Главная Новости Политика Россия хоронит СНГ
commentss НОВОСТИ Все новости

Россия хоронит СНГ

Российская агрессия в Крыму усиливает центробежные тенденции на постсоветском пространстве

30 марта 2014, 00:05
Поделитесь публикацией:
Россия хоронит СНГ

Проведение Россией операции по аннексии Крыма в очередной раз продемонстрировало неэффективность Содружества Независимых Государств как международного политического института. Ведь согласно Уставу СНГ одной из основных целей организации является как раз "мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества" (ст. 2), а статья 3 устанавливает в качестве принципов организации "нерушимость государственных границ", "территориальную целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории".

Теперь каждая из стран Содружества волей-неволей примерила на себя вооруженную российскую экспансию в Крыму. "Любые потенциальные партнеры по СНГ узнали, что бывает, если ненароком рассердить Москву. И они еще много раз подумают, стоит ли с такой Москвой о чем-то договариваться", — считает Георгий Сатаров, президент российского Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ", бывший помощник президента РФ Бориса Ельцина.

Показательно, что Беларусь и Казахстан, ближайшие партнеры России в рамках Таможенного союза, только после проведения "референдума" в Крыму выступили с заявлениями о том, что волеизъявление крымчан – свершившийся факт и к нему нужно прислушаться. Но открыто российскую агрессию (особенно – в первые недели, до усиления дипломатического давления Москвы на союзников) не поддержал никто.

Зонтик альянса и ассоциации

Страны постсоветского пространства находятся в разных зонах риска российской агрессии. Государства Балтии — вот уже десять лет как вступили в НАТО и за свою безопасность могут быть относительно спокойны.

"Следующими после Украины могут стать и Азербайджан, и Молдова… События в Крыму были проверкой", — прямо говорит азербайджанский политолог, бывший государственный советник по внешним сношениям Вафа Гулузаде.

У Азербайджана в пассиве — крайне напряженные отношения с крепко втянутой в российскую орбиту Арменией из-за карабахского конфликта и сложный южный сосед — Иран. В активе — союзнические динамично развивающиеся отношения с Турцией (особенно в военной сфере) и стабильные связи с НАТО. О вступлении в альянс официальный Баку не говорит, но очевидно, что агрессивная российская политика будет заталкивать Азербайджан в объятия Турции.

В Молдове небеспочвенно опасается, что следующей целью российской экспансии в Черноморском регионе станет Приднестровье, тем более что на территории ПМР уже отмечена активность российских военных и лиц, которых можно отнести к потенциальным пророссийским боевикам. Выход из ситуации Кишинев видит в ускоренном оформлении тесных отношений с ЕС в рамках соглашения об ассоциации (подробно об этом "k:" писали в №9 от 14 марта).

Ситуация с Грузией еще проще: страна официально стремится стать членом НАТО. На лондонском саммите альянса, намеченном на сентябрь, Тбилиси, скорее всего, получит План действий по членству в НАТО. Впрочем, руководство страны, крайне обеспокоенное ситуацией в Украине, настаивает уже на твердых гарантиях членства в самое ближайшее время.

Самые близкие

Едва ли не в самой большой экономической зависимости от России находится Армения. Кроме того, на территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. А в сентябре 2013 года Армения объявила о намерении присоединиться к Таможенному союзу и соответственно отказалась от перспективы ассоциации с ЕС.

Говоря о позиции и перспективах Минска и Астаны, следует отметить, что в 1994 году в Будапеште гарантии безопасности и территориального суверенитета от США, России и Великобритании в обмен на отказ от ядерного оружия получила не только Украина — но и Беларусь, и Казахстан. И хотя Минск сам ранее заявлял о том, что Будапештский меморандум не соблюдается, теперь эти страны вынуждены еще раз переосмыслить действенность международных гарантий.

Александр Лукашенко российско-украинский кризис традиционно уже использует как способ заработать на внешнеполитическом рынке. Следует напомнить, что Беларусь так и не признала независимость Южной Осетии и Абхазии — и получила в виде бонуса кредит от МВФ на $3,8 млрд. и курс на размораживание отношений с Западом. Не исключено, что и на сей раз "бацька" попытается выторговать у России или Европы экономические преференции. С другой стороны, Лукашенко не может не понимать, что его страна еще меньше защищена от российских притязаний, чем Украина.

Ситуация с Казахстаном очень непростая. С одной стороны, население огромной по площади страны (2,7 млн. км2) составляет лишь 17 млн. чел. (из которых 3,7 млн. этнические русские), что делает Казахстан очень уязвимым в военно-стратегическом отношении. У Астаны существует проблема северных территорий — граничащих с Россией и населенных преимущественно русскими. С другой стороны, Нурсултан Назарбаев создал сложную систему дипломатических и геополитических сдержек и взаимосвязей, в которой, отдавая приоритет отношениям с Россией, в значительной степени ориентируется и на Китай, и на Турцию. И если с Анкарой Назарбаев устраивал "пантуранский флирт", то Китай является скорее потенциально опасным партнером, настроенным на медленную экспансию.

И еще одна любопытная деталь: Шанхайская организация сотрудничества, в которой главенствующие роли отведены КНР, РФ и Казахстану, одной из главных целей своего существования декларирует борьбу против "трех зол": терроризма, экстремизма и… сепаратизма.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Егор Стружкин
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!