Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В решениях варшавского саммита НАТО, как это всегда бывает в вопросах военного и военно-технического сотрудничества, есть публичная часть и непубличная. Для Украины важны обе.
Членство откладывается
В публичной части достаточно четко сформулирована позиция по вопросу о членстве Украины в НАТО. Этот вопрос прямо прозвучал на совместной пресс-конференции генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и президента Украины Петра Порошенко по итогам заседания комиссии НАТО — Украина. Столтенберг ответил: "Президент Порошенко ясно дал понять на нашей встрече, что вопрос о членстве в настоящее время не стоит в их повестке дня". Далее генсек НАТО пообещал: "Мы будем продолжать оказывать мощную политическую поддержку, практическую поддержку Украине, что позволяет им двигаться вперед, а затем мы должны рассмотреть вопрос о членстве на более позднем этапе".
О том, что двери НАТО перед Украиной не закрыты, свидетельствует и заявление по итогам саммита. "Сегодня мы вновь подтверждаем свою приверженность политике "открытых дверей", которая является одним из основополагающих принципов Вашингтонского договора и одним из успешных достижений Североатлантического союза… Двери НАТО открыты для всех европейских демократических стран, которые разделяют ценности нашего Североатлантического союза, готовы и способны взять на себя обязанности и обязательства, сопряженные с членством в организации, способны развивать принципы Вашингтонского договора, и принятие которых может способствовать укреплению безопасности Североатлантического региона. Решения о расширении принимает только сама НАТО", — говорится в документе.
Украина признана жертвой агрессии
В том же заявлении несколько раз прозвучали оценки действий России по отношению к Украине. Эти оценки особенно важны потому, что в числе участников саммита были два участника "нормандской четверки" — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Поэтому стоит привести прямые цитаты.
В пункте 5 заявления утверждается: "Агрессивные действия России, в частности провокационная военная деятельность на периферии территории НАТО и проявленная Россией готовность добиваться политических целей с помощью угрозы силой и применения силы являются одним из источников региональной нестабильности, представляют собой фундаментальный вызов, брошенный Североатлантическому союзу, нанесли урон евроатлантической безопасности и угрожают нашей давней цели – созданию целой, свободной и мирной Европы".
В пункте 10: "К дестабилизирующим действиям и политике России относятся продолжающаяся неправомерная и незаконная аннексия Крыма, которую мы не признаем сейчас и не признаем в будущем, и мы призываем Россию отказаться от аннексии, нарушение суверенных границ с применением силы, намеренная дестабилизация восточной части Украины…"
В пункте 16: "Мы решительно осуждаем агрессивные действия России против Украины и непрекращающееся нарушение Россией международного права и своих международных обязательств, что влечет за собой серьезные последствия для стабильности и безопасности всего евроатлантического региона".
В пункте 19: "Несмотря на заявленную приверженность Минским соглашениям, Россия продолжает намеренно дестабилизировать восточную часть Украины в нарушение международного права. Россия продолжает снабжать оружием, техникой и живой силой, а также оказывать финансовую и иную помощь группам боевиков, а также продолжает свое военное вмешательство в конфликт. Мы чрезвычайно обеспокоены в связи с дестабилизацией и ухудшающимися условиями безопасности в восточной части Украины. Мы призываем Россию прекратить агрессивные действия и использовать ее значительное влияние на боевиков, чтобы обеспечить выполнение ими обязательств в полном объеме, в частности обеспечить наблюдение за режимом прекращения огня, осуществление мер укрепления доверия и разоружение".
В пункте 69: "Военная деятельность, осуществляемая в одностороннем порядке Россией в Украине и вокруг нее, продолжает подрывать мир, безопасность и стабильность во всем регионе…"
В пункте 117: "Россия продолжает нарушать суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины".
В пункте 118: "Мы приветствуем намерение Украины укреплять в дальнейшем свое особое партнерство с НАТО, а также вклад, который она вносила и продолжает вносить в операции под руководством НАТО и Силы реагирования НАТО, защищаясь при этом от агрессивных действий России".
Всеобъемлющий пакет помощи
Аналогичные оценки содержатся в совместном заявлении комиссии НАТО — Украина: "Несмотря на неоднократные призывы Североатлантического союза и международного сообщества к России соблюдать международное право, Россия продолжает свои агрессивные действия, подрывающие суверенитет, территориальную целостность и безопасность Украины в нарушение международного права. Это имеет серьезные последствия для стабильности и безопасности всего евроатлантического региона… Мы призываем Россию отменить решение о противоправной и незаконной, самопровозглашенной "аннексии" Крымского полуострова, которую мы не признаем и не будем признавать… Россия продолжает разжигать постоянное состояние нестабильности на востоке Украины, что привело к гибели около 10 000 человек и лишило Украину значительной части ее промышленного производства… Мы призываем Россию прекратить политическую, военную и финансовую поддержку боевиков и выполнить свои обязательства в соответствии с Минским комплексом мер, включая отвод сил и военной техники с территории Украины, и позволить Украине восстановить полный контроль над ее государственной границей".
На заседании комиссии был одобрен Всеобъемлющий пакет помощи (ВПП) для Украины. В совместном заявлении сообщается, что ВПП включает более 40 областей, в которых НАТО будет оказывать поддержку Украине в сфере реформ, проводимых украинским правительством. Союзники будут продолжать оказывать поддержку Украине через представительство НАТО в Украине, а также на двусторонней основе, предоставляя консультационную помощь и поддержку, в частности структурам обороны и безопасности на основе стандартов и принципов НАТО, включая гражданский демократический контроль над вооруженными силами и с целью достижения оперативной совместимости с НАТО. Порошенко на совместной пресс-конференции со Столтенбергом уточнил: "Такая помощь Украине будет предоставляться через 8 специальных целевых фондов, один из которых, касающийся разминирования, был запущен сегодня. Будут начаты 5 специальных программ, ряд двусторонних проектов и тому подобное".
Поставки летального вооружения
Более подробная информация о содержании ВПП — это уже непубличная часть решений саммита. Впрочем, известно, что пять стран НАТО — Великобритания, Канада, Литва, Польша и Турция — поставят в Украину летальное вооружение. Организовываться это будет на основании двусторонних соглашений о военно-техническом сотрудничестве. Первое такое соглашение было подписано с Польшей 9 июля прямо в ходе саммита НАТО.
Вечером 10 июля на телеканале "Интер" вышло в эфир интервью Столтенберга. Отвечая на вопрос о летальном вооружении для Украины, генсек НАТО сказал: "НАТО не располагает оружием. Страны могут сами предоставлять оружие, в том числе летальное, но это не тот вопрос, который решает Альянс". Главное здесь, что Столтенберг не стал отрицать возможность поставок в Украину летального вооружения странами НАТО. Сведения о номенклатуре и объемах поставок пока не раскрываются, но можно ожидать, что первой об этом узнает Россия 13 июля, когда в Брюсселе пройдет заседание совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. Этот уровень на несколько ступеней ниже, чем высший уровень, на котором заседала комиссия НАТО — Украина 9 июля. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко услышит то, о чем сочли нужным предупредить Путина лидеры стран НАТО. Поставки летального вооружения в Украину — важнейший компонент этого предупреждения.
Стоит напомнить, что 14 июля истекает срок ультиматума, выдвинутого Украине оккупантами в лице их марионетки Захарченко. "До 14 июля этого года Украина либо принимает закон о местных выборах, который нас устроит, либо нет. Этот закон в обязательном порядке должен быть согласован с представителями Донбасса. Если такой закон не примут, будем принимать решения о проведении местных выборов самостоятельно", — этими словами Захарченко, по сути, объявил о намерении отказаться от минских договоренностей (под которыми стоит и его подпись).
Минские перспективы
8 июля, в день открытия саммита НАТО, Путин имел телефонный разговор с Меркель и Олландом и просил собеседников "более активно воздействовать на украинскую сторону, в том числе в ходе предстоящих контактов с Петром Порошенко в Варшаве, для обеспечения четкой реализации минских договоренностей". По мнению Путина, политическое урегулирование должно включать "законодательное закрепление на постоянной основе особого статуса Донбасса, проведение конституционной реформы и амнистии, организацию местных выборов".
В заявлении по итогам саммита НАТО содержится ответ, настаивающий на совсем иной последовательности шагов: основой должно стать "всеобъемлющее прекращение огня и проверенный на международном уровне отвод вооружений", а затем — "принятие закона о местных выборах в восточной части Украины; проведение местных выборов, когда позволят условия безопасности, в соответствии с украинским законом и соответствующими нормами ОБСЕ и при большом присутствии международных наблюдателей; обеспечение особого статуса и амнистии; вывод иностранных сил; восстановление контролирования Украиной ее стороны международной границы".
Известно, что готовится встреча "нормандской четверки" на высшем уровне. Однако не факт, что она состоится, а если и состоится, то завершится какими-то конкретными договоренностями. То, что НАТО согласилось на поставки в Украину летального вооружения, говорит о том, что возможны разные варианты дальнейшего развития событий.
ФОТО: Пресс-служба Президента Украины
Обсуждения
Новости партнеров
Новости