Главная Новости Политика В Молдову возвращается партийный second hand
commentss НОВОСТИ Все новости

В Молдову возвращается партийный second hand

4 октября 2010, 12:07
Поделитесь публикацией:
В Молдову возвращается партийный second hand

Российская компартия получила подряд Кремля на воскрешение в республике политических мертвецов

Врио президента Молдовы председатель парламента Михай Гимпу официально подписал указ о роспуске с 29 сентября молдавского парламента XVIII созыва, сформированного по итогам досрочных выборов 29 июля прошлого года. Причиной роспуска стала невозможность избрать президента Молдовы, для чего необходимо большинство в 61 голос из 101. Новые досрочные выборы назначены на 28 ноября. До момента приведения к присяге новоизбранных депутатов нынешний парламент продолжит свою работу, но сможет принимать лишь ординарные законы и постановления

Старая сказка на новый лад

Грядущая избирательная кампания будет предельно проста. Есть нынешняя группа, стоящая у власти. Ее ядро составляют две партии: Либеральная (ЛПМ) во главе с нынешним врио президента Михаем Гимпу и Либерально-демократическая (ЛДПМ), которую возглавляет премьер-министр Влад Филат. К ним примыкают еще две партии: альянс "Наша Молдова" (АНМ) под председательством Серафима Урекяна (экс-мэра молдавской столицы, вышедшего в политику из профсоюзных боссов советской эпохи) и Демократическая партия, принадлежащая старому комсомольскому аппаратчику Дмитрию Дьякову. Эта четверка и образовала в нынешнем парламенте большинство — Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ).

Им противостоит Партия коммунистов (ПКРМ) под председательством Владимира Воронина, находившаяся у власти два четырехлетних срока, с 2001 по 2009 год. ПКРМ набрала на последних выборах наибольший процент голосов — 44,69%, но затем оказалась в политической изоляции. Однако и она едва ли сможет получить 61 мандат. Это означает, что главной задачей всех конкурентов, исчерпавших возможности собственного роста, станет поиск союзников и вывод их на высокие орбиты.

На прошлых выборах в роли такой ракеты выступила ДП. Дьяков сделал тогда сильный ход: уйдя в тень, пригласив на роль лидера своей партии экс-премьера Мариана Лупу, перебежавшего к нему из ПКРМ, пообещав тому президентское кресло.

Обставив уход Лупу как бунт против косности и коррумпированности вчерашних однопартийцев, Дьяков провел ДП в парламент, получив 12,54% голосов, фактически отнятых у ПКРМ. Но интерес к Лупу, никак не проявившему себя в дальнейшем, быстро сошел на нет. Альянс, заявивший о намерении выступать на выборах единым фронтом, нуждается в новых составляющих. В такой же ситуации находится и ПКРМ.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ старт предвыборной кампании еще не дан, но весь последний год страна прожила в режиме ожидания выборов. Так что фактически избирательная кампания — самая беспощадная и самая бессмысленная за всю новейшую историю Молдовы — уже идет. Беспощадность порождена длительным политическим патом. Стороны до предела измотали друг друга в позиционной войне в ожидании роспуска парламента, затянувшемся почти на год. Все понимают, что при любом исходе побежденным не будет пощады: уголовные дела не заставят себя ждать. Если же выборы и на этот раз окончатся ничьей, то очередной врио может решиться положить конец играм в демократию (на что после долгих размышлений Гимпу все же не отважился), имея 100%-ные шансы опереться на поддержку граждан, уставших от хаоса и безвременья.

Что же касается бессмысленности, то здесь все еще более очевидно и совершенно безнадежно. Все серьезные партии Молдовы, идущие на выборы (заведомо непроходные карлики не в счет), уже побывали у власти, оставив после себя чувство глубокого разочарования. Они ничего не могут предложить своим избирателям, так что выбирать, по сути, не из кого. Это ощущение бесперспективности происходящего и определяет атмосферу грядущих выборов. Перед избирателями просто вывалят груду политического секонд-хенда. Впрочем, многое зависит от того, как товар будет разложен на прилавке.

Деление на демократов, либералов и коммунистов в Молдове более чем условно. По своей политической практике все они откровенные неолибералы. Для наглядности можно сказать, что в политическом спектре и первые, и вторые, и третьи занимают места чуть правее покойного Егора Гайдара и немного левее ныне здравствующего Анатолия Чубайса. Такая публика прекрасно вписывается в союзники как российских "единороссов", так и украинских "регионалов". Все они пытались понравиться Москве и Киеву, наперебой строя глазки и клянясь в вечной любви. Победа осталась за ПКРМ: пока еще правящий Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) был сочтен слишком прорумынским. Встал вопрос о предоставлении поддержки: о том, кто, собственно, возьмет на себя подряд по оказанию ПКРМ квалифицированной помощи в организации выборов. Поскольку было понятно, что предоставленная сама себе, она в очередной раз зависнет в состоянии пата и президент снова не будет избран. А это чревато еще одними выборами и долгим периодом политической неопределенности.

Украина, как обычно, не слишком стремилась влезать в молдавские дела, предоставив свободу рук российской стороне. Впрочем, ПР уже сделала ряд заявлений, свидетельствующих, во-первых, о том, что она, следом за Россией, поддерживает ПКРМ, а, во-вторых, идет в одной упряжке с российскими технологами и все действия согласует с ними. Началом кампании стал ответ ПКРМ на намерение Генеральной прокуратуры лишить депутатских полномочий Владимира Воронина и привлечь его к суду.

Надо сказать, что Генпрокуратура подставилась по полной. Выдвинутое против Воронина обвинение в бездействии в ходе погрома здания парламента 7 апреля 2009 года настолько скандально и неубедительно, что вызывает подозрение в преднамеренной организации развала дела. Ответ ПКРМ был силен. Депутаты Госдумы России (в основном от КПРФ) и ВР Украины (от ПР) выступили единым фронтом с простыми молдавскими гражданами. Число петиций и заявлений в поддержку Воронина вызвало в памяти полузабытое "все прогрессивное человечество".

Вторым сильным ходом стал объявленный союз ПКРМ с Социал-демократической партией (СДПМ) под председательством предпринимателя Виктора Шелина, резко двинувшегося в большую политику. СДПМ, слабая и почти непроходная, явно вводится в игру как противовес Демократической партии, которая на прошлых выборах спутала карты КПРМ. И, надо полагать, сделает в ближайшее время несколько сильных ходов для своей раскрутки.

Сами по себе подобные подвижки не возникают. За этим чувствуется умелая рука — гораздо более умелая, чем это обычно бывает на молдавских выборах. По информации "k:", в Кишиневе уже две недели работает группа политтехнологов КПРФ. Это подтверждает и ряд мелких деталей, и стилистические особенности петиций, явно вышедших из-под пера одной команды.

Вся операция, очевидно, курируется Кремлем, а КПРФ лишь отрабатывает заказ. Бывшие оппозиционеры начала 90-х сегодня исповедуют ту же идеологию, что и российское ЕдРо, молдавская ПКРМ и украинская ПР: неолиберализм в сочетании с клерикальным этатизмом. КПРФ достаются проекты, которыми гнушается партия власти. Такого сорта проектом и является возвращение ПКРМ к власти в Молдове.

Впрочем, это только половина плана. Вторая его половина — решить "под выборы" приднестровский вопрос, благо и в непризнанном Приднестровье выборы в Верховный Совет не за горами — они назначены на 12 декабря. По-видимому, одна и та же группа технологов намерена работать на два берега, проведя в ВС ПМР небольшую фракцию ПКП (Партии коммунистов Приднестровья, председатель Олег Хоржан) и использовав ее как посредника между "Обновлением", которое неизбежно будет контролировать ВС ПМР, и новыми властями Молдовы. Судя по риторике российских гостей, зачастивших в Тирасполь и Кишинев, окончательное решение вопроса планируется на будущий год, а выборы президента ПМР в декабре 2011-го должны поставить в конфликте последнюю точку.

Общий итог возвращения ПКРМ для Молдовы выглядит неутешительно. Весьма вероятно, что власть ПКРМ, прямая или опосредованная, распространится на оба берега Днестра. В отличие от бессильного АЕИ, выступавшего с громкими декларациями, но страдавшего организационным параличом, ПКРМ способна на действия. Страх от потери власти, пережитый ею, заставит ее усилить давление на оппозицию, притом что и раньше ПКРМ расправлялась со своими противниками гораздо решительнее и жестче, нежели АЕИ. И даже если тандем ПКРМ — СДПМ плюс, возможно, ХДНП (Христианско-демократическая партия, председатель Юрий Рошка) не наберет 61 голос, в отличие от АЕИ он почти наверняка сумеет провести повторный референдум об изменении процедуры выборов президента, перенеся ее из парламента на всеобщее голосование. Иными словами, возвращение политических мертвецов, организованное технологами КПРФ по заказу Кремля, означает жесткую диктатуру и сворачивание всех демократических институтов.

По материалам "Комментарии".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!