Главная Новости Политика Юго-восток за двенадцать лет не услышал сам себя
commentss НОВОСТИ Все новости

Юго-восток за двенадцать лет не услышал сам себя

 Обострение «федералистского» зуда в Донбассе второй раз совпадает с потерей «донецкими» власти в столице. В «мирное» время о федерализации не вспоминали даже под выборы

20 апреля 2014, 06:00
Поделитесь публикацией:
Юго-восток за двенадцать лет не услышал сам себя

Насколько это вообще возможно, абстрагируемся от "зеленых человечков", десантных полков и спецназа ГРУ. Если это вообще осуществимо, представим себе, что все, что сегодня происходит на востоке страны, — исключительно местная народная инициатива. Если в этом есть хоть малейший смысл, поверим, что жители Донбасса вышли на улицы, захватили админздания, вооружились и открыли огонь только из-за того, что никаким другим образом не смогли артикулировать свои чаяния и требования.

Предположим, что у миллионов граждан на востоке и юге страны годами копилось возмущение тем, что их мнение было игнорировано центральной властью, и нынешний всплеск сепаратистских настроений — отчаянная попытка заставить себя услышать. И только из-за этого они пошли на поводу у радикалов.

На такой версии, кстати, настаивают и сами представители сепаратистского движения. Они с оружием в руках требуют, чтобы их услышали и поняли? Тогда для начала попробуем убедиться в том, можно ли им вообще поверить.

Проверить правдивость утверждений сепаратистов совсем не сложно.

Требования, которых "никто не слышал"

За последние двенадцать лет Украина четырежды выбирала Верховную Раду (2002, 2006, 2007, 2012) и дважды — президента страны (2004, 2010). Жители Донбасса принимали участие во всех избирательных кампаниях, проявляя порой даже рекордную активность. И даже если учесть, что результат президентских выборов 2004 года был незаконно пересмотрен, от участия в "третьем туре" не отказались ни избиратели, ни сами кандидаты.

По итогам всех кампаний (за исключением разве что парламентских выборов-2002) Донбасс демонстрировал редкое единодушие в своем выборе: его избиратели раз за разом отдавали свои голоса за одну и ту же политическую силу, не имевшую конкурентов в регионе. Лишь в 2002 году Партия регионов шла в составе блока "За единую Украину!" — но и тогда Донецкая область удивила страну: "За ЕдУ!" набрал в регионе 36,83% (по Украине — 11,77%).

Так что и здравый смысл, и общественные науки вынуждают нас признать, что жители востока страны в течение двенадцати последних лет не были лишены политической силы, представлявшей их коренные интересы. Учитывая же количество выходцев из Донбасса среди депутатов от Партии регионов, признаем, что восток был представлен в парламенте даже с определенными диспропорциями в свою пользу.

А теперь обратим внимание на то, за что именно голосовали восточные регионы страны, и на то, как менялись идеологические установки партии, выигрывавшей выборы благодаря исключительной поддержке Донбасса. Это особенно полезно сделать, учитывая, насколько коротка политическая память украинских избирателей.

2002 год. Мы с удивлением обнаруживаем, что всего двенадцать лет назад восток Украины вообще не волновали ни вопросы русского языка, ни федеративного устройства страны. В предвыборной риторике "ЗаЕдУ!" об этом ни слова. Слоган кампании: "Регионы — это прежде всего люди, а не формальная географическая или административная единица". Единственный "федералистский" проблеск: предложение перейти к бикамерализму, создав Палату Регионов в Верховной Раде. Но, напомним, бикамерализм — это идея Кучмы — Медведчука, продавленная на референдуме 2000 года. Также присутствует предложение оставлять на местах 40% собранных налогов. Внешнеполитические ориентиры определены максимально четко: "Единая Украина — в Единую Европу!". С Россией предлагается наполнить новым смыслом отношения — и все.

2004. Идя в президенты, Виктор Янукович обещает бороться за укрепление государственного статуса украинского языка и свободное развитие русского. О федерализме — ни слова, только общие фразы о развитии местного самоуправления. Во внешней политике — "евроинтеграционное развитие", с Россией — просто сотрудничество.

2006. В программе ПР в первый и последний раз упоминается федерализм: "Постепенно реализуем федеративный принцип государственного устройства". Впервые звучит предложение предоставить русскому языку статус второго государственного: "Два языка — один народ". Во внешних сношениях — планомерная евроинтеграция, одновременно — создание ЕЭП с Россией, в НАТО — только после референдума.

2007. Никакого федерализма — только развитие местного самоуправления. Все те же "два языка — один народ". В НАТО — через референдум, участию в ЕЭП придаем "важное значение". О евроинтеграции сказано, что это — не самоцель, а средство "покращення".

2010. Янукович продолжает использовать слоган о двух языках. В региональной политике предел мечтаний — изменение межбюджетных отношений в пользу местного самоуправления. Во внешней — стратегическое партнерство с ЕС и дружественные отношения с РФ. Ни ЕЭП, ни Таможенный союз не упомянуты. Аббревиатуры НАТО — и той нет, есть "внеблоковость".

2012. Исчезает лозунг о двух языках и одном народе, но русский — по-прежнему второй государственный. Ни намека на федерализм, но предлагается 60% сводного госбюджета передавать местным советам. Внешнеполитический ориентир — ассоциация с ЕС. Россия — в одном ряду "стратегических партнеров" с Китаем и США.

Выводы? Единственное последовательное требование ПР, близкое юго-востоку, — языковое. Идея федерализма прожила в партийной идеологии год — и появилась, как и сейчас, только после потери центральной власти. Во внешней политике — сплошные метания, причем хоть какие-то упоминания о интеграции с РФ встречаются лишь в 2006 и 2007 годах.

Можно, конечно, сказать, что избиратели Донбасса вообще не интересовались лозунгами, под которыми ПР обеспечивала самовоспроизводство во власти, — но тогда придется предположить, что восток и сегодня не очень-то интересуется тем, ради чего некие люди в масках захватывают здания и заложников. Но продуктивнее — посмотреть правде в глаза: внезапно обострившийся "федералистский" зуд не имеет ничего общего с реальными историческими требованиями и желаниями жителей Восточной Украины.

Так что сепаратистский миф об "исконных" требованиях Донбасса — несостоятелен. Исключение — лишь языковой вопрос.

"Не хватало власти"

Переходим ко второму мифу — о том, что законные интересы востока игнорировались центральной властью. Мол, добиться их выполнения можно, только в какой-то степени отделившись от Киева то ли в рамках федерации, то ли "Донецкой республики".

Этот миф опровергается с помощью элементарной арифметики. Обратим внимание на то, кто занимал пост премьер-министра в последние двенадцать лет. Подчеркнем — именно премьера, потому что для его назначения в любой из редакций Конституции необходимо и наличие большинства в парламенте, и воля президента. Итак, подсчитаем, кто кому "попередник", учитывая время, проведенное и в статусе "и. о.".

Анатолий Кинах занимал премьерский пост 5 месяцев (2002).

Виктор Янукович (учитывая время, когда его подменял Николай Азаров) — 2 года и 2 месяца (2002–2005), затем еще 1 год и 4,5 месяца (2006–2007).

Юлия Тимошенко — 7,5 месяца (2005) и затем еще 2 года и 3 месяца (2007–2010).

Юрий Ехануров — 11 месяцев.

Николай Азаров — 3 года и 10,5 месяца.

Сергей Арбузов — 1 месяц.

Арсений Яценюк — 1,5 месяца.

Не будем даже мелочиться, указывая на такие очевидные вещи, что власть премьера Азарова при президенте Януковиче — это не совсем то же самое, что власть премьера Тимошенко при президенте Ющенко. Учтем вот что: Кинах — из Николаева, типичный представитель юго-востока. А фракция ПР в ВР в полном составе поддержала назначение Еханурова! Так что придется считать, что и его премьерство в какой-то степени отражало чаяния Донбасса.

Суммируем: за последние двенадцать лет "оранжевые" возглавляли исполнительную власть в общей сложности 3 года и 2 месяца. Выразители коренных интересов юго-востока — 8 лет и 10 месяцев. Поэтому не может быть и речи о том, что у Восточной Украины не было шансов воплотить свои мечты в жизнь. А если вспомнить, какими были последние четыре года, — мифы сепаратистов о преступной "глухоте" власти и вынужденно "немых" избирателях развеиваются окончательно.

 

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Егор Стружкин
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!