УКРАИНА

Власть

Кто сел на электронный ж/д билет?

0

Украинским железным дорогам не нужно изобретать колесо, а стоит лишь изучить опыт соседей, убрать у себя «слабые звенья» и привлечь успешных партнеров

«Укрзализныця» уже давно пасет задних по уровню сервиса, предлагаемому пассажирам. Даже «Российские железные дороги» (РЖД), не говоря уже о Евросоюзе, в этом вопросе ушли далеко вперед. Это касается, прежде всего, системы продажи билетов.

Отечественная железнодорожная монополия продолжает реализовывать билеты в основном по старинке - через свои кассы, под которыми людям приходится тратить свое время и нервы. Пожалуй, единственной выгодой пассажиру за терпение и потраченное время будет то, что билет все же удастся приобрести без лишних комиссий, если, конечно, он окажется в наличии.

Тем же, кто не хочет рисковать и стоять в очередях, УЗ предлагает возможность заказа проездных документов по телефону с доставкой на дом. Но это услуга обойдется дополнительно в 25 грн. При этом дозвониться оператору не всегда удается даже с 10 раза. А если обратиться в туристические и билетные агентства, то стоимость вырастет еще на 20 грн. в связи с наличием комиссии.

На этом фоне показателен пример РЖД (ранее были единым комплексом с нашей Укрзалізницей), которые уже реально внедрили у себя возможность заказывать билеты через интернет. После оплаты через всемирную паутину пассажир может получить проездной документ как в кассе РЖД, так и на стойке регистрации «Электронного билета» или с помощью транзакционного терминала самообслуживания.

Более того, в РФ при использовании услуги электронной регистрации пассажиру достаточно предъявить проводнику вагона свой паспорт на фамилию, указанную в заказе на покупку билетов, т.е. наличие оформленного проездного билета не требуется. Таким образом, отпадает необходимость стоять в очереди.

Отметим, что у Украины есть все предпосылки организовать подобную систему продажи билетов «Укрзализныци», и даже лучше. В прошлом году отечественные железные дороги уже начали продажу билетов через интернет, но первый блин вышел как всегда комом. Оплатить заказ можно платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), с которой работает только один «Экспресс-Банк» (подконтрольный менеджменту УЗ), или международной картой (VISA, MasterCard). После оформления заказа и оплаты - пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. А вот для получения билета чаще всего придется простоять энное количество времени в очереди в билетных кассах УЗ.

При этом комиссионные платежи растут пропорционально цене билета и иногда достигают 40%, что противоречит самой логике покупки через интернет (где как правило дешевле). Оплатить билет через интернет надо также карточкой «Экспресс-Банка» (отдельный вопрос – сколько будет стоить оформление такой карточки).

Покупка билетов с помощью VISA и MasterCard, которые распространены в Украине гораздо шире, обойдется еще дороже. И, конечно же, дополнительные сборы оседают во все том же «Экспресс-Банке», который и здесь снимает комиссию за обслуживание. Например, в той же России намного шире спектр таких услуг. В частности, оплата заказа осуществляется с помощью Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro международных платежных систем Visa International, MasterCard International.

Сформированная же УЗ и «Экспресс-банком» система сборов и комиссий сужает круг потребителей электронных билетов. Но самое главное: несмотря на всю свою прогрессивность, технология продажи билета через интернет в исполнении УЗ не избавляет пассажира от необходимости обращаться в железнодорожные кассы за получением проездного документа и вынуждает все равно стоять в очереди.

В июне у «Укрзалізниці» появилась возможность не только догнать, но и обогнать РЖД. ПриватБанк, услугами которого пользуется каждый четвертый взрослый житель страны, обратился к Министерству транспорта Украины и «Укрзалізнице» с предложением продавать билеты через свою инфраструктуру. При этом предлагается задействовать не только традиционные механизмы продаж, но и инновационные технологические решения. «Приватбанк» готов предложить жителям Украины покупать билеты через свои отделения, банкоматы, интернет-киоски, WAP, IVR, мобильный банк, интернет-банк «Приват24». Уже сейчас у активной части населения есть возможность оценить удобство данных сервисов - через систему «Приватбанка» ценящие свое время потребители приобретают авиабилеты авиакомпаний «Аэросвит», «Днипроавиа», Windrose, «Мотор Сич» и Wizzair.

Более того, кроме разветвленной и удобной для потребителя инфраструктуры ПриватБанк имеет так же необходимый опыт продажи жд-билетов. В феврале текущего года «Москомприватбанк» (дочерняя структура «Приватбанка») начал продавать в России железнодорожные билеты на все направления РЖД. Опыт продаж называют успешным.

В Украине же пока сотрудничество призрачно. Во всяком случае, в СМИ уже прозвучали отговорки о якобы неспособности действующей системы «Экспресс-УЗ» выдержать увеличение нагрузки в случае увеличения покупателей билетов через интернет.

Эксперты отмечают, что на пути к улучшению обслуживания пассажиров и развития стабильной системы продаж через интернет, скорее всего, опять станет коррупционная составляющая внутри УЗ. Примеров непрозрачности и закрытости — предостаточно. Достаточно обратить внимание на то, какое колосальное сопротивление оказывает монополия возвращению к практике именных билетов. А ведь реальное внедрение и доступность электронных билетов еще больше подорвет теневые денежные потоки – от вокзальных спекулянтов к «железнодорожным генералам». Надо ли это отдельным руководителям на «Укрзализныце»? Ответ на этот вопрос будет очевиден в ближайшее время, ведь рабочая группа по рассмотрению предложений о дальнейшем развитии интернет-продаж должна начать работу до конца июля.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Валерий Стасовец

Теги:

Версия для печати
87123
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus