Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Из-за отсутствия заказов, роста убытков и долгов, Украина может лишиться космической отрасли. Разрыв сотрудничества с Россией перекрыл главный рынок сбыта. В итоге, предприятия космической отрасли находятся в критическом положении.
В поисках гравитации
Яркий пример, наглядно демонстрирующий положение дел в отрасли – днепропетровский "Южмаш". Начиная с 50-х годов прошлого века, было создано четыре генерации ракетных комплексов стратегического назначения, около 400 космических аппаратов 70 различных модификаций, космические ракеты-носители семейств: "Циклон", "Космос", "Зенит". До 2014 года предприятие принимало участие в международной программе Морской старт, производя для нее ракету-носитель "Зенит-3SL".
Однако сейчас флагман ракетно-космической отрасли Украины на грани выживания. Заказов очень мало.
По состоянию на конец прошлого года предприятие зарабатывало лишь 5% от плана. Обещанный Президентов Петром Порошенко во время визита на завод оборонный заказ до конца года так и не поступил.
21 октября глава государства поручил включить в государственный оборонный заказ продукцию ЮМЗ, но на самом предприятии говорят: дальше разговоров дело не пошло. Более того, среднюю зарплату в 3400 гривен сотрудникам выплачивают с задержками.
Осенью с завода начали массово увольняться сотрудники. Каждый день уходило от 40 до 50 работников – заявил помощник гендиректора предприятия по общим вопросам Владимир Ткаченко.
Учитывая, что средний возраст работников предприятий отрасли превышает 50 лет, а в научных структурах составляет 55 – 60 лет и выше, есть проблема "омоложения" кадров. Это – еще один штрих в полотне безрадостных перспектив ракетостроения в Украине.
По словам помощника гендиректора, на обучение нового работника уходит много времени. К примеру, сборщику ракетной продукции для освоения производства нужно пять-семь лет.
Из-за оттока кадров на заводе увеличивается риск брака, приходится усиливать контроль качества, что сказывается на себестоимости.
Особенностью производства ракет-носителей является жесткая привязка комплектующих в конечном продукте. Можно заменить производителя отдельных узлов или деталей, но тогда нужно опять проводить цикл испытаний изделия с новыми комплектующими. Это достаточно дорого и требует определенного времени. Так появляется снежный ком проблем, который может погубить не только "Южмаш", но и всю украинскую космическую отрасль.
Космический рынок
Для космического сегмента украинской промышленности российский рынок был важен не только как место поставки своей продукции. Важно было само сотрудничество, вовлечение в российские космические проекты, которые большей частью давно стали международными.
Раньше основным покупателем продукции "Южмаша" была Россия, в частности, госконцерн "Роскосмос", лишившись главного заказчика, предприятие пытается найти новые рынки сбыта, но сделать это крайне сложно.
"У нас слишком многое завязано на России, чтобы отказаться от сотрудничества с ней. Но, если мы потеряем контракты с Российской Федерацией, нужно дать альтернативу. В Европе я не вижу рынков сбыта для продукции "Южмаша", — заявил в апреле прошлого года Леонид Кучма.
Во времена его президентства вопросам ракетно-космической отрасли уделялось особое внимание. Ведь Кучма, бывший ракетчик, который работал на "Южмаше" прекрасно понимает, систему работы космической отрасли. Поэтому во времена его президентства, он с одной стороны сохранил кооперацию с Россией, но при этом параллельно налаживал сотрудничество в вопросах освоения мирного космоса с ЕС и Америкой. Сейчас же, по сути, идет сворачивание отрасли, с надеждой на то, что потом удастся выстроить новые контакты.
"Южмаш", КБ "Южное", "Хартрон" и другие предприятие сегодня еще дают Украине право гордо утверждать свою принадлежность к клубу космических государств, однако в ближайшее время ситуация может измениться коренным образом.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости