УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

В ад, рогатые!

0

Разочаровавшись в медицине, украинцы увлеклись мистическими сеансами экзорцизма. Свидетелем схватки монахов с дьяволом стал наш корреспондент

Несколько часов подряд люди рычат, визжат и лают, плюют на алтарь и сквернословят на священников, теряют сознание и, с трудом очнувшись, продолжают бесноваться. Так в ряде украинских церквей проходят массовые сеансы экзорцизма. При всей своей неоднозначности для многих мистический ритуал изгнания дьявола — единственная надежда на исцеление

Голос из преисподней

В последний вторник каждого месяца в село Колодиевка Тернопольской области съезжаются сотни людей со всей страны. Не на экскурсию, а за спасением души и тела: в этот день в церкви при католическом монастыре ордена студитов проходят сеансы экзорцизма.

«Раньше мы не верили в одержимость. Многие не верят. Но лишь до поры до времени. Когда случается горе и ничего не помогает, когда врачи бессильны, поверишь во что угодно, ухватишься за любую соломинку, чтобы помочь родному человеку. Даже если это очень страшно», — говорит Людмила Маначинская из Тернополя, ожидая службы. Проблемы в ее семье возникли неожиданно. В январе с девятнадцатилетним сыном Людмилы Леонидом, абсолютно адекватным парнем, стало твориться нечто непонятное. «Проявились невероятные способности и мощь, — рассказывает сам Леонид. — Я могу силой мысли переключать каналы телевидения, умею, хотя никогда этому не учился, делать сальто на месте, могу драться сразу с несколькими мужиками: меня восемь человек не удержат. А еще — иногда мои глаза становятся черными!».

Медики считают, что у Леонида психическое заболевание, однако вылечить его не в состоянии. Поэтому и сам парень, и его мама пеняют на нечисть. «Мы узнали, что по заказу какой-то девушки ведьма наслала на Леню злых духов. Мы даже знаем, кто это, но избавиться от проклятия пока не получается», — объяснила Людмила.

В три часа дня начнется ритуал, поэтому Леонид с мамой заранее отправляются под стены храма, где к нескольким монахам стоят длинные очереди желающих исповедаться. Это — обязательное условие присутствия на сеансе экзорцизма. Также перед ним все причащаются.

«Когда начнется? — за пятнадцать минут до сеанса спрашивает у нас за церковной оградой нервный молодой мужчина. — Ух, надо перекурить». Чиркнув зажигалкой, Богдан рассказывает, что идет на экзорцизм во второй раз, заставили... голоса. «Иногда их так много, они так громко и все сразу говорят, что я сам не могу говорить и даже думать», — признается мужчина.

Так как с голосами Богдан «познакомился» в Голландии, где он был на заработках, мы не удержались и спросили:

— А может, наркотики повлияли?

— Нет! — даже обиделся он. — Я ничего не употреблял. В меня что-то вселилось и теперь такое нашептывает, что порой становится страшно за себя и окружающих..

К трем часам в церкви не протолкнуться. Самые смелые и отчаявшиеся, в том числе Людмила с Леонидом, пробираются в авангард битвы с дьяволом — к алтарю. Там трое монахов. Один кадит, двое с крестами в руках подходят к страждущим, берут их за головы и каким-то известным только им способом определяют, одержим человек бесами или нет. Если да — начинается сражение: священник-экзорцист читает молитвы, прикладывает к «пациенту» крест, просит его целовать.

— Убью, не трогай меня, вон! — орет женщина, как только ее головы касается крест. Она издает страшные звуки, визжит, матерится басом, извивается и падает. Но священник не отступает и все читает исцеляющие молитвы. Минут через десять бес в женщине уже не угрожает, а как будто просит: — Нет, не убивай меня!

Через полчаса уже со всех сторон раздаются вопли и рев, ужасные звуки, похожие на собачий лай, проклятия и многое другое, чего никогда не бывает на церковных службах. Помимо двух монахов за алтарем еще трое «вычитывают» людей в зале. Один из них держит за голову нашего знакомого — Леонида. Парень сжимает кулаки, дрожит, но, к счастью, наихудшего, чего опасалась его мать, не происходит: Леня не стал раздеваться и с криками выбегать на улицу, как раньше делал в других церквях. Вероятно, демон в нем уже не такой сильный — других объяснений поверившим в одержимость и не надо.

«Мы приедем сюда еще столько раз, сколько понадобится для исцеления», — сказала мама Лени после сеанса, который длился рекордных три часа.

Дьявольская работенка

Обретшие здоровье в Колодиевке готовы носить сельских экзорцистов на руках и осыпать их любыми дарами. Но монахам этого не надо. Они служат бесплатно, считая, что изгнание дьявола — их божественное предназначение. Поэтому о ритуалах они даже не говорят. Табу.

Ответы на некоторые вопросы о труде экзорцистов Weekly.ua удалось найти лишь на пути домой, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы под Киевом. К ее настоятелю отцу Варлааму едут люди не только со всей страны, но и из-за рубежа. На массовых и индивидуальных сеансах он изгоняет бесов уже тридцать лет (в православии это называется не экзорцизмом, а вычиткой). «Случалось, что даже новорожденные были одержимыми и при вычитке такое вытворяли! Только представьте себе: груднички извиваются так, что их несколько взрослых удержать не могут. Это в них сатана. А все потому, что родители деток сильно грешили и нарушали христианские каноны», — говорит батюшка.

По его словам, вселиться сатана может во всех и в каждого. Все просто: если человек не верующий, если он не молится, дорога к его душе для злых сил открыта. Несмотря на это, по наблюдениям отца Варлаама, вычитка по-настоящему необходима не более чем 20% тех, кто приходит.

«В последнее время прямо спасу нет от экстрасенсов, всевидящих, прорицателей. И пускай они иконами обставляются, ходят в крестиках, пускай говорят, что ездят в Иерусалим, они — орудие дьявола! Им надо языки повырывать, чтобы людей не вводили в заблуждение. Например, у несчастного раковая опухоль, и человек хватается за любую возможность спастись. Идет к прорицателям. Те говорят: «Вам поделано, у вас родовое проклятие. Вам нужна вычитка». Зачем?! У человека физическое заболевание! Вычитка предназначена исключительно для болеющих духовно. Вот такой пример: эпилепсия — это физическое заболевание, но есть точно такие же проявления, когда человек бесноватый — черная болезнь называется. Как различить их? Если человек спокойно исповедуется, причащается — это физическое заболевание. Когда же он не может причаститься, если ему тяжело в храме, плохо, а то он и вовсе убегает, не говоря уж о проявлениях сверхъестественных возможностей, — это одержимость. Вот только таким людям и нужна вычитка», — объяснил отец Варлаам.

Десятилетия такой практики дают о себе знать. Батюшка подтверждает мнение о том, что бесы, которых изгоняют священники, в первую очередь нападают на своих «обидчиков». Однако священник принимает это за испытание веры. «Этот род бесовский нельзя ничем изгнать, только постом и молитвой. И защита от дьявола — только пост и молитва. Другого пути нет», — объяснил он.

Нет единого мнения

Несмотря на то что дьявола в Украине и мире изгоняют служители всех конфессий, отношение к этому ритуалу весьма спорно даже в среде святых отцов, не говоря уже о мирянах. Особенно когда речь идет о массовых сеансах.

«Православная церковь признает реальность злых духов и одержимость ими. Но церковь не рекомендует людям принимать участие в сеансах массового экзорцизма. Эти ритуалы очень неоднозначны как с духовной, так и с физической точки зрения. Происходящее на групповых сеансах больше похоже на массовый психоз, на шоу. А ведь изгнание дьявола — серьезная духовная борьба, с этим нельзя шутить. Да и в богослужебных книгах описаны не массовые вычитки, а индивидуальные», — говорит пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко.

Отец Георгий отмечает, что происходящее на групповых сеансах чревато психическими потрясениями и даже травмами. К тому же только что изгнанные злые духи тут же ищут себе новое «место жительства», новую жертву. И где гарантия, что бес отправится в преисподнюю, куда его именем Иисуса посылает экзорцист, а не найдет себе прямо у алтаря новую душу? «Никто таких гарантий во время массовых вычиток не дает. Поэтому церковь против подобных ритуалов, но не может возражать против борьбы священников с дьяволом один на один», — резюмировал отец Георгий.

Противоположной точки зрения придерживается руководитель духовно-пасторального отдела Украинского католического университета Юрий Щурко. «Наоборот, на массовых сеансах люди могут ассистировать священнику: поддерживать беснующегося, если он падает или ведет себя агрессивно. А если думать, что массовые сеансы экзорцизма опасны для находящихся в храме, то мы вообще должны жить в бункерах, постоянно прятаться в них от злых духов, потому что они практически везде», — считает отец Юрий, который общается с рядом западноукраинских экзорцистов.

Всего в Украине их, решившихся на открытую конфронтацию с сатаной, не более двух десятков. Причем самодеятельность исключена: каждый борется с нечистыми исключительно с благословения своего епископа. «В церкви вообще все должно делаться только с благословения. Правда, статистика того, сколько таких благословений выдано, не ведется», — признался отец Георгий.

То же самое в Украинской грекокатолической церкви. Сколько точно экзорцистов — не считано, но, по словам отца Юрия, как минимум один такой священник есть в каждой епархии (всего их двенадцать). «Почти все свое время они проводят в молитвах и посте, чтобы Бог через них мог исцелять людей. Конечно, часто в жизни таких отцов бывают тяжелые моменты. Дьявол всегда пытается отомстить им, и известны случаи, когда, например, он бил монахов-экзорцистов в их кельях. Но это для них как испытание веры», — объяснил отец Юрий, подтверждая тем самым слова отца Варлаама.

Сам умудренный жизненным опытом экзорцист отвечает на вопрос о неоднозначности происходящего на массовых вычитках просто: «Я за них, потому что люди страдают, и мы обязаны им помогать. Это главное».

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Чернов, замглавврача Киевской станции скорой помощи

Помимо целого пласта психических заболеваний, которые могут провоцировать мнение об одержимости, существует пока что не поддающийся эффективному лечению синдром Туретта — это серьезное расстройство центральной нервной системы. Оно сопровождается резким подергиванием мышц лица и тела, непроизвольным движением губ и языка с частым кашлем. Также больные неподконтрольно произносят разные звуки и нечленораздельные слова, часто возможны вокальные тики с неприличными ругательными словами, а также неприличные жесты. Больные не контролируют себя и могут нанести себе и окружающим травмы. Как видим, именно это и происходит на сеансах так называемого экзорцизма. Так что верить в одержимость бесами я как медик не склонен.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Покальчук, социальный психолог

Экзорцизм становится частью массовой культуры нашего времени. Некоторые священники, стремясь привлечь более многочисленную паству, банально прибегают к фальсификации ритуала, к его театрализации. Есть даже специально обученные люди, которые занимаются симуляцией симптомов одержимости: я видел бригады (например, женщина, мужчина и ребенок), которые гастролируют по церквям, попадают на службы и начинают, что называется, исполнять: у кого-то пена изо рта идет, кто-то в припадках бьется. Таких людей специально подвозят на микроавтобусах и увозят после «экзорцизма». Вторая черта современной «борьбы с дьяволом» — самая распространенная, она заключается в том, что, безусловно, люди неврастенического склада, с психическими дисфункциями могут попадать под механизмы внушения, гипноза и самогипноза, тогда у них могут проявляться психические припадки. Но они не связаны с «выходом злых сил». Просто так высвобождаются их внутренние зажимы, стрессы, комплексы. Это случается часто, и это — чистая психиатрия. Телесные проявления (судорожность, крики и тому подобное) могут случаться при любой терапии. И еще: важно отметить, что многих людей с нарушенной психикой тянет в такие места, на такие ритуалы. Не сказать, чтобы мазохизм, но это как минимум тяга к переживанию чего-то ненормального, необычного. Поэтому на сеансах экзорцизма мы видим все больше «клиентов».

КОММЕНТАРИЙ

Ярослав Труба, завотделением хирургии врожденных пороков сердца у детей, Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. Амосова

Мы ни в коем случае не противопоставляем себя религии. Например, представители некоторых верований выступают против использования в операциях донорской крови. И мы не отказываем им, не называем это предрассудками, потому что это их религиозные убеждения и мы не можем идти против них. Поэтому мы внедряем новые технологии без применения донорской крови. Или другой пример. Очень часто детки поступают к нам в реанимацию прямо из роддома. Находится ребенок в реанимации, проводим ему интенсивную терапию, и в это время родители настаивают, чтобы ребенка крестили. Это возможно и случается довольно часто. Тогда священник переодевается в соответствующую одежду и совершает обряд. Родителям от этого легче, они успокаиваются, считая, что с божьей и нашей помощью их ребенок выживет. Так что как врач и просто человек я не против религии. Но что касается изгнания дьявола, это просто не в нашей компетенции.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Кувакин, специалист по паранормальным явлениям

Легкая магия и быстрый результат — это только когда все за вас делает дьявол. А плата всегда стандартная — вся ваша душа, без остатка. Главная причина одержимости злыми духами заключается в том, что человек не развивает свое сознание,

и пустые ниши его души заполняют темные сущности. Отягощенные злом души и плохие мысли притягиваются и образуют в центре земли ад. Не зря существует масса данных о том, что все катастрофические процессы на планете инициированы земными недрами в результате их переполнения злой эктоплазмой. И ад будет существовать до тех пор, пока последний человек не расторгнет с дьяволом свой союз. Уверяю, что все это реально.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь Брониславенко, частнопрактикующий психолог

С точки зрения науки одержимость — это всего лишь болезнь. В психиатрии даже есть понятие «бред одержимости». Бывает, при шизофрении больной верит, что в него кто-то вселился. Распространению таких штампов способствует кинематограф, который эксплуатирует всевозможные идеи ужасов, дьявола и нечистой силы.

Интересно

С кем сражаются экзорцисты

Демоны — злые духи-посредники между потусторонним и земными мирами. Сколько их — пытались подсчитать во все времена. Максим Тирский во втором веке называет скромную цифру 30 тыс. В XVI веке некий исследователь, взяв за основу библейское «число зверя», насчитал 66 адских князей, командующих 6 660 000 дьяволами. Йоганн Вейер, составитель наиболее полной иерархии всякой нечисти, каким-то образом подсчитал, что общее количество рядовых демонов — 7 миллионов 405 тысяч 926, ими командуют 72 «князя тьмы». Наиболее опасные из них:

Асмодей — демон ревности, злобы и мстительности. Вносит раздор между мужьями и женами, разрушает молодые семьи, склоняет к неверности.

Астарот — демон лени, на что и подстрекает людей, толкая их на праздное времяпрепровождение.

Велиал — демон лжи, он вероломен, подбивает людей к сексуальным извращениям, похоти и прелюбодеянию.

Вельзевул — демон гордости и честолюбия, чем и соблазняет людей, подталкивая их к грехам.

Справка

Чин экзорцизма существует практически во всех христианских церквях. Известно, что сам Иисус Христос, а также его ученики апостолы признавали бесов виновниками душевных (и не только душевных) болезней и изгоняли их. В Библии описано, как Христос приказывает демону: «Замолчи и выйди!» — и тот повинуется (Евангелие, О гадаринском бесноватом). В чинопоследовании оглашения и крещения православной церкви сохранились очень древние (IV в.) заклинательные молитвы против злых духов. Можно найти Чин изгнания беса и в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевским Петром Могилой в 1646 году.

Экзорцизм очень развит в католичестве. В Польше (Почернин) строится центр экзорцизма, куда будут обращаться за помощью одержимые со всей Европы. Существует понятие экзорцизма и в иудаизме, хотя, разумеется, так не называется. Схожие по назначению ритуалы проводятся и в некоторых ветвях ислама.

Карта сражения

Троица наиболее известных католических экзорцистов

Львов

Отец Василий Вороновский, церковь Святого Михаила

Донецк

Отец Василий Пантелюк, настоятель Кафедрального Покровского собора, протоиерей Донецкой и Луганской епархии

Тернополь

Отец Григорий Планчак, настоятель мужского монастыря ордена студитов в селе Колодиевка

Также дьявола изгоняют

Киев

Выдубичский монастырь.

Церковь св. Михаила Митрополита Киевского при Центральной клинической больнице.

Храм Двенадцати апостолов в Китаевой Пустыни.

Дальние пещеры Киево-Печерской лавры.

Свято-Благовещенская Пресвятой Богородицы обитель в Бортничах (Отец Варлаам).

Львовская область

Часовня Рождества Пресвятой Богородицы,

село Солонка Пустомытовского района.

Экзорцист отец Василий Федько.

Тернопольская область

Свято-Успенская Почаевская лавра в городе Почаеве.

Полтавская область Свято-Николаевский собор, город Комсомольск-на-Днепре, отец Григорий.

Сумы

Воскресенский собор, экзорцист — протоиерей Александр Двинятин.

Черновицкая область

Свято-Вознесенский мужской монастырь, село Банчены Герцаевского района. Экзорцист — архимандрит Лонгин (Михаил Жар, Герой Украины). Вычитку проводит только два раза в год: 31 декабря и 13 января.

Источник: данные Украинского католического университета

По материалам Weekly.ua.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Максим Лавров специально для Weekly.ua

Теги:

Версия для печати
73600
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus