УКРАИНА

Вместо Яресько и Абромавичуса «визитной карточкой» для Запада в украинском кабмине станет «отец словацких реформ» Иван Миклош

Спикер парламента Владимир Гройсман уже несколько месяцев примеряет к себя кресло премьера. Как он сам признался в Facebook, он успел разработать «антикризисный план действий» для обсуждения с членами потенциальной коалиции. «В течение нескольких месяцев я встречался с представителями различных сфер и профессий, и они четко говорили, что не так, что нужно урегулировать — в аграрном секторе, ИТ, образовании, здравоохранении. План состоит из двух блоков: антикризисные меры, которые необходимо осуществить немедленно, и среднесрочные — шаги на перспективу».

Как кандидат на пост премьер-министра Гройсман сообщил кое-что и о своем видении кадрового состава нового правительства. «Мы должны создать правительство ответственное и прозрачное. Команда должна формироваться из людей, которые могут быть эффективными в этих условиях. Есть фамилии и персоналии, которых безотносительно к кандидатуре нового премьера я хотел бы видеть в новом правительстве. Например, Иван Миклош, Юлия Ковалив, Максим Нефедов — это те люди, которые имеют новое видение».

 

Новый «лидер украинских реформ»

Слова о «новом видении» пикантно звучат по отношению к 55-летнему Ивану Миклошу, который старше Владимира Гройсмана на 17 лет. У Миклоша громадный и притом успешный опыт реформ в Словакии. И то, что этот опыт оказался востребованным в Украине только сейчас, показывает, сколько лет — точнее, уже десятилетий — мы потеряли, топчась на месте и бегая по кругу.

Миклош начал свою политическую карьеру более четверти века назад, в 1990 г., с должности советника вице-премьера по вопросам экономической реформы. В 1991–1992 гг. он был министром приватизации, затем в 1998–2002 гг. — вице-премьером по экономике, в 2002–2006 и 2010–2012 гг. — вице-премьером и одновременно министром финансов. В 2014 г. он несколько раз приезжал в Украину, чтобы поделиться опытом реформ. «На момент независимости в 1993 г. ВВП на душу населения в Словакии был в полтора раза меньше, чем в Чехии. В этом году мы догнали нашего западного соседа по этому показателю, — рассказывал он в сентябре 2014-го. — 25 лет назад Словакия производила старые советские танки и другое вооружение, однако не произвела ни одного автомобиля. Сейчас мы крупнейший производитель автомобилей в мире в расчете на душу населения. Главная причина этого успеха — реформы».

В феврале 2015-го «отец словацких реформ» согласился быть советником у двух украинских министров (получая в двух министерствах по полставки). Главе Минфина Наталии Яресько он советует по вопросам налоговой системы, децентрализации и общей реорганизации государственных финансов. Главе МЭРТ Айварасу Абромавичусу — по вопросам экономической политики. Если сейчас Миклош получит приглашение занять пост в украинском кабмине, наверняка это будет такой пост, к какому он привык: вице-премьер и одновременно министр финансов (хотя не исключен вариант, что одна из этих должностей — главы Минфина или вице-премьера — достанется Яресько). В качестве вице-премьера он будет курировать, кроме Минфина, также и МЭРТ, Минсоцполитики и вообще все направление экономических реформ.

Рецепты Миклоша не просто радикальны, а суперрадикальны. «Успеха добивается правительство, которое осуществляет реформы, еще более жесткие, чем требует МВФ, — говорил он в ноябре 2014-го. — Я вам расскажу такую историю. Когда мы осуществляли налоговую реформу в Словакии, в МВФ нас поддержали, но рекомендовали проводить ее в течение трех лет. Но мы их фактически обманули, проведя эти реформы в один момент. Это позволило нам достичь большего экономического эффекта. Поэтому мой совет относительно МВФ — его рекомендации следует выполнять, но гораздо жестче, чем требует фонд. Именно так вы добьетесь успеха».

Еще один его совет — о распределении ролей. «Нужен лидер, который возьмет на себя задачу реализации реформ и не пугаться ответственности. Это не обязательно должен быть премьер-министр и тем более — президент. Как показывает опыт стран, которые проводили реформы, обычно «лидер реформ» занимает низшую должность. Например, в Польше, Чехии реформы осуществляли министры финансов. Аналогичная ситуация была и в Словакии, реформы внедрял тандем премьера Микулаша Дзуринды и министра финансов — тогда этот пост занимал я. Поэтому реформатором не должен быть ни Порошенко, ни будущий премьер-министр — это должно быть кто-то третий. Важно только, чтобы он имел поддержку и президента, и премьера».

Очевидно, Миклош согласится сыграть роль «лидера реформ» в Украине, только если получит от Порошенко и Гройсмана карт-бланш на любые, даже суперрадикальные меры. Скорее всего, он его получит, поскольку Порошенко и Гройсману нужен в правительстве человек, который играл бы роль «визитной карточки» для Запада. Цена вопроса — миллиарды западной помощи, которые могут прийти в Украину, а могут и не прийти.

 

«Свои люди»

Максим Нефедов и Юлия Ковалив, которых Владимир Гройсман хотел бы видеть в новом правительстве наряду с Иваном Миклошем, сейчас работают соответственно замом и первым замом Айвараса Абромавичуса на посту главы МЭРТ. Сам Абромавичус почти наверняка лишится портфеля министра, но кому этот портфель достанется — Нефедову, Ковалив или кому-то третьему — окончательно еще не решено. В любые предварительные договоренности могут быть внесены коррективы в ходе визита Петра Порошенко в США, который начнется в среду 30 марта и продлится до субботы 2 апреля. Лидер парламентской фракции БПП Юрий Луценко заявил в воскресенье 27 марта, что во вторник 29 марта возможно подписание коалиционного соглашения и внесение кандидатуры нового премьера. «В среду этот кандидат мог бы провести консультации с фракциями. А в четверг мы проголосовали бы за новый состав правительства», — надеется Луценко.

Но какие бы должности ни получили в конечном итоге Нефедов и Ковалив, их фамилии названы Гройсманом не случайно. У каждого из них будет своя роль.

Роль Максима Нефедова — быть «рукой дружбы», протянутой гражданскому обществу. Нефедов моложе Гройсмана на 6 лет, 18 апреля ему исполнится 32 года. В 2004–2006 гг. он работал аналитиком по слияниям и поглощениям в инвесткомпании Golden Gate Business, в 2006–2010 гг. был вице-президентом и затем директором инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital, с 2010 г. и до перехода в МЭРТ в феврале 2015-го был управляющим партнером фонда прямых инвестиций Icon Private Equity. В министерстве отвечал за технический регламент и стандартизацию, занимался внедрением электронных тендеров в госзакупках. Именно Нефедов курирует проект ProZorro, благодаря которому уже сэкономлено около 900 млн грн.

Еще моложе Юлия Ковалив — ей 9 января исполнился 31 год. В 2007–2010 гг. она была финансовым директором ООО «ГАЗЭКС Украина», которое осуществляло управление пятью украинскими газораспределительными предприятиями — ОАО «Донецкгоргаз», «Криворожгаз», «Харьковгаз», «Харьковгоргаз» и «Днепргаз». С 2010 г. была координатором Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Януковиче, входила в состав созданной Януковичем рабочей группы по проработке вопросов, связанных с оптимизацией системы центральных органов исполнительной власти. После того как в июне 2013 г. Борис Ложкин объявил о продаже 98% акций своей UMH Group компании ВЕТЭК Сергея Курченко, в ноябре того же года в связи со сменой собственника был изменен состав наблюдательного совета UMH Group; в числе вошедших в набсовет пресс-служба компании назвала и Юлию Ковалив, которая занимала тогда должность исполнительного вице-президента UMH Group. После революции и выборов нового президента, в августе 2014-го, Ковалив президентским указом была назначена членом НКРЭКУ (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг). В декабре 2014 г. временно исполняла обязанности председателя НКРЭКУ. В июне 2015 г. распоряжением КМУ была назначена первым замом Абромавичуса (и после этого освобождена от должности члена НКРЭКУ).

Понятно, что Ковалив хорошо разбирается в финансовых потоках и не понаслышке знакома с различными моделями ведения бизнеса. А как она будет использовать свои знания на министерском посту (если он ей достанется) — это, конечно, зависит от задач, которые будут перед ней поставлены.

В течение последних недель в качестве вероятного кандидата на пост первого вице-премьера неоднократно назывался нынешний глава президентской администрации Борис Ложкин. Недавней презентацией своей книги «Четвертая республика» он, похоже, хотел презентовать себя как политика, исполненного умных идей. В воскресенье 27 марта в телеэфире, отвечая на вопрос о том, может ли он пойти в новое правительство на пост первого вице-премьера, Ложкин сказал: «Много идет разговоров, но я не вижу еще ни одного конкретного предложения ни от будущего премьера, ни от коалиции». То есть, он готов и ждет предложений. Вряд ли бы он выказывал готовность, не имея согласия президента.

Владимир Гройсман при всей своей близости к Петру Порошенко достаточно далек от его столичной команды. К тому же он был сконцентрирован на руководстве парламентом, в отличие от Бориса Ложкина, который был сконцентрирован на интересах президента. «Когда руководишь Администрацией Президента, в уме каждый день необходимо удерживать огромное количество разнообразных задач одновременно, словно ты авиадиспетчер», — поведал он Facebook, рассказывая о своей книге. Если он перейдет в правительство, он будет играть там ту же роль президентского диспетчера.

Получится ли из такого правительства единая команда? Все зависит от того, насколько интересы Петра Порошенко будут совпадать с обещанными реформами и учитывать надежды гражданского общества.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: Владимир Гройсман, Петр Порошенко, коалиция

Версия для печати
властьвласть деньгиденьги стиль жизнистиль жизни hi-techhi-tech спортспорт мирмир
Архив Экспорт О проекте / Контакт Информатор

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus