союз восточных соседей, тогда как он уже через несколько лет может обойтись украинской...

...экономике в миллиарды потерь

Таможенный союз Россия — Беларусь — Казахстан заработал. Правда, сейчас страны-участники в большей мере заняты подсчетом убытков, чем прибылей от скоропостижного решения. Беларусь не понимает, почему Россия берет с нее экспортную пошлину на нефть, а Казахстан ищет, чем закрыть дыру в бюджете в 70 млрд. тенге ($474 млн.). При этом все продолжают спорить о том, как же будут делить деньги

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

Для Украины это означает, что по соседству появился еще один торговый гигант, с которым надо считаться. И хотя большинство экспертов выражают мнение, что существование Таможенного союза не будет иметь большого значения для Украины, думается, это не так. В 2003–2004 годах эксперты подсчитывали возможные потери от расширения ЕС. Тогда МИД называл цифру в 500 млн. евро за два года, из которых большая часть должна была прийтись как раз на влияние таможенного евросоюза. К сожалению, впоследствии никто официально не взялся просчитать потери Украины от соседства европейского таможенного союза, но они были. Об этом говорит хотя бы тот факт, что удельный вес экспорта в страны — новые члены ЕС сократился. Произошло это в основном за счет продукции черной металлургии, химической промышленности и машиностроения. Сказались нетарифные ограничения на металлопродукцию и химию. Кроме того, страны Балтии денонсировали со вступлением в ЕС наши двусторонние соглашения о свободной торговле, в результате чего тоже наблюдалось падение экспорта. Все это заставляет экспертов говорить о том, что предварительные подсчеты МИДа были верны. Косвенно это подтверждает, что и потерь от тройственного союза тоже стоит ожидать.

Что касается новосозданного образования, то в первую очередь непонятна судьба соглашений о свободной торговле с этими странами. На данный момент все члены сошлись во мнении, что договора остаются в силе, но именно в рамках Таможенного союза. Что будет, когда наши соседи перейдут к следующему этапу создания ЕЭП, пока не оговаривалось. Но даже если исходить из предпосылок, что новый Таможенный союз не пойдет на денонсацию ранее существующих договоренностей о свободной торговле, то долю от украинского экспорта он все же отрежет. Первые ласточки уже полетели. С 1 января этого года оказалось, что украинские производители винной и коньячной продукции для ввоза своей продукции в Россию должны получать лицензию, аналогичную той, что и для ввоза вина в Беларусь и Казахстан. Ведь в рамках Таможенного союза предусмотрен единый для трех стран список товаров, к которым применяются ограничения по ввозу.

УКРАИНУ ОБХОДЯТ

Но при этом эксперты говорят, что основных проблем следует ожидать со стороны Беларуси. В прошлом году наш товарооборот составил $2,98 млрд., но сальдо Украины при этом оказалось отрицательным — минус $403 млн., хотя еще два года назад ситуация была обратной. Мы ввозим от белорусов всего понемногу — холодильники и морозильники, тракторы и седельные тягачи, полимеры этилена, масло сливочное, шины, тару пластмассовую, комбайны, чулочно-носочные изделия и т.д. А в этом году на фоне сахарной паники правительство склонно принять уникальное решение — разрешить до мая 2010 года беспошлинный импорт из Беларуси 100 тыс. т тростникового и свекловичного сахара. При этом основными статьями украинского экспорта являются металлопродукция, электроэнергия, сельхозпродукция, оборудование, бумага и кондитерские изделия. Кстати, на последние до сих пор распространяется антидемпинговая пошлина в размере 11–24%. Но самое интересное, на эти группы товаров в рамках договора о свободной торговле у Украины с Беларусью нет изъятий. А вот у России есть — и на металлопродукцию, и на энергоносители. И страны Таможенного союза должны в течение полугода унифицировать меры тарифного и нетарифного регулирования, то есть российские изъятия теперь будут распространяться и на Беларусь. А как скажется на желании покупать украинский металл цена на 30% дороже, чем ранее, пока неизвестно. Еще один момент — это усиление конкуренции за российский рынок по продукции пищепрома и сельского хозяйства. Правда, тут есть ограничение естественного характера: уже сейчас в структуре экспорта Беларуси на Россию приходится 99,9% экспорта мяса, 81% молочных продуктов, 81,3% рыбы и т.д. Соответственно, белорусы физически не смогут в сжатые сроки нарастить объемы производства до таких высот, чтобы перекрыть и украинский импорт. А вот в долгосрочной перспективе это вполне может обернуться для Украины потерями на российском рынке, тем более что РФ неоднократно давала понять, как не рада украинским продуктам. Тогда как белорусские товары в госзакупках РФ в прошлом году приравняли к российским.

Что касается Казахстана, то за 2009 год наш товарооборот с этим государством составил $3,42 млрд. Мы были на втором месте по объемам торговли среди стран СНГ и на пятом среди всех торговых партнеров. И счет снова был не в нашу пользу — отрицательное сальдо в $842,5 млн. При этом Украина импортировала товары, которые для нас принципиально важны, в частности энергоносителей на $1,15 млрд. А вот экспортировали мы товары, которые Казахстан может заменить российскими, — продукция АПК (на $123,7 млн.), деревообрабатывающей промышленности ($92,9 млн.), машиностроения ($371,5 млн.) и металлургии ($1,04 млрд.). Прошлый год показал, что казахи могут обойтись и без украинского импорта, по сравнению с 2008 годом сокращение поставок произошло по всем позициям в среднем в 1,3 раза. Более того, украинскую нишу в казахском импорте уже сейчас усиленно пытаются занять союзники по Таможенному союзу. Так, белорусы заявили о создании совместного производства сельскохозяйственной техники (основная часть нашего экспорта по позиции "продукция машиностроения"), и этот проект уже поддержан национальным холдингом "КазАгро". Россияне, по предварительным договоренностям, согласились переориентироваться на казахские масличные для Зауралья, если Казахстан обязуется увеличить объемы потребления российской древесины и металла. Кроме того, казахи с 1 января 2010 года ввели тарифные квоты на импорт мяса крупного рогатого скота, свинины, птицы и ряда другой сельхозпродукции. Так что часть рынка сбыта мы можем потерять уже в этом году.

Ситуация усугубляется тем, что украинская сторона уже в текущем году успела потерять транзит казахской нефти через терр

иторию Украины из-за корпоративного конфликта. Две недели назад "КазТрансОйл" отказалась от поставок нефти в Восточную Европу по южной ветке нефтепровода "Дружба" транзитом через Украину. Компания решила переориентировать поставки на Польшу через территорию Беларуси, так как украинская сторона, не сумев договориться с казахскими добытчиками о цене, решила в одностороннем порядке разорвать договор на транспортировку. Видимо, кто-то подумал, что так казахи станут сговорчивее, но ошибся. А Украина таким образом потеряла еще и доходы от транзита нефти. Другими словами, наши потери на казахском фронте уже в ближайшей перспективе исчисляются сотнями миллионов.

Непонятнее всего ситуация с Россией. Предсказать возможные потери или выгоды от ее вступления в Таможенный союз практически нереально. В плане тарифных ограничений никаких изменений не предвидится — таможенный тариф нового союза на 92% повторяет ставки РФ, а объемы изъятий из свободной торговли других стран довольно малы. Кроме того, Россия уже несколько лет ведет целенаправленную политику на вытеснение украинских товаров с российского рынка — антидемпинговые расследования и пошлины, квоты, санитарные нормы и даже настоятельные рекомендации не покупать украинское. Теперь же основной риск заключается в том, не подхватят ли эту политику два других государства Таможенного союза.

ТРАНЗИТ СТРЕМИТСЯ К НУЛЮ

Кроме потерь непосредственно от унификации таможенных правил Украина может пострадать от получаемых соседями преимуществ. В первую очередь речь идет о транзитных потоках. Основная проблема в том, что наши соседи — и Беларусь, и Россия, и страны Прибалтики — уже давно проводят скоординированную политику, направленную на увеличение грузопотоков через собственную территорию. В итоге в 2008 году через территорию Беларуси выполнено 992,3 тыс. транзитных поездок иностранных автоперевозчиков. Для сравнения: в Украину последние осуществили около 1 млн. рейсов (экспорт, импорт, транзит). А доля транзита составила 55%. Что касается железнодорожного транспорта, то в последние годы из 65–70 млн. т транзитных объемов грузоперевозок "Укрзализныци" около 40 млн. т приходилось на перевозки в/из портов Украины и 25–30 млн. т — на сухопутные погранпереходы на западной границе. За этот же период объемы железнодорожного транзита через Беларусь составили 50,6 млн. т — в два раза больше, чем сухопутный транзит Украины. То есть мы уже и так сдаем позиции. Если же исчезнет таможня на границе с Россией, то наши объемы транзита упадут в разы, особенно следует учесть, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию — это российские грузы. Сейчас основным нашим преимуществом остаются порты, но при желании и его мы можем потерять. 10 дней назад российская сторона заявила, что выделяет 5 млрд. руб. в этом году на строительство универсального порта в Ростове-на-Дону, который должен будет в будущем перенаправить на себя большую часть украинского трафика. Порт планируется сдать в 2013 году, а уже через три года он будет обрабатывать 16,5 млн. т грузов ежегодно. Согласно расчетам российских экспертов, ростовский путь по доставке товаров в Европу будет на 15 суток короче традиционных маршрутов, и, соответственно, доставка контейнерных грузов будет обходиться на 5–10 $/т дешевле, чем при транспортировке через Украину.

Еще один возможный минус — это снижение потока инвестиций. Мы со своей инвестиционной привлекательностью не сможем конкурировать с огромным рынком в 130 млн. человек. Это значит, что иностранные компании предпочтут создавать дочерние предприятия на территории одного из трех государств союза для насыщения этого же рынка. Первыми заманчивые перспективы осознали китайцы. Компания SsangYong уже заявила о готовности создать два предприятия в Казахстане — одно на базе существующих производственных мощностей, другое — построить с нуля. Но только при условии, что Таможенный союз будет существовать и дальше.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!