commentss НОВОСТИ Все новости

Пропуск в рай

Условием для попадания в социалистический рай была продажа души дьяволу

16 марта 2015, 10:00
Поделитесь публикацией:
Пропуск в рай

Исторически близкий нам вариант тоталитарного строя — советский социализм за декларацией всеобщего равенства скрывал жесткую иерархию икастовость. При этом почетные звания, премии и награды во многом декорировали невозможность достойной свободной жизни.

НО НЕКОТОРЫЕ РАВНЕЕ ДРУГИХ

Позиционируя себя как общество равенства, Страна Советов с первых дней своего существования вводила новые сословия и новые "Табели о рангах". Массы рядовых трудящихся были обречены на прозябание, а небольшие группы избранных имели возможность роскошествовать. Спецраспределители, больницы и санатории ЦК, обкомовские дачи и тому подобные феномены были фирменной особенностью советского быта.

Еще в 1957 году была опубликована книга югославского философа-диссидента Милована Джиласа "Новый класс: анализ коммунистической системы", в которой он обосновал свой тезис о возникновении в СССР, Югославии и других социалистических странах нового правящего класса — привилегированной партийной бюрократической верхушки. Известный исследователь советской политической системы Михаил Восленский в своей книге "Номенклатура" (1970) оценил число номенклатурных работников в СССР брежневского периода в 3 млн. человек (с членами семей, пользующимися привилегиями правящего класса). "Советские едят "Отдельную", а отдельные едят "Советскую", — острили высокопоставленные номенклатурщики, имея в виду два сорта колбасы — дешевую, "мокрую", доступную и дорогую, сырокопченую, дефицитную.

Причем внутри самих этих оазисов благополучия существовали строгие сословные разграничения: в санаториях для маршалов не могли отдыхать генералы, секретари райкомов не лечились в цековских больницах, концертная ставка народного артиста была намного выше, чем у заслуженного артиста.

Проекцией партийно-хозяйственной системы поощрений и распределения благ в культурной среде стала система творческих союзов, почетных званий и премий. Главным критерием была лояльность к власти и прославление режима во всех художественных формах.

БЛАГА ДЛЯ ЛОЯЛЬНЫХ ТВОРЦОВ

На рубеже 1920–1930-х годов компартия довольно быстро монополизировала руководство общественной жизнью СССР. Сразу после Октябрьского переворота все царские законы, относящиеся к сфере гражданского права, включая закон об авторском праве, перестали действовать. Многочисленные добровольные общества были упразднены или, встав на единую политическую платформу, объединились в более крупные. В итоге остались несколько жестко централизованных общественных организаций (профсоюзы, спортивные, женские). Каждое из них было монополистом в своей сфере. Таким образом, к началу 1930-х годов общественные организации в Советском Союзе перешли под полный партийный и государственный контроль. Взяв на себя функции экономической поддержки культуры, государство держало под контролем все разрешенные каналы поступления средств.

С созданием Союза писателей в начале 30-х годов формируется система творческих союзов, основная идеологическая функция которых заключалась в контроле интеллигенции и организации ее деятельности в нужном для компартии направлении. Членство в этих союзах стало привилегией и зависело главным образом от меры участия творческих деятелей в пропаганде партийной идеологии. В обмен, например для художников и скульпторов, приобреталось право на выполнение госзаказов; в условиях постоянного дефицита первыми получать мастерские и студии, материалы, орудия труда; чаще участвовать в выставках, пользоваться особым специальным обеспечением. Художественные и литературные фонды, питаемые из государственной казны, стали основной формой материального обеспечения деятелей искусства, оформления заказов, реализации художественных произведений. Руководители творческих союзов в основном перераспределяли среди членов возможности профессионального развития и пользования социальными благами.

Творческие союзы располагали своим жилым фондом, своими базами отдыха, домами творчества, санаториями. Членский билет того или иного творческого союза давал своему обладателю право посещать ресторан Дома писателей, архитекторов, журналистов и т.п. Такое право придавало чувство избранности, отличности от всех прочих, от тех самых простых советских людей, которых мастера культуры были вынуждены воспевать в своих произведениях в обмен на радости жизни.

ВЫСОКИЕ ЗВАНИЯ

Советским ноу-хау стала система почетных званий, служившая одновременно и наградой, и ранжиром, маркируя советских профессионалов и творцов и расставляя их на определенные ступени социальной лестницы.

Первыми почетными званиями СССР были "Заслуженный мастер спорта СССР" (учреждено 27 мая 1934 года) и "Заслуженный артист СССР" (6 сентября 1936 года).

В СССР существовало свыше двухсот почетных званий, утвержденных Госстандартом. Начиная от Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда до народного акына или заслуженного овцевода. Впрочем, лишь 22 из них были всесоюзными, а остальные, где и находилась основная экзотика, относились к союзным и автономным респуб­ликам.

В отличие от почетных званий система премий не являлась оригинальным изобретением. Но самих премий в СССР было немало, и они изрядно стимулировали деятелей науки, техники и искусства к новым достижениям. Наиболее значимыми были: Ленинская премия, Сталинская (с 1967 года — Государственная) премия, премия Ленинского комсомола, премия Совета Министров СССР, Международная Ленинская (в 1949–1956 годах — Сталинская) премия "За укрепление мира между народами".

Вокруг званий и премий кипели нешуточные страсти и вертелись дьявольские интриги. Ведь помимо престижа они давали серьезные материальные преимущества: деньги, статус, право на улучшение жилищных условий, первоочередное приобретение дачных участков, автомобилей и т.п.

По большому счету, система почетных званий и разнообразного лауреатства в СССР была призвана компенсировать отсутствие реальных возможностей достойной жизни. Как отметил Михаил Веллер, статус самой читающей страны мира попросту свидетельствовал о суб­лимации: не имея возможности хорошо зарабатывать, путешествовать по миру, посещать культурные мероприятия высокого класса, накопить на старость, советские люди замещали это чтением. Так и советские знаменитости, которых зачастую не выпускали за рубеж, которым не позволяли иметь свой театр, свою клинику, свой институт, которым приходилось кривить душой и лицемерить, могли только гордиться званиями типа "народный художник" или "заслуженный деятель" и звенеть медалями.

Источник фото: PHL



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!