УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Треугольник чужих интересов

0

Украина намерена интегрироваться в ЕС без его согласия, помириться с РФ на своих условиях и наладить стратегическое партнерство с США,...

...утратив стратегическое значение для Вашингтона

Озвученный Виктором Януковичем тезис о европейской интеграции при восстановлении отношений с Россией и построении стратегических отношений с США легче провозгласить, чем осуществить: интерпретация этих целей и отношение к ним контрагентов Киева отнюдь не отвечают его стремлениям. В треугольнике Россия — ЕС — США нет лояльных Украине сторон

ИЗ РОССИИ БЕЗ ЛЮБВИ

Украинско-российские отношения радикально меняются. Ощущение нескончаемой напряженности и взаимных обид, преобладавшее несколько лет, вмиг исчезло.

Однако новая атмосфера не исключает сохранения старых амбиций и желаний. России по-прежнему нужно от Украины значительно больше, чем может ей дать даже Янукович. Кроме известного набора требований о продлении соглашения о базировании Черноморского флота в Крыму, полного отказа от вступления в НАТО, принятия закона об официальном статусе русского языка, есть и более прагматичные пожелания. Это и создание газотранспортного консорциума на выгодных для России условиях, и льготный допуск крупного российского капитала к приватизации промышленных и инфраструктурных активов, и полное сворачивание военно-технического и разведывательного сотрудничества с Грузией. Кроме этого, Москве было бы выгодно, если бы Киев поддержал ее видение модели реформирования ОБСЕ, солидаризировался с ней по принципиальным вопросам в Совете Европы и ООН, выступал со сходных позиций в вопросе приднестровского урегулирования.

В целом важно понимать, что все упомянутые темы хоть и входят в перечень тактических и стратегических национальных интересов России, однако поднимаются с разной для Украины степенью проблемности. И степень эта зависит напрямую от того, «ястребы» или «голуби» в каждой отдельной ситуации берут верх в своем влиянии на два полюса «тандемократии» — Владимира Путина и Дмитрия Медведева. К «ястребам» однозначно можно отнести секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева. Он — один из основных представителей спецслужб в сфере внешней политики и политики безопасности и как типичный выходец из этой среды искренне рассматривает многовекторность Украины как реализацию плана Запада по ослаблению России. На тех же позициях стоят Главное разведывательное управление Министерства обороны, ФСБ, Служба внешней разведки. Они считают, что Украина может быть либо в орбите полного влияния Москвы, либо в лагере ее врагов. В способность украинского государства быть равноудаленным игроком они не верят. К этому же лагерю примыкает и спикер Госдумы Борис Грызлов.

На другом фланге сторонники «мирного сосуществования» системы российской «суверенной демократии» и украинской ориентированной на Запад демократии. Эти люди тоже готовы жестко отстаивать интересы России, но категорически отказываются видеть в Украине врага. К ним в первую очередь относятся министр иностранных дел Сергей Лавров и курирующий украинское направление его зам Григорий Карасин. Также к этой группе можно отнести главу кремлевской администрации Сергея Нарышкина и посла России в Киеве Михаила Зурабова. Особняком стоит патриарх Кирилл, который хоть и видит Украину неотъемлемой частью Русского мира, но готов идти на очень серьезные уступки в области символов и идеологии. От остальных «голубей» его отличает то, что он не готов считать украинское государство отрезанным ломтем, но предпочитает искать пути реинтеграции в духовно-гуманитарной сфере, а не в методах прямого давления и шантажа.

НАСТОРОЖЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ

Труднее всего на нынешнем этапе будет наладить эффективный диалог с Вашингтоном. Американцы и раньше не были готовы рассматривать Украину как самодостаточного партнера — страна интересовала их исключительно в контексте политики сдерживания России, а сейчас и подавно до Киева мало кому есть дело.

Показательной стала история с выдвинутой Виктором Януковичем инициативой подписать соглашение между США и Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) в украинской столице (точнее, Янукович озвучил то, что хотели россияне). Москва предложение открыто поддержала, а вот американцы довольно резко отвергли. По данным «k:», единственным принципиальным аргументом в пользу подписания СНВ-2 в Праге стали пиар-цели ближайшего окружения Барака Обамы. Именно в чешской столице в 2008 году американский президент в своей первой речи на международную тематику призвал ко всеобщему ядерному разоружению. Два года спустя лидеру, у которого нет никаких осязаемых достижений ни во внутренней, ни во внешней политике, важно показать своим избирателям, что его «пражская инициатива» успешно реализуется. Само по себе это продемонстрировало: приезд в Киев для демонстрации того, что Украина «не потеряна для Запада», по мнению технологов Обамы, совершенно не тянет на аналогичный по масштабу пиар-эффект.

Нет ничего удивительного в том, что страна, на которую приходятся десятые доли процента американского торгового оборота и зарубежных инвестиций, которая в последние годы жила в условиях хронического политического бардака и не выступала со сколь-нибудь значимыми региональными, и тем более глобальными, инициативами, не может занимать важного места во внешнеполитической повестке дня США. Тем более что в условиях объективного снижения интереса американского политикума к Киеву на украинское направление американской дипломатии стали значительно сильнее влиять две обычно не слишком авторитетные в Вашингтоне группы: лоббисты российских интересов и украинские диаспоральные организации. Первые не только всячески поддерживают в целом удобный сегодня Вашингтону курс на перезагрузку отношений с Россией, но и делают все возможное, чтобы закрепить в американском истеблишменте мнение, что украинская элита — штука столь низкого качества, что она заслуживает «русского жандарма», учитывающего в своих действиях пожелания Белого дома. Вторые в силу идеологических предубеждений пытаются всячески очернить Виктора Януковича и его команду. Украинская диаспора не настолько влиятельна, чтобы добиться изоляции новой украинской власти со стороны Вашингтона, но достаточно сильна, чтобы использовать общий скепсис американского истеблишмента в отношении Януковича и противодействовать организации полноценного официального визита президента Украины в США. Поскольку сторонники компромисса с новой украинской властью в Вашингтоне тоже очень влиятельны, удалось найти выход — Янукович едет на саммит по вопросам нераспространения ядерного оружия. Итоги этого визита покажут, удастся ли ему установить доверительные отношения с администрацией Обамы. Но при этом нужно отметить, что пока команда Януковича де-факто не работает над созданием собственного лобби в Вашингтоне.

ОБИЖЕННЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ

Европейский союз в своей политике на украинском направлении традиционно разделен. С одной стороны, есть радость от завершения длительного периода политической нестабильности. Есть понимание необходимости подавать мощные сигналы, удерживающие Киев на демократическом треке. С другой стороны, как и в прошлые годы, готовности полноценно интегрировать Украину если не в ЕС в целом, то хотя бы в экономическое и визовое пространство пока нет. В лагере скептиков по-прежнему Испания, Португалия, Италия, Греция, Ирландия, Дания, Бельгия и Нидерланды. Кроме опасений по поводу обременительности для ЕС создания зоны свободной торговли с Украиной и отмены виз для украинцев, этими государствами движет еще и обида за недостаточное внимание к ним нашей дипломатии. Работа с так называемыми «адвокатами Украины» из числа новых членов ЕС, а также наивная убежденность в том, что кратчайший путь в Европу лежит через Вашингтон, оставили упомянутые государства вне поля наибольшей активности национальной внешней политики. А в такой стране, как Испания, претендующей на равное с Германией и Францией место в ЕС, к недостатку внимания относятся крайне болезненно.

Таким образом, налаживать отношения с ЕС необходимо через существенную активизацию сотрудничества с его отдельными членами. Евросоюз — вовсе не конфедерация, и рассчитывать, что все вопросы можно решить в Брюсселе, как это происходило в прошедшие пять лет, в корне неверно. Отдельно нужно учитывать общую пророссийскую настроенность элит большинства влиятельных государств ЕС и не вызывающее сомнений намерение Румынии всячески препятствовать интеграции Украины в европейское политико-правовое и экономическое пространство. В Бухаресте на Киев смотрят как на конкурента в борьбе за региональное лидерство и не намерены сдавать то преимущество, которое румыны получили, став (абсолютно не соответствуя большинству Копенгагенских критериев) членами ЕС.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Владимир Карбивничий, «Комментарии»

Теги:

Версия для печати
86160
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus