УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Разъяснение КС решения о неконституционности изменения к закону о выборах

0

Сегодня Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 24 декабря 2004 года Решение по делу о конституционном представлении 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины “Об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года” (дело об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины”).

Конституционный Суд Украины рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины “Об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года” от 8 декабря 2004 года № 2221-ІV с изменениями (Голос Украины, 2004 г., 8 декабря).

Заслушав судью-докладчика Владимира Вознюка, объяснения Валерия Коновалюка, Юрия Ключковского, Романа Зварича, О.Константого, Владислава Носова, Марины Ставнийчук, Нины Карпачевой и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление – 46 народных депутатов Украины – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины “Об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года” от 8 декабря 2004 года № 2221-ІV (далее – Закон).

Свое ходатайство народные депутаты Украины обосновывают тем, что Закон нарушает конституционные права и свободы граждан, а именно “существенно временно” сужает права избирателей по сравнению с теми, что установлены Законом Украины “О выборах Президента Украины” в редакции от 18 марта 2004 года, а также нарушает основополагающие конституционные предписания относительно основ конституционного строя, в частности принцип разделения государственной власти, и не соответствует действующим международным договорам Украины, которые являются частью национального законодательства.

Внедрение Законом ограничений относительно использования открепительных удостоверений, голосования вне границ помещений для голосования, количества избирательных бюллетеней, которые должны быть изготовлены для проведения повторного голосования (статьи 3, 4, 5, 6, 9), существенно осложняет, а во многих случаях практически делает невозможной реализацию конституционного избирательного права значительным количеством граждан Украины. Это, по мнению народных депутатов Украины, вопреки статьям 22, 24, 33, 64, 69 Конституции Украины создает препятствия для осуществления реального народного волеизъявления, сужает содержание и объем существующих прав граждан, нарушает принцип их равенства перед законом и гарантированную Конституцией Украины свободу перемещения.

2. Представитель субъекта права на конституционное представление в своем выступлении в открытой части пленарного заседания Конституционного Суда Украины поддержал конституционное представление народных депутатов Украины.

Позиция представителей Верховной Рады Украины сводилась к тому, что Закон является конституционным, и принят единым органом законодательной власти в пределах его полномочий.

Представитель Центральной избирательной комиссии считала, что положения части первой статьи 6 Закона имеют признаки неконституционности, поскольку сужают круг избирателей, которые могут голосовать за пределами помещения для голосования, и запрещают голосовать при таких условиях другим категориям избирателей, которые из-за своего физического состояния не могут самостоятельно явиться на избирательный участок.

Постоянный представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины отметил, что часть первая статьи 6 Закона является дискриминационной, поскольку ограничивает возможность голосовать за пределами помещения лицам, которые из-за физических недостатков не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека отметила, что положения части первой статьи 6 Закона ограничивают конституционное избирательное право других граждан, которые, хотя и не являются инвалидами первой группы, но по состоянию здоровья не могут проголосовать на избирательном участке. Отстранение избирателей с физическими недостатками от процесса голосования может исказить результаты народного волеизъявления и стать причиной нелегитимности выборов.

В письме председателя Центральной избирательной комиссии в Конституционный Суд Украины утверждается, что Закон соответствует Конституции Украины.

3. Решая вопрос относительно конституционности Закона, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

3.1. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (статья 75 Конституции Украины). К полномочиям Верховной Рады Украины принадлежит принятие законов (пункт 3 части первой статьи 85 Конституции Украины). В соответствии с пунктом 20 части первой статьи 92 Конституции Украины, организация и порядок проведения выборов определяются исключительно законами Украины.

Верховная Рада Украины 18 марта 2004 года приняла Закон Украины “О выборах Президента Украины” в новой редакции, а 8 декабря 2004 года с целью обеспечения реализации гражданами Украины их конституционных избирательных прав, соблюдения принципов общих, равных, свободных и справедливых выборов, законности, прозрачности и открытости избирательного процесса, как основных принципов избирательного права, установленных Конституцией Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, приняла Закон, которым уточнила отдельные положения Закона Украины “О выборах Президента Украины” относительно организации и порядка проведения выборов Президента Украины при повторном голосовании 26 декабря 2004 года.

Таким образом, Верховная Рада Украины, приняв Закон, действовала в предусмотренных Конституцией Украины границах и не нарушила принцип разделения государственной власти, как на это ссылается субъект права на конституционное представление.

3.2. Конституционный Суд Украины, проверив на предмет соответствия Конституции Украины (конституционности) положения Закона, выявил признаки неконституционности части первой статьи 6, согласно которой голосование за пределами помещения для голосования может осуществляться лишь избирателями, которые являются инвалидами первой группы и не способны перемещаться самостоятельно. Собственноручно написанное таким избирателем заявление с просьбой обеспечить ему голосование за пределами помещения для голосования должно быть подано в участковую избирательную комиссии вместе с засвидетельствованной в установленном законом порядке копией его пенсионного удостоверения или выданной ему справки медико-социальной экспертной комиссии не позднее 12 часов дня, который предшествует дню голосования.

Предусмотренная возможность голосования за пределами помещения для голосования имеет целью обеспечить реализацию конституционного права – права избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления теми гражданами, которые не способны прибыть в день голосования на избирательный участок. К таким гражданам относятся не только избиратели, которые являются инвалидами первой группы, но и инвалиды других групп, а также граждане, которые по состоянию здоровья, возрасту и по другим обстоятельствам не способны перемещаться самостоятельно.

Однако частью первой статьи 6 Закона возможность голосовать в таком порядке предоставляется лишь инвалидам первой группы. За рамками Закона остались другие избиратели, которые по состоянию здоровья и другим обстоятельствам не могут прибыть в помещение для голосования обычного избирательного участка, где они включены в список избирателей, а также избиратели, которые включены в список избирателей на специальном избирательном участке, образованном в стационарном лечебном заведении, и из-за постельного режима не могут прибыть в помещение для голосования. Тем самым исключается возможность голосования за пределами помещения для голосования других избирателей, которые на тех же основаниях, что и инвалиды первой группы, не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок. То есть, разные группы одной категории избирателей поставлены в неравные условия при осуществлении избирательного права. Выделение из всей категории граждан, которые не способны перемещаться самостоятельно, лишь инвалидов первой группы и предоставление им преимущества относительно голосования за пределами избирательного участка, по мнению Конституционного Суда Украины, нарушает принцип равенства граждан перед законом, определенный частью первой статьи 24 Конституции Украины.

В соответствии с частью второй статьи 3 Конституции Украины главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Обеспечение прав и свобод, кроме всего прочего, нуждается, в частности, в законодательном закреплении механизмов (процедур), которые создают реальные возможности для осуществления каждым гражданином прав и свобод.

Частью первой статьи 6 Закона также определен порядок, по которому факт неспособности перемещаться самостоятельно избиратель должен подтвердить исключительно заверенной в установленном законом порядке, то есть нотариусом или должностным лицом исполнительного органа местного совета населенного пункта, где нет нотариуса, копией его пенсионного удостоверения или выданной ему справки медико-санитарной экспертной комиссии. Данные копии могут быть заверены также органом, который выдал удостоверение или справку. Указанные документы вместе с заявлением должны быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее 12 часов дня, который предшествует дню голосования. Такие требования, по мнению Конституционного Суда Украины, не способствуют реализации избирательного права граждан, а, наоборот, осложняют его осуществление.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 73 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”, Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения части первой статьи 6 Закона Украины “Об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года”, что делают невозможным голосование за пределами помещения для голосования всех других, кроме инвалидов первой группы, избирателей, которые не способны перемещаться самостоятельно.

2. Положения Закона Украины “Об особенностях применения Закона Украины “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года”, признанные неконституционными, утрачивают действие со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Центральной избирательной комиссии принять меры для реализации этого Решения Конституционного Суда Украины, в частности, доведения его до территориальных и участковых избирательных комиссий.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

По материалам УНИАН

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: proUA

Теги:

Версия для печати
167529
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus