УКРАИНА

Власть

Летайте самолетами Коломойского!

0

После полного захвата украинского рынка нефти и ферросплавов группа «Приват» решила монополизировать еще и самолеты

Мировая авиация продолжает переживать непростые времена. Согласно данным Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), в прошлом году объем мирового рынка пассажирских авиаперевозок сократился в сравнении с 2008 годом на 3,5%. Как сказано в докладе IATA, «с точки зрения спроса 2009 год войдет в учебники истории как худший год в отрасли». Это и неудивительно, ведь, по данным ассоциации, в прошлом году отрасль понесла в общей сложности $11 млрд. убытков.

Падение объемов авиаперевозок в Украине по итогам прошлого года составило 17%. По данным Госавиаадминистрации Украины (ГАА), падение на внутренних рейсах достигло 20,14%, на международных – 16,19%. Как отмечают в ГАА, больше всего на рынке сказались экономическая ситуация, сложные погодные условия и эпидемиологическая ситуация в конце года.

Очевидно, что ситуация на рынке повлияла на расстановку сил, а также на процессы консолидации в отрасли. Лидером по объемам пассажирских перевозок в 2009 году стали «Международные авиалинии Украины» (МАУ), на которые приходится 30,4% рынка. На долю «Аэросвита», который с недавних пор принадлежит Игорю Коломойскому, приходится 27,3%.

По данным участников рынка и экспертов, «Аэросвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро» входят в неформальный альянс (компании обратились в Антимонопольный комитет с просьбой разрешить формализовать его создание), который контролирует 48,5% рынка. Если же подтвердятся слухи о присоединении к нему авиакомпании «Роза ветров» (с ее 9,2%), то его доля на рынке приблизится к 60%.

Можно дискутировать относительно целесообразности попытки создания мощной структуры из довольно слабых игроков. Как говорится, время покажет. Но уже сейчас видно, что И. Коломойский всерьез намерен установить монопольный контроль над авиационным рынком страны.

Свидетельством тому стал разгорающийся конфликт компании группы Коломойского - «Днеправиа» - с Госавиаадминистрацией относительно назначения МАУ третьим авиаперевозчиком на израильское направление.

Вкратце о сути конфликта. «Днеправиа» обвинило ГАА в том, что третье место на маршруте было отдано МАУ без конкурса (обязательного – по версии авиакомпании), а также в том, что назначение произошло до подписания соглашения с израильской стороной.

Слабость позиций «Днеправиа» очевидна. Прежде всего, целесообразность проведения конкурса остается на рассмотрение ГАА. И понять логику администрации нетрудно.

Во-первых, на этом направлении уже работают два других члена альянса – «Аэросвит» и «Донбассаэро». Это означает, что для обеспечения конкуренции, а значит – в интересах пассажиров, необходимо было третьим перевозчиком назначить компанию, которая в альянс не входит.

Во-вторых, решение о привлечении МАУ на направление было вовсе не кулуарным. Еще в конце декабря 2009 года состоялось заседание лицензионной комиссии ГАА, на которой «Донбассаэро» стал реальным перевозчиком на Тель-Авив (т.е., были сняты существовавшие ранее ограничения в его назначении), а МАУ было предложено дождаться расширения количества назначенных перевозчиков с перспективой стать таковым, как только будет подписано соглашение с Израилем. Оно было подписано 23 февраля.

А что до претензий относительно того, что разрешение МАУ было выдано несколькими днями ранее, то это не является чем-то из ряда вон выходящим. Ранее та же МАУ, получив назначение на Кувейт, фактически создала этот маршрут, став катализатором межгосударственных переговоров. «Аэросвит» в свое время получил назначение на маршрут Киев-Бирмингем еще до того, как украинские и британские авиационные власти подписали соответствующее соглашение.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что МАУ на 61,9% принадлежит государству через Фонд госимущества Украины. С этой точки зрения обвинения ГАА в лоббизме выглядят просто нонсенсом. О защите интересов кого же должен заботиться государственный орган, если не национального авиаперевозчика?..

Учитывая изложенное, можно сделать несколько выводов.

Первый. Неформальный альянс авиакомпаний группы Коломойского хотел бы монополизировать перспективное направление на Израиль, ограничив доступ к нему конкурента. А о перспективности направления Киев-Тель-Авив говорит не только то, что по данным Центра политического и экономического анализа, ежегодно на нем перевозится около 300 тыс. пассажиров, что приносит около $90 млн. дохода, но и ожидаемое введение безвизового режима между странами. Это увеличит пассажиропоток до 1 млн. в год. «Кусок», что и говорить, лакомый.

Второй. Как предположил руководитель Центра политического и экономического анализа Александр Кава в интервью агентству Интерфакс-Украина, «не исключено, что суд заблокирует назначение МАУ, и третий перевозчик с украинской стороны просто не будет выполнять полеты. В результате конкурс (объявления которого требует «Днеправиа») проведен не будет, и с украинской стороны на маршруте останутся «Аэросвит» и «Донбассаэро». Это, в свою очередь, может привести к тому, что дополнительная квота с украинской стороны окажется невыбранной и вместо украинской компании дополнительные доходы получат израильские авиаперевозчики.

Если же конкурс и будет объявлен, то соответствующие процедуры отнимут довольно много времени. Победителем вполне реально может быть признана та же МАУ, только ею будет упущен летний сезон, а возможно, и осенние перевозки хасидов. Конечно же, в этом есть определенная выгода для тех, кто сегодня работает на этом маршруте.

Подводя итоги, можно предположить, что, нагнетая ситуацию, «Днеправиа» преследует несколько целей. В контексте изменения правительственной команды делается попытка под искусственным предлогом сменить руководство ГАА. В результате судебной тяжбы МАУ может понести убытки в виде упущенной прибыли. Если же «Днеправиа» все-таки получит назначение на израильский маршрут, то это направление будет полностью монополизировано альянсом.

Нетрудно заметить, что достижение практически любой из этих целей не имеет ничего общего не только с защитой национальных интересов, но и с заботой о потребителе. Ничего, кроме снижения качества услуг и повышения цен, монополизм пассажирам не несет. Вспомните рекламу советских времен: «Летайте самолетами «Аэрофлота»!». Вскоре лозунг будет изменен. «Летайте самолетами Коломойского». О качестве поговорим чуть позже. После полной монополизации.

Что касается национальных интересов, то, учитывая большую либерализацию западноевропейского рынка, отечественным компаниям следует не стараться «потопить» флот конкурента, а думать над увеличением своей активности на восточном направлении. В этом смысле Израиль представляется хорошим плацдармом. В то же время, руководители восточных стран традиционно крайне чувствительны к любым дрязгам среди партнеров, что может помешать развитию сотрудничества с ними.

Когда украинское небо раньше или чуть позже, но непременно откроется, об этом вспомнят, но не было бы поздно.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Игорь Гарин

Теги:

Версия для печати
80934
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus