Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Главный вопрос, который звучит в эти дни в кулуарах Верховной Рады, — сможет ли оппозиция вытребовать у власти возврат к Конституции 2004 года? Собственно, ответ на этот вопрос сделает понятным дальнейшие перспективы мирного диалога между сторонами конфликта. Пока что власть в лице Партии регионов, мягко говоря, не настроена на уступки. Дескать, возврат к Конституции 2004 года невозможен в принципе, а необходимо готовить новый Основной закон, на что уйдет минимум полгода. Тем не менее, оппозиция настаивает на своем и пытается убедить отдельных представителей Партии регионов пойти на этот шаг.
Удивительно, но невольным союзником Партии регионов вдруг выступила Юлия Тимошенко. Как стало известно СМИ, в закрытом письме к своим соратникам Юлия Владимировна раскритиковала идею возврата к Конституции 2004 года. Правда, ее мотивы при этом остались неизвестными. Тем более, что в 2010 году та же Тимошенко называла решение Конституционного суда о возврате к Конституции 1996 года "украинским ГКЧП".
В то же время, как сообщили "Комментариям" источники во фракции "Батькивщины", несмотря на такой призыв лидера партии, большинство депутатов на заседании фракции все-таки поддержали Конституционный акт, предусматривающий возврат к той Конституции, которая вошла в историю Украины, как "политреформа" 2004 года. Но из-за чего весь сыр-бор, казалось бы? Чтобы понять это, следует отдельно остановиться на фундаментальных различиях между двумя Основными законами:
Конституция от 8 декабря 2004 |
Конституция от 28 июня 1996 и 1 октября 2010 года |
Статьи 76 и 77 касаются работы, функций и избрания Верховной Рады Так, согласно конституции 2004 года, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий |
Верховная Рада избирается сроком на четыре года. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады Украины.
|
Статья 83 предусматривает, что в Верховной Раде Украины "по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций", в состав которой входит большинство народных депутатов (225+1 народный депутат). Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады. Коалиция депутатских фракций вносит предложения Президенту по кандидатуре премьер-министра Украины, а также по кандидатурам в состав Кабинета министров. |
Конституция 1996 года не содержит такого термина, как "коалиция депутатских фракций", действует простое большинство, которое не оформлено законодательно в отличие от коалиции. |
Статья 85 Верховная Рада назначает по представлению Президента Украины премьер-министра, министра обороны и министра иностранных дел. В то же время парламент назначает по представлению премьер-министра Украины других членов Кабинета министров. Также Верховная Рада дает согласие на назначение на должность и освобождение с должности Президентом Украины генерального прокурора Украины; выражает недоверие генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. |
К полномочиям Верховной Рады, согласно Конституции 1996 года, относится лишь дача согласия на назначение Президентом Украины премьер-министра Украины. |
Статья 106 содержит список полномочий Президента Украины: - вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой премьер-министра в срок не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения; - вносит в Верховную Раду представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел; - назначает на должность и освобождает с должности с согласия Верховной Рады генерального прокурора; - вносит в Верховную Раду представление о назначении на должность и освобождение от должности председателя Службы безопасности |
В Конституции 1996 года полномочия Президента гораздо более широки. Так, он назначает с согласия Верховной Рады Украины премьер-министра; прекращает полномочия премьер-министра и принимает решение о его отставке; - назначает по представлению премьер-министра Украины членов Кабинета министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; - назначает с согласия Верховной Рады на должность генерального прокурора и сам освобождает его от должности; |
Статья 112 В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Председателя Верховной Рады. |
В случае досрочного прекращения полномочий Президента исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на премьер-министра. |
Неудивительно, что на возврат к Конституции-2004 не очень-то хотят идти представители нынешней власти. По сути, Верховная Рада и Кабмин в таком случае перетягивают на себя значительное количество нынешних полномочий Президента. Это касается, в частности, избрания состава Кабинета министров, контроля за работой исполнительной власти и, конечно, кадровых вопросов.
Откат к "старо-новой" Конституции будет означать утрату возможности в ручном режиме производить переформатирование Кабмина главой государства: премьер-министр сам подает в парламент фамилии министров, а кандидатурами, которых сможет представить Президент (и то лишь при поддержке Верховной Рады), остаются лишь министр обороны и министр иностранных дел.
Тем не менее, не совсем понятно, почему вдруг против возврата к такой модели Конституции выступает Юлия Тимошенко. Возникает лишь один правдоподобный ответ: находящаяся в заключении экс-премьер до сих пор полна амбиций. И видит себя в президентском кресле. И ей при этом явно не нужны обрезанные полномочия…
Стоит признать, что Тимошенко сильно отстала в восприятии событий от множества коллег-оппозиционеров, также желающих оказаться на самой верхушке власти — во главе государства. Правда, если Арсений Яценюк и его окружение вначале выступали за "конституционный откат", то Виталий Кличко и Олег Тягнибок лишь сравнительно недавно отошли от лозунга "Вся власть — президенту!" Причина метаморфоз, похоже, заключается в том, что эти политики, наконец, уяснили: без компромисса — в частности, в определении сферы полномочий той или иной ветви власти и достижении баланса между ними — достичь согласия даже внутри самой оппозиции представляется невозможным.
Тем более, что значительная часть украинского населения сегодня явно поддерживает перераспределение властных полномочий между органами власти. Конечно, полномочия — это лишь инструмент для государственного деятеля. Инструмент необходимый, действенный, но одновременно опасный. И потому крайне важно, в чьи руки он попадает и каким целям служит. Так, к примеру, один и тот же нож, оказавшись в руках искусного кулинара или — маньяка-убийцы, может стать как орудием труда, приносящим людям радость, так и смертельным оружием, несущим ужас и несчастия. Поэтому общество на нынешнем этапе развития украинской государственности, исходя из известного уровня сознательности и ответственности элит, сегодня предпочтет, пожалуй, максимально перестраховаться и лишить любую власть — неважно, хорошей она кому-то кажется или плохой — возможности сконцентрировать в одних руках всю полноту полномочий, а тем более узурпировать их, чтобы затем вертеть страной, как ей, а не народу, угодно...
Обсуждения
Новости партнеров
Новости