Главная Новости Политика «Мы сразу решили, что будем властью»
commentss НОВОСТИ Все новости

«Мы сразу решили, что будем властью»

Руководитель одного из столичных комитетов самоорганизации населения рассказал, как киевляне патрулируют район и контролируют чиновников 

25 февраля 2014, 13:10
Поделитесь публикацией:
«Мы сразу решили, что будем властью»

Гражданская инициативность и способность к самоорганизации киевлян, удивительным образом проявившиеся в ходе бурных событий в столице не только на Майдане и вокруг него, но и в отдаленных районах-"спальниках", убедительно засвидетельствовали факт возросшего гражданского самосознания. Но вряд ли стоит рассматривать это явление исключительно как феномен революционного времени. Сказываются закономерные результаты процесса формирования гражданского общества последних лет, не столь очевидные в мирной жизни, но, как оказалось, коренным образом  влияющие на сознание граждан и способные "выстрелить" и сыграть ключевую роль в критической ситуации.

В ходе смены поколений и борьбы за выживание в непростых экономических и общественно-политических обстоятельствах пресловутый "совок" в мозгах с его уныло-безвольным "да что мы можем?" и жизненным принципом "моя хата с краю" постепенно вытесняются из общественного сознания гражданственным "если не я (мы), то кто?" С течением времени властям придется все больше считаться с этим явлением и научиться использовать его потенциал в благих целях.

...Я записался в официальные народные дружинники. Сейчас эта структура называется "Орган охорони правопорядку та державного кордону". Приглашение пришло через интернет-форум жителей киевского микрорайона Русановка — жилого массива на Левом берегу.

Орган самоорганизации населения "Комитет микрорайона "Русановка" занимает просторную комнату на первом этаже шестнадцатиэтажки. Офис похож на советскую "контору": старые стулья, плакаты, запах отсыревших тырсоплит. За широким столом двое молодых людей настраивают радиостанцию. В углу трое мужчин смотрят на экране ноутбука видео задержания на Русановке одного из лидеров антимайдана по прозвищу Топаз. Все веселые — их район отметился.

Председатель комитета Андрей Нестерков курит у входа. На нем жилет. В одном из карманов — рация. В кобуре под мышкой травматический пистолет Макарова.

Это вы задерживали Топаза?

Нет, мы приехали позже. Топаза с напарником и девушкой "сдал" отряду самобороны водитель маршрутки №248. Эти пассажиры были пьяны до не могу. Вели себя крайне нагло, угрожали. Их разоружили. Забрали две свето-шумовые гранаты с привязанными гвоздями, нож-выкидушку, револьвер, наверное, травматический, бейджи Партии регионов.

Дело шло до самосуда. Мы вызвали милицию, но те побоялись подходить. Тогда задержанных завезли в штаб на Майдан.

В комитете "Русановка" готовят рации для патрулирования района

Ходят слухи, Топаз убегал и прыгнул в воду.

Этот случай был на другом мосту. Как потом оказалось, парень возвращался с Майдана, увидел людей с палками, подумал — титушки. Мы убедительно просим самооборону не одевать на головы маски и не пугать людей.

То есть вы и самооборона — разные структуры?

Мы зарегистрировались официально прошлым летом как народная дружина. Получили удостоверения от горадминистрации и милиции. Собрали человек 10. Когда стало неспокойно, присоединились еще около 20 человек.

Самооборона сформировались из местных пацанов в ночь на 20 февраля. Все было стихийно. Люди пришли с битами, палками. Мы помогли им организовать посты. На пяти мостах дежурили около 150 человек. Кто был потрезвее — отправили патрулировать район. Позже обратились в милицию, чтобы они выделили по два сотрудника на каждый пост.

Самооборона через день-два все равно разойдется, а мы как патрулировали, так и будем.

Чем вызвана необходимость в дружинниках?

За нашим и соседними микрорайонами закреплен наряд милиции из троих человек. У них до 30 вызовов на день. Разве есть время заниматься профилактикой правонарушений, ходить по дворам? А мы ходим.

Самая большая проблема — бытовой алкоголизм на улице. Наша задача поговорить с особо агрессивными. При необходимости вызвать милицию.

Во время революции в районе появились титушки: серьйозно избили пацана с Майдана, сожгли один микроавтобус, один автомобиль на охраняемой стоянке. К нам потянулись добровольцы. В основном мужчины 30-40 лет, у которых семьи, дети. Этим людям есть что защищать.

Жители восточных областей сейчас тоже активно организовываются в отряды самообороны. Звучат призывы раздать оружие. Насколько это целесообразно?

Дружинники имеют право на ношение "травмата". Резиновыми пулями можно "свалить" 5-6 человек, даже если они будут в зимней одежде. При этом не убивая. Это многих и привлекает в отряды. Кроме того, уголовная ответственность за нападение на члена отряда выше даже, чем на сотрудника милиции.

Вам не кажется, что спад политического противостояния делает бессмысленным дежурство на блокпостах?

Ну, людям хочется пар выпустить... Кроме того, титушек сейчас хоть и нет, зато гопота поднялась. Стали чаще "бомбить" квартиры, машины. В этом смысле дежурство имеет смысл.

Блокпост самообороны на одном из мостов, ведущих к микрорайону Русановка. Ночь на 21 февраля

Как вам удалось организовать комитет района и каковы его задачи?

По закону — это орган самоорганизации населения (ОСН, — "Комментарии”). Половина состава комитета — председатели жилищных кооперативов, которых избрали и делегировали в комитет люди. У них есть опыт, желание что-то делать. Они знают, что ни от ЖЕКа, ни от государства просто так помощи не дождешься. От собраний бабушек возле подъездов только шуму много, а результата нет. Нужно объединяться и добиваться.

Первое проблема, которой мы занялись, — незаконные застройки. "Отбились" от одной 25-этажной "свечки", от другой... Многие ОСНы после этого и разбегаются. Мы же изначально решили, что будем властью на Русановке. По закону орган самоорганизации — представительский, низовое звено в цепочке местного самоуправления. Мне и зарплата положена — тысяча гривен. Но я возглавляю ОСН на общественных началах, а постоянно работаю главным инженером НСК "Олимпийский".

Как так произошло, что ваш комитет возник в городе одним из первых? Вы ведь первые организовали систематическое патрулирование.

Наш микрорайон расположен на острове. Здесь люди живут уже не в первом поколении. Отсюда мало кто хочет выезжать. Патриоты на всю катушку.

Каким образом вы можете влиять на власть?

Очень просто. Если вдруг чиновник ко мне не прислушивается, я напоминаю, что за мной стоит 10 тысяч избирателей.

Есть достаточно механизмов влияния. Например, общественная экспертиза. Мы были в шоке, когда проверили качество ремонта домов, — там приписки, хищения. Пять тонн оцинкованого железа на кровлю подрядчики просто украли. Украли медную 120-метровую шину для подачи тока на дом. На похабнейший ремонт подъезда шестнадцатиэтажки списали 250 тысяч в ценах 2007 года. Для сравнения, за эти же деньги я делал ремонт фасадов трех шестнадцатиэтажек в своем кооперативе "Нептун".

Мы тесно сотрудничаем с райгосадминистрацией, милицией. Александр Попов хорошо относился к ОСНам. Проводил городские конкурсы программ, под которые бюджет выделял до 120 тысяч гривен — от проведения конкурсов собак, до праздников каких-то.

Одним из наших проектов была разработка нормативно-правывах актов для контроля качества коммунальных услуг. Часто под услугами у нас понимают уборку подъездов и придомовых территорий. Хотя они на самом деле самые дешевые.

Мы первыми ввели институт общественных инспекторов по благоустройству. У них есть право составляють админпротоколы о правонарушениях. Например, на те же киоски.

Объявление в одном из домов микрорайона Русановка

Для большинства людей главный представитель коммунальной власти — ЖЭК. Как вы с ними делите "власть"?

ЖЕК нам подконтролен, он ведь на нашей территории. Но влиять на него бесполезно. Почему ЖЭКи такие тупые? Они — часть жилищно-коммунального управленням районной администрации. Не явлются даже юридическим лицом, не имеют счета. На них даже в суд нельзя подать.

Из-за бюрократических проволочек начальнику ЖЭКа легче за свои деньги купить какой-нибудь электронасос для дома, чем ждать месяц оформления заявки. Максимум, что от них можно требовать, — уборку территориии и вывоз мусора.

Что посоветуете людям, которые хотят взять власть на местах в свои руки?

Если хотите иметь качественные услуги в жэковском доме — создавайте ОСМД (по-украински — ОСББ, т. е. "об’єднання співвласників багатоквартирних будинків", — "Комментарии"). Потому что найти дурака, который будет ходить вместо вас и все делать, вряд ли получится. Хотите нормальной жизни у себя в районе — надо создавать комитет самоорганизации. Он может решать очень широкий круг вопросов: благоустройство, коммунальные услуги, медицинское обслуживание, образование.

Когда громада (территориальная община, — "Комментарии") организована, остановить ее не может никто. У нас на набережной стояли 10 дебаркадеров — рестораны, отели. Каждый ценой минимум в 1,5 миллиона долларов. Нам говорили: "У них такие покровители, что вы их никогда не уберете". И что? Громада организованно вышла — "наехала". Сразу прибыли съемочные групы трех телеканалов, заместитель мэра. В результате дебаркадеры убрали, а нам еще и реконструкцию набережной сделали. Это наш принцип — вижу цель, не вижу препятствий.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Сергей Шевчук
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!