УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Зачем Украине зиц-председательство в ОБСЕ

0

Процесс получения председательства в ОБСЕ чреват для украинской власти публичной поркой на международном уровне

22 июня, выступая на заседании Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе министр иностранных дел Украины Константин Грищенко официально объявил, что Киев претендует на роль председателя этой международной институции в 2013 году

ОБСЕ была создана в годы «холодной войны» и до сих пор является уникальной структурой в вопросах гарантирования неизменности границ и недопущения агрессии на континенте. Не будь ОБСЕ, начерченные Сталиным послевоенные границы в Центральной и Восточной Европе, вызывающие открытое неприятие как минимум в Румынии и Венгрии, были бы предметом острых межгосударственных конфликтов. Кроме того, именно эта организация имеет наиболее авторитетный мандат на то, чтобы мониторить положение национальных меньшинств и не позволять превращать их локальные проблемы в поводы для напряженности, как это регулярно происходило в период между двумя мировыми войнами. Бесспорно, авторитет ОБСЕ серьезно подорвали события 90-х и отчасти 2000-х. Для России — расширение НАТО и ликвидация Югославии, для Запада — конфликты в Боснии, Косово, Нагорном Карабахе и Приднестровье, война в Грузии показали, что организация не решает главной задачи — обеспечения неделимости, безопасности на континенте и недопущения кровопролития. Западные сторонники НАТО-центризма вообще постарались превратить ОБСЕ лишь в инструмент мониторинга состояния демократии и прав человека в постсоветских странах, лишив институцию лидерства в вопросах безопасности, чего категорически не преемлет Москва, требующая основательной реформы ОБСЕ. То, что в последние два года российские дипломаты носятся с идеей нового договора о европейской безопасности, отражает разочарование в возможностях существующей платформы. Кроме того, массу вопросов вызывают налагаемые в рамках организации ограничения на военный потенциал европейских стран, формат миротворчества, систему мониторинга выборов. Так что сегодня ОБСЕ — это не тихая гавань, а эпицентр масштабного геополитического и идейного соперничества между Россией и Западом. Вызовы этого соперничества — первое, с чем столкнется Украина, если возьмет на себя председательство в 2013 году.

Но это еще далеко не все. Несмотря на то что ОБСЕ должна в первую очередь заниматься проблемами безопасности, в последние годы она имеет четкий имидж «платформы демократии». Попытка получить председательство в организации для Киева неизбежно будет сопряжена с необходимостью сдавать экзамен на демократичность, чем неминуемо воспользуется украинская оппозиция и зарубежные критики команды Виктора Януковича. Вступление в борьбу за председательство будет означать, что в отношении украинской власти начнет действовать презумпция виновности — не ее будут изобличать, а ей придется доказывать своим международным партнерам, что в стране все хорошо со свободой слова, правами оппозиции, национальных меньшинств, что ведется нещадная борьба с коррупцией и произволом правоохранительных органов. Уже и так есть негласное решение ЕС и Совета Европы серьезно усилить мониторинг внутриполитической ситуации в Украине с тем, чтобы не со слов Юлии Тимошенко и ее гонцов, а самостоятельно составить представление о том, что такое «режим Януковича». Казахстан, председательствующий в ОБСЕ в этом году, еще несколько лет назад сделал эту цель стержнем своей внешней политики. В результате Нурсултан Назарбаев, прежде чем добиться желаемого статуса, был вынужден несколько лет подряд на всех площадках оправдываться за любое несоответствие существующей в стране политической модели западным лекалам. Конечно, в Казахстане в принципе никогда не было настоящей демократии, но с Украины и спрос будет больше, и оппозиция в нашей стране многократно сильнее. Так что доказывать свою несхожесть с кораблем пустыни команде Януковича придется с особой тщательностью. И дипломаты тех стран, с которыми Киев уже провел предварительные переговоры относительно поддержки украинской кандидатуры, предупредили, что убедить Запад в том, что в Украине все соответствует самым высоким стандартам, будет непросто.

Есть и финансовая проблема. Председательство обойдется Казахстану за год в $60 млн. Литва, правда, в следующем году планирует израсходовать на соответствующие цели лишь $15 млн., но у нее и задачи не столь амбициозны, и убеждать никого ни в чем не нужно. Киеву для эффективного председательства в ОБСЕ необходимо изыскивать не менее $30 млн. Причем еще до 2013 года. Стоит ли это делать, если, по сути, кроме права вести соответствующие международные встречи и принимать их в своей столице, такая миссия ничего особого не дает? Совершенно очевидно, что тональность в деятельности организации и дальше будет определять столкновение интересов России и США. Киеву в этом процессе может достаться лишь сомнительная роль зиц-председателя Фунта.

Все эти проблемы понимают и в руководстве Украины. Так что пока можно лишь однозначно утверждать, что Киев подал заявку и будет ее использовать для демонстрации своей готовности брать ответственность за масштабные проблемы континента. Но станет ли украинская дипломатия действительно изо всех сил пробивать позитивное для страны решение всех членов ОБСЕ или процесс согревания сам по себе оправдает бег, ни на Банковой, ни на Михайловской площади еще не решили.

По материалам «Комментарии».

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Владимир Карбивничий, «Комментарии»

Теги:

Версия для печати
28958
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus