Главная Новости Политика Почему украинские женщины мало рожают
commentss НОВОСТИ Все новости

Почему украинские женщины мало рожают

11 июня 2010, 10:01
Поделитесь публикацией:
Почему украинские женщины мало рожают

В общественном сознании все больше укореняется как норма модель семьи с одним ребенком. В отличие от большинства стран Европы Украина не делает...

...делает ничего, чтобы это изменить

Последствия снижения рождаемости все вроде бы знают, но мало кто осознает. Простой пример: пенсионеры, жалуясь на низкие пенсии, винят в этом кого и что угодно — власть, МВФ, рыночные реформы, развал СССР, — но только не то обстоятельство, что они сами родили меньше детей, чем их родители, а их дети — еще меньше

ЕСЛИ В 1950 году коэффициент рождаемости составил 22,8 (то есть в год на миллион населения рождалось 22,8 тыс. детей), то в 1970-м — 15,2, а в 1990-м — лишь 12,7. Именно те дети, которых Украина недосчиталась в последние десятилетия советской эпохи, могли бы сейчас, будучи в трудоспособном возрасте, пополнять бюджет Пенсионного фонда своими взносами. Причем в ближайшие десять лет ситуация будет только ухудшаться, поскольку к 2001 году коэффициент рождаемости упал до 7,7, став одним из самых низких в Европе.

Кстати, та же Европа за снижение рождаемости была вынуждена заплатить ростом иммиграции. Действительно, если страна не хочет кормить своих детей — она потом вынуждена приглашать чужих работников. Украина, конечно, выглядит не очень зажиточной по сравнению с Западной Европой или даже просто с западными соседями. Однако это отнюдь не спасает от наплыва иммигрантов, которые, быть может, и хотели бы добраться туда, где жить лучше всего, но не прочь осесть хотя бы там, где они смогут жить лучше, чем у себя на родине.

ДЕТИ В ПЛАНЫ НЕ ВХОДЯТ

Правда, в последние восемь лет тенденция снижения рождаемости в Украине вроде бы переломилась. С 2001 по 2009 год коэффициент рождаемости вырос с 7,7 до 11,1. Однако на самом деле никакого повода для радости еще нет: население Украины по-прежнему вымирает, просто темпы вымирания чуть замедлились. Коэффициент смертности в 2001–2009 годах колебался в пределах 15,3–16,6, и начать радоваться можно будет лишь тогда, когда коэффициент рождаемости превысит этот уровень.

Однако оснований надеяться на то, что это произойдет в ближайшем будущем, пока нет. Более того, потенциал факторов, обеспечивавших рост рождаемости в последние годы, — прежде всего экономического подъема и повышения государственных пособий при рождении ребенка — уже практически исчерпался. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить основную причину, сдерживающую рождаемость в экономически развитых странах. Неотъемлемым атрибутом цивилизованного мира сейчас является равноправие женщин и мужчин во всех сферах — от получения образования и участия в выборах до экономической активности и содержания семьи. Синонимом этого равноправия оказалась конкуренция, и, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, женщины стали жертвовать возможностью завести второго, третьего, а нередко и единственного ребенка.

Причем конкурируют женщины не только с мужчинами, но и друг с другом. Та, которая решается родить, тем самым фактически дает фору своим соперницам в учебе, работе или службе. Стабильный подъем экономики, по сути, никак не может нивелировать эту конкуренцию. Другое дело, что экономический спад ужесточает условия конкурентной борьбы и заставляет многих женщин повременить с материнством — так называемый эффект отложенной беременности, который, собственно, и наблюдался в Украине в девяностые годы.

Поэтому переход от экономического спада к подъему сопровождается кратковременным, так называемым компенсационным, ростом рождаемости, который мы и наблюдали в 2002–2005 годах. Однако по мере реализации женщинами своих отложенных планов материнства влияние экономического подъема на рождаемость сходит на нет. Так что, даже если верить тому, что Украина сейчас вновь вышла на траекторию роста ВВП, это вряд ли сильно поможет увеличению рождаемости.

Точно так же лишь кратковременный и ограниченный эффект может иметь увеличение размера пособий при рождении ребенка, подобное тому, которое было осуществлено в Украине в 2005 году. По сути, это стимул не откладывать беременность (пока не накоплена необходимая "стартовая" сумма) для тех, кто уже запланировал завести ребенка. Однако данная мера слабо способствует появлению таких планов у тех, кто их не имеет, то есть у женщин, которые на данном этапе своей жизни всецело заняты карьерой и рассматривают потенциальную беременность как крайне нежелательное препятствие.

ЭМАНСИПАЦИОННАЯ ЛОВУШКА

По большому счету, нынешняя европейская цивилизация оказалась в эмансипационной ловушке. При нынешней модели общества большинство женщин имеют только одного ребенка (и то лишь потому, что хотят чувствовать себя полноценными и реализованными как женщины), но все равно проигрывают в карьерном росте мужчинам, поскольку больше внимания уделяют ребенку, а особенно — в силу стереотипов о том, что продвигать вверх лучше мужчин, поскольку у женщин есть такой недостаток, как потребность родить и затем уделять ребенку много внимания. Эти стереотипы действуют даже в отношении тех женщин, у которых детей нет, так же, как и стереотипы о мужском превосходстве и женской неполноценности. Второй ребенок при этой модели не входит в жизненные планы большинства женщин даже в перспективе (детородный возраст заканчивается раньше, чем карьера и конкуренция).

Выбраться из эмансипационной ловушки можно двумя способами: либо отказаться от эмансипации как таковой (то есть отменить равноправие женщин и мужчин и возложить на мужчин полную ответственность за содержание их жен и детей), либо задаться целью перейти от нынешней модели общества к другой, при которой рождение женщиной детей не только не мешало бы, но и способствовало бы ее карьере. По сути, речь идет о переходе от формального равноправия, то есть от конкуренции, в которой женщины, и особенно беременные женщины и женщины с детьми, проигрывают, к реальному равенству возможностей для женщин и мужчин, решивших завести детей, по сравнению с женщинами и мужчинами, иметь детей не желающих.

Какие шаги для формирования этой новой модели предпринимаются в странах Европы — тема отдельного разговора (см. статью "Европа воспитывает отцов"). Пока же упомянем о том значении, которое в последнее время придается гендерному равенству различными международными организациями. Например, Всемирный экономический форум (так называемый Давосский форум), начиная с 2006 года, ежегодно публикует доклады о равноправии полов в странах мира (The Global Gender Gap Report). Причем под равноправием понимается как раз не равенство прав, задекларированное в конституциях и законах, а отсутствие гендерных разрывов в экономической, политической, образовательной и медицинской сферах. В последнем таком докладе, опубликованном в октябре 2009 года, лидерами рейтинга гендерного равноправия названы Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция (эти же страны составляли четверку лидеров и в предыдущие годы, только меняясь местами). Украина — на 61-м месте (среди 134 стран, вошедших в рейтинг), из бывших республик СССР она пропустила вперед Латвию (14-е место), Литву (30-е), Беларусь (34-е), Молдову (36-е), Эстонию (37-е), Киргизию (41-е), Казахстан (47-е), Россию (51-е) и Узбекистан (58-е).

В 2006 году Украина была на 48-м месте; таким образом, за три года мы опустились на 13 позиций. В следующем рейтинге, вполне возможно, место Украины будет еще ниже, хотя бы потому, что в нынешнем правительстве в отличие от предыдущего нет ни одной женщины (хотя это самое большое правительство в Европе по численному составу — 29 человек). Очень "элегантно" прокомментировал данный факт премьер-министр Николай Азаров 19 марта после представления нового губернатора Днепропетровской области Александра Вилкула: "Одни говорят, что наше правительство большое, вторые — что в правительстве нет женщин, не на кого посмотреть во время заседания Кабинета министров, одни скучные лица. При всем моем уважении к женщинам — не женское дело проводить реформы".

Это заявление вызвало немалый общественный резонанс и даже стало поводом для подачи судебных исков к Николаю Яновичу за попрание женских прав. Но важнее, конечно, не то, есть ли женщины в правительстве, а какие реформы оно собирается проводить. Пока что ни сам премьер, ни другие члены Кабмина не выдвинули каких-либо инициатив, свидетельствующих о желании правительства перенимать опыт — по сути, передовые технологии! — европейских стран по обеспечению реального равенства возможностей в работе и карьере для молодых матерей по сравнению как с мужчинами, так и с бездетными женщинами. Поэтому модель семьи с одним ребенком (та самая, которая обеспечивает неуклонное сокращение населения) будет все более укореняться в общественном сознании как норма.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!