Главная Новости Политика НАБУ vs НАПК: коррупционная передовая политического фронта
commentss НОВОСТИ Все новости

НАБУ vs НАПК: коррупционная передовая политического фронта

Корчак и Сытник обмениваются обвинениями в адрес друг друга

16 ноября 2017, 01:24
Поделитесь публикацией:
НАБУ vs НАПК: коррупционная передовая политического фронта

Вокруг украинской коррупции вновь разгорелись нешуточные баталии – между собой сцепились два ведомства, в задачи которых входят борьба с коррупцией. Руководители обоих так или иначе обвинили друг друга в совершении коррупционных действий.

Однако мало кто сомневается, что причиной происшедшего стала вовсе не "борьба за чистоту мундира" и желание очиститься от позорящих борьбу с коррупцией элементов, не борьба за полномочия в борьбе с коррупцией, ибо сферы деятельности и задачи их абсолютно различны. Первопричина — политические игрища вокруг независимой политики одной из этих структур, давно уже замеченной в громких антикоррупционных делах, которые, правда пока не закончились приговорами и в этом ее глава постоянно обвиняет власти.

Речь идет о Национальном Антикоррупционном Бюро (НАБУ) под управлением Артема Сытника, сцепившегося в схватке с главой Национального Агентства по противодействию коррупции (НАПК) Натальей Корчак.

НАБУ против НАПК

На днях довольно неожиданно для многих Национальное Агентство по противодействию коррупции вызвало директора НАБУ Артема Сытника для дачи пояснений в связи с отказом предоставить запрашиваемые документы в деле о возможном конфликте интересов Сытника.

Вопросы возникли из-за того, что Сытник поручил руководителю юридического управления НАБУ Игорю Ярчаку представлять его интересы в суде, что могло вызвать конфликт интересов и нарушить требования ст. 172-7 Кодекса об административных правонарушениях.

НАПК направило в НАБУ запрос с просьбой предоставить документы, необходимые для проверки возможного конфликта интересов Сытника. Но агентству было отказано в предоставлении запрашиваемой информации с объяснением, что директор НАБУ не видит возможности возникновения конфликта интересов в служебной деятельности.

НАПК составило административный протокол по ст. 188-46 КУоАП (невыполнение законных требований НАПК). Санкция предусматривает штраф от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (1,7-4,3 тыс. гривен). С этим протоколом и предлагали ознакомиться Сытнику 13 ноября.

В НАБУ решили действовать на опережение и 9 ноября допросили главу НАПК Наталью Корчак по делу о покупке паркомест и их использовании для незадекларированных автомобилей.

10 ноября детективы НАБУ пришли с обыском к свекрови Натальи Корчак, родственница председателя НАПК закрыла детектива внутри квартиры и вызвала саму Корчак.

 

"Сам запрос на эти документы сделан главой НАПК в состоянии конфликта интересов, так как проводилось расследование и сейчас проводится ряд расследований, в том числе в которых фигурирует госпожа Корчак. Но мое мнение, что это все-таки не личные какие-то действия Корчак. На сегодняшний день нужно быть наивным, чтобы не понимать, что те дела, которые мы расследуем, власть просто так не оставит и не простит, начиная от Мартыненко и Насирова, заканчивая последними расследованиями в отношении заместителя министра обороны, по рюкзаков МВД", — прокомментировал данный конфликт Артем Сытник 13 ноября в эфире "5 канала".

Также глава НАБУ заявил, что ждал подобной реакции, но организаторам это не поможет "сломать их".

В тот же день НАПК заявило, что направило в суд протокол об административном правонарушении в отношении директора НАБУ Артема Сытника.

14 ноября в ход пошла "тяжелая артиллерия": глава департамента финансового контроля НАПК Анна Соломатина на брифинге в украинском кризисном медиа-центре обвинила главу агентства Наталию Корчак и других его членов в использовании системы электронного декларирования для "покрытия чиновников, лояльных к власти, расправы над неугодными и с целью личного обогащения".

Анна Соломатина

Брифинг был организован народными депутатами Мустафой Найемом, Виктором Чумаком и Светланой Залищук.

По словам Соломатиной, она передала документы о фактах коррупции в НАПК в Генпрокуратуру, но их по непонятным ей причинам вернули в НАПК без рассмотрения. Поэтому, по словам чиновницы, она передала материалы в НАБУ. Также она якобы дала показания в бюро. "Однако, чтобы не получилось так, как с Генпрокуратурой, я попросила депутатов помочь мне донести эту информацию до общественности", — сказала Соломатина.

По словам чиновницы, НАПК – "зависимый" орган. "Меня лично с двумя коллегами вызвали в Администрацию президента. Так называемый куратор по НАПК в сентябре этого года предлагал, чтобы все проверки, проекты решений, которые будут вынесены на заседания НАПК, в первую очередь рассматривались в Администрации президента им, а потом уже на заседаниях НАПК. Я отказалась от этого предложения. Потом, это в конце сентября, это повторилось, я снова отказалась", — заявила Соломатина.

Также сотрудница НАПК призналась, что "лично получала от главы НАПК незаконные указания по полным проверкам отдельных народных депутатов, чтобы по результатам они были честными и правдивыми в кавычках, чтобы не было нарушений", но отказалась их выполнять.

"Ответка" не замедлила: в СМИ появилась информация о наличии у главы департамента финансового контроля и мониторинга способа жизни НАПК Анны Соломатиной дорогой квартиры в Киеве.

Чиновница якобы приобрела квартиру в столице (77,8 кв. метра) стоимостью 1,9 млн гривен, при том, что Соломатина, еще в марте 2017 года работала главным специалистом отдела регуляторной службы и задекларировала доход за прошлый год на уровне 89 тыс. гривен, что в 21,5 раз меньше стоимости квартиры.

При этом женщина задекларировала еще 10 тысяч долларов наличными и 105 тыс. гривен в кредит.

Кроме прочего, в своей декларации Соломатина указала, что владеет домом площадью 173 кв метра, земельным участком с пристройками и автомобилем Volkswagen Passat.

Неуправляемое НАБУ

За НАБУ и его главой Артемом Сытником давно идет слава: "беспощадных борцов с коррупцией" — для одних, и "позеров, делающих громкие заявления" — для других.

Надо сказать, что действия антикоррупционного ведомства широко способствуют подобной неоднозначной оценке, ведь в послужном списке детективов НАБУ аресты многих высокопоставленных украинских чиновников – экс-народного депутата Украины Николая Мартыненко по делу о хищениях на ГП "Восточный горно-обогатительный комбинат" на сумму более 17 миллионов долларов, разработка "янтарной мафии" с обвинениями в адрес народных депутатов Борислава Розенблата (Блок Петра Порошенко) и Максима Полякова (Народный Фронт) в получении взяток на 300 тысяч долларов, а также арест главы Государственной Фискальной службы Романа Насирова, задержаниями по делу о хищении 100 миллионов гривен на проекте инженерного оборудования украино-российской границы и хищений в оборонно-промышленном комплексе.

Осенью список резонансных дел пополнился задержанием сына министра внутренних дел Украины Арсена Авакова — Александра по делу о закупке для Национальной гвардии МВД рюкзаков по завышенной впятеро цене, по 28999 гривен при среднерыночной стоимости 555 гривен.

НАБУ против НАПК

Уже спустя 2 дня стало известно, что Соломенский районный суд Киева предоставил детективам Национального антикоррупционного бюро временный доступ к документам Завода Кузница на Рыбальском, принадлежащего президенту Петру Порошенко и народному депутату Игорю Кононенко, в рамках дела о закупке 4 бронемашин "Тритон" на 59,5 млн. грн. по завышенным ценам. В НАБУ подозревали что Государственная пограничная служба закупила технику по завышенной втрое (14,876 млн. грн. вместо 4,75 млн. грн.) цене. Крупнейшим акционером завода Кузница на Рыбальском является фонд Прайм Эссетс Капитал Петра Порошенко с пакетом 82,5% акций. Еще 11,5% акций предприятия принадлежит фонду ВИК Игоря Кононенко.

Впрочем, каких-то зримых дивидендов в виде судебных приговоров, подтвердивших виновность задержанных, за все это время так и не последовало. На задержанных надевали электронные браслеты и смогли пополнить госказну миллионами судебных залогов — один Роман Насиров уплатил 100 миллионов гривен залога, удалось пресечь попытку бегства, по мнению НАБУ, ранее лишенного депутатской неприкосновенности и подозреваемого в коррупции по "янтарному делу" Борислава Розенблата. Впрочем, сам он утверждал, что бежать не собирался.

Столь низкие результаты работы в плане осуждения подозреваемых НАБУ высокопоставленных коррупционеров сам Сытник неоднократно объяснял предвзятостью судей и выступал за создание отдельного Антикоррупционного суда, который бы судил "невзирая на лица".

Однако эта часть антикоррупционной реформы, несмотря на ее поддержку Европой и США, которые финансировали создание НАБУ, "благополучно" проваливаются в украинском парламенте. Так всего за 5 дней, с 9 по 14 ноября, этот вопрос дважды выносился на рассмотрение украинского парламента, но не набирал необходимых голосов. Это в свою очередь вызывает очередные порции критики, и критики вполне справедливой, со стороны главы НАБУ Артема Сытника и одновременно множит число его врагов.

Собственно, что у главы НАБУ вышло за время его работы замечательно, так это заводить врагов, ведь в число задержанных антикоррупционным ведомством вошли представители практически всех политических сил и групп влияния в украинском политикуме. Все, кроме одной — тех самых "еврооптимистов", которые сопровождали руководителя департамента НАПК Анну Соломатину на ее разоблачительном брифинге для СМИ в Украинском кризисном медиацентре.

Именно НАБУ проводила проверку обстоятельств покупки жилья в Киеве лидером "еврооптимистов" Сергеем Лещенко, не обнаружив при этом доказательств того, что оно было приобретено нардепом по заниженной цене.

"Удобная" глава НАПК

Как и глава НАБУ Артем Сытник, председатель НАПК Наталья Корчак также имеет скандальную репутацию, правда совершенно иного толка – если председатель антикоррупционного ведомства получил свою славу благодаря борьбе с коррупцией, то глава Нацагенства по противодействию коррупции скорее непонятными результатами работы своего ведомства.

В отличие от НАБУ, задача НАПК состоит в более рутинной работе по проверке электронных деклараций украинских политиков и чиновников. Каким образом это помогает противостоять коррупции непонятно, равно как и не вполне ясны результаты работы ведомства, но его глава стала широко известна благодаря своим доходам, составившим в 2016 году 1.3 млн. грн., полученным благодаря выписанным ею самой себе премиям в 200 тысяч гривен.

Отчет Натальи Корчак о работе НАПК в апреле 2017 года превратился в допрос со стороны народных депутатов насчет правомерности начисления себе такой премии. После попытки увильнуть от ответов глава НАПК все же призналась, что действительно получала такие премии, в августе, октябре, ноябре, но в этом нет ничего особенного так как "их получали все".

Словом, Наталья Корчак явно нелучшая кандидатура для обвинений в коррупции главы НАБУ Артема Сытнкиа, но других возможностей у противников антикоррупционного ведомства по сути нет.

От аудита до информационных атак

Национальное Антикоррупционное Бюро Украины, будучи пролоббированным и финансируемым структурами из МВФ и США, получило полномочия и возможности, которые остальным отечественным правоохранительным органам и не снились. И главная из них стала фактическая и юридическая независимость от власти.

В законодательном поле уволить "неудобного" главу Бюро можно только одним способом — на основании неудовлетворительного отчета независимых аудиторов, которые обязаны проверять НАБУ.

Из 3 аудиторов, которых должны назначать Кабинет Министров, Президент и ВРУ до сих пор вакантны 2 последних места. Украинский парламент зимой-весной провел несколько скандальных голосований за различные кандидатуры, но ни одна из них так и не получила необходимых 226 голосов "за".

Учитывая это, все, что пока остается для "урезонивания" главы НАБУ — информационные атаки в СМИ и со стороны других антикоррупционных ведомств. НАПК уже сказало свое слово, правда в вопросах "информационной войны" нардепы-"еврооптимисты", многие из которых экс-журналисты, куда опытнее своих соперников.

Впрочем, в сети появился новый "компромат" на Сытника — аудиозапись его разговора с представителями СМИ летом 2017 года, в ходе которой глава НАБУ рассказал подробности ряда резонансных дел, что может трактоваться как "нарушение тайны следствия" и превышение служебных полномочий.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!