Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Наиболее противоречивая статья законопроекта – избрание президента парламентом. По мнению противников этой нормы, таким образом ограничивается существующее ныне право граждан избирать президента всенародным голосованием. Однако ранее судья КС Павел Евграфов заявлял, что президент – не только высшее должностное лицо, но и государственный орган, а потому изменение порядка формирования госоргана никоим образом не ограничивает права граждан.
Напомним, что реформа предусматривает переход к новому политическому устройству – парламентско-президентской республике. Затем в 2006 году проходят парламентские выборы по пропорциональной системе. С этого же года срок полномочий Верховной Рады продлевается до пяти лет. Одновременно меняется способ избрания президента. Выборы президента в этом году, как сказано в проекте закона, пройдут путем всенародного голосования – в последнее воскресенье октября, но его полномочия будут действительны только два года.
Законопроект по-новому распределяет полномочия между президентом, парламентом и правительством. В частности, существенно расширены полномочия правительства в осуществлении исполнительной власти и влияние Верховной Рады на формирование Кабинета Министров. В течение месяца после выборов Верховная Рада должна создать коалиционное большинство, которое на протяжении 60 дней должно сформировать правительство. При этом кандидатуры министров обороны, внутренних дел, главы СБУ и министра иностранных дел на утверждение в парламенте будет вносить президент.
В экспертных оценках политреформы предостаточно как положительных, так и отрицательных выводов. С одной стороны, вводится распространенная в мире парламентская модель государственного устройства, предлагаются механизмы ответственности власти, переход на пропорциональную систему парламентских выборов будет способствовать росту роли политических партий.
С другой стороны, в законопроекте есть много норм, которые закладывают в политической системе новые конфликты и противостояния. Сомнительно, что в результате реформы полномочия президента будут очень ослаблены, – учитывая получение дополнительного права роспуска парламента в случае, если он в срок не сформирует большинство и правительство, президент получает рычаги для провоцирования противостояния правительства либо парламента. Вместе с тем, если избранный в 2004 году президент не будет иметь “своего” большинства в парламенте, он едва ли сможет воплощать какую-либо декларированную политическую программу, – этому может помешать практически независимое от президента правительство.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости