Главная Новости Общество ЦПК: смотрящие за медициной
commentss НОВОСТИ Все новости

ЦПК: смотрящие за медициной

Антикоррупционеры приобщились к распределению 100 млрд. грн бюджетных средств из Национальной службы здоровья

19 марта 2018, 09:10
Поделитесь публикацией:
ЦПК: смотрящие за медициной

Центр управления деньгами, идущими за пациентом

Состоявшийся недавно конкурс на пост главы Национальной службы здоровья не вызвал особого общественного ажиотажа и был незаслуженно обделен вниманием СМИ. Между тем, именно эта организация будет контролировать распределение более 100 млрд грн ежегодно. Фактически это "теневой" Минздрав, потому что все деньги будут проходить через эту службу.

Предполагается, что НСЗУ будет платить за конкретные услуги, оказанные пациенту врачом или медучреждением. Такой принцип работает в ряде западных стран. Но будет ли этот механизм в Украине прозрачным и эффективным?! Ведь в законе о медроферме можно найти лазейки для распределения средств "правильным подрядчикам".

"Деньги в условиях их нехватки будут распределяться в ручном режиме, что создает высокие коррупционные риски. Учитывая, что заключать соглашения с Национальной службой здоровья смогут частные клиники и предприниматели, это создает риск направления большинства средств в частный сектор за определенное вознаграждение. В условиях еще большего недофинансирования врачи будут увольняться из государственных медицинских учреждений и переходить в частный сектор для предоставления платных медицинских услуг, а государственные больницы будут закрываться", – отмечает глава Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.

Учитывая высказываемые экспертами опасения, портал КомментарииУА решил провести анализ выборов главы НСЗУ, которые выиграл топ-менеджер двух крупнейших частных клиник.

Это победа того, кого надо победа

Со стороны официальных контролирующих органов претензий к проведению конкурса не последовало. Так сложилось, что главным органом "народного контроля" в медицине назначил себя Центр противодействия коррупции, возглавляемый Виталием Шабуниным. Несмотря на то, что в составе ЦПК нет ни одного человека с медицинским образованием, едва ли не каждое значимое кадровое назначение в МОЗ получает оценку ЦПК. Так было при проведениях конкурсов на посты руководителей Государственного экспертного центра МОЗ, Гослекслужбы, государственного секретаря МОЗ.

Не обошли своим вниманием в организации Виталия Шабунина  и выборы главы НСЗУ. Так, ЦПК опубликовал на своем сайте и одновременно на "Украинской правде" детальный анализ кандидатов на пост главы НСЗУ. Как следовало из этого документа, 12 из 14 претендентов имели проблемный бэкграунд – связи с фармкомпаниями, сомнительное политическое прошлое, недостаточную профессиональную компетентность, или, как минимум, были публичными противниками продвигаемой ЦПК медреформы.

Лишь два кандидата, с точки зрения автора материала – члена правления ЦПК Александры Устиновой, имели незапятнанное прошлое и владели необходимыми навыками для руководства НСЗУ – заместитель директора клиники "Исида" Олег Петренко и экс-заместитель министра юстиции Андрей Вишневский. Так, комментируя профпригодность кандидата Вишневского, представительница ЦПК указала, что тот "хоть никогда не работал с фармацевтическим или медицинским бизнесом", "но имеет опыт создания с нуля государственных структур", "запустил по всей Украине центры предоставления бесплатной правовой помощи" и подал в отставку с должности заместителя министра юстиции потому что "не хочет быть причастным к "имитации реформ".

А Олег Петренко, в свою очередь, имел "опыт менеджмента крупнейших частных клиник Киева" (с учетом сказанного Ольгой Богомолец, это может стать признаком будущего конфликта интересов), работал советником министра здравоохранения, а главное – был "одним из 12 экспертов, которые разрабатывали медреформу".

Примечательно, что и сама Александра Устинова, и оба рекомендуемых ею кандидата – выпускники Украинской школы политических студий: Олег Петренко – выпускник 2006 года, Александра Устинова -  2014 года, а Андрей Вишневский — 2017 года. Все трое выступают в школе как лекторы и были знакомы задолго до конкурса.

И по удивительному стечению обстоятельств первое место на конкурсе занял Олег Петренко, а второе – Андрей Вишневский. Кроме того, сразу после объявления итогов конкурса Олег Петренко заявил, что "не представляет себе реализации проекта Национальной службы здоровья без Андрея Вишневского". И, по всей видимости, Вишневский станет заместителем Петренко.

Но и это не все детали, дающие представление о "прозрачности и неангажированности" избрания главы НСЗУ. За две недели до конкурса было устранено препятствие, мешающее будущей победе Олега Петренко. Распоряжением Кабмина была отменена норма о том, что участие в конкурсе могут принимать только госчиновники с опытом работы на руководящих должностях в медицине и самоуправлении. То есть, фактически есть основания говорить о том, что данная норма была упразднена для того, чтобы конкурс выиграл Олег Петренко.

Также обращает на себя внимание нехарактерная для МОЗ оперативность, с которой был проведен конкурс и абсолютная осведомлённость окружения ЦПК о процессе отбора. Прием заявок продолжался до 23 февраля, 26 февраля были отобраны и публично названы 14 кандидатов, а уже 27 февраля ЦПК опубликовал их детальные досье (Александра Устинова доверительно сообщает читателям, что ей пришлось поработать "в ускоренном темпе", однако очевидно, что столь объемная работа не может быть сделана в течение суток и информация о личностях 14 претендентов была получена ЦПК заранее) и 27 же февраля был избран победитель.

По мнению экспертов, публикация ЦПК анализа претендентов с комплементарными характеристиками его будущих победителей и негативными оценками прочих кандидатов свидетельствует о том, что результаты конкурса были предрешены заранее. И ЦПК об этом хорошо знали, и вели подготовительную работу с общественным мнением и дополнительно посылали сигнал конкурсной комиссии – на случай, если кто-то из ее членов вдруг решил бы проявить "самостоятельность".

"Это совпадение можно расценивать как информационную подготовку к уже сформированному решению по избранию того или иного человека на пост главы этой службы", — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Примечательно, что в самом ЦПК, "в ускоренном темпе" работавшем накануне конкурса, никак публично не прокомментировали его итогов. Более того, отказались отвечать на вопросы о проведённом МОЗ мероприятии. Не захотели комментировать тему и в "Реанимационном пакете реформ", куда входит ЦПК. Глава медицинской группы РПР Александр Ябчанка сообщил, что "не уполномочен комментировать эту тему".

Чем можно объяснить такую сдержанность? Единственный логичный ответ – тем, что цель достигнута, нужный кандидат назначен, и дальнейшие комментарии будут только привлекать ненужный интерес к теме, считают эксперты.

Верные "шабунинцы" как новая генерация смотрящих за медициной

"ЦПК пользуется огромным влиянием на МОЗ, они профессиональные лоббисты, и используют все рычаги, чтобы проталкивать своих кандидатов на должности. При этом какой-то ответственности, даже репутационной, в случае, если эти кандидаты проворуются – не несут. Но это не мешает им оценивать степень честности кандидатов. Влияние ЦПК на МОЗ возникло давно, там есть целая группа связанных с ними общественных организаций – Пациенты Украины, дочерняя организация ЦПК, Сеть ЛЖВ – это одни и те же люди. Это разветвленная лоббисткая группа, которая проталкивает своих людей. И это очередная их победа", — считает редактор сайта журналистских расследований в сфере здравоохранения Игорь Щедрин.

Действительно, широкой аудитории не известен факт, что "шабунинцы", это не только сам ЦПК, но и две самых влиятельных пациентских организации Украины – Сеть ЛЖВ и "Пациенты Украины". Собственно, сам ЦПК появился в 2013 году в качестве подразделения благотворительного фонда "Пациенты Украины". В свою очередь, инициатором создания и первым руководителем "Пациентов Украины" был лидер организации ВИЧ-инфицированных "Сеть ЛЖВ" Дмитрий Шерембей. Последний – в прошлом трижды судимый, сегодня входит в Совет общественного контроля при НАБУ, а также является заместителем главы Национального совета МОЗ по противодействию ВИЧ-СПИД и туберкулезу. Долгое время Дмитрий Шерембей входил в правление ЦПК. Лишь после появления в СМИ публикаций о получении Шерембеем платежей от фармацевтических компаний за возможное лоббирование их препаратов, а также о деталях криминального прошлого Шерембея, информация о его членстве в правлении ЦПК была удалена с официального сайта организации (сначала из украиноязычной, затем из англоязычной версии).

В феврале прошлого года данные многочисленных журналистских расследований были задействованы для открытия криминального производства против "Сети ЛЖВ" и "Пациентов Украины" по подозрению "в закупках по завышенным ценам лекарств и препаратов, проведению нетоварных финансово-хозяйственных операций и присвоению средств международной организации "Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией" в особо крупных размерах. В октябре прошлого года Генеральная прокуратура Украины и Национальная полиция провела обыски и выемку документов у "Пациентов Украины" и "Сети ЛЖВ".

Влияние Шабунина на МОЗ

Еще одним пятном на репутации ЦПК и близких к ней пациентских организаций  стали обвинения в лоббизме международной организации Crown Agents, осуществляющей поставки медпрепаратов в Украину, и обвинения в связях с фармацевтическим бароном Борисом Литовским. В 2016 году медицинское сообщество потряс скандал, связанный с поставками в Украину детских онкопрепаратов сомнительного качества, произведенных малоизвестными индийской компанией "Венус Ремедиес". Препараты никогда не применялись в Украине и не имели регистрации в странах ЕС. Crown Agents закупали эти препараты у компании "Нортон групп", принадлежащей Борису Литовскому. В 2016 году Дмитрий Шерембей и Ольга Стефанишина заявляли, что претензии к "Венус" являются надуманными, хотя в 2014 году требовали отменить регистрацию препаратов этой компании в Украине.

Несмотря на скандалы и открытые криминальные производства ЦПК, "Пациенты Украины" и "Сеть ЛЖВ" не только продолжают оказывать влияние на политику МОЗ как активисты и члены консультативных советов министерства, но уже интегрировались непосредственно в систему управления украинским здравоохранением. Так, 11 января 2018 года бывшая глава "Пациентов Украины" Ольга Стефанишина назначена заместителем министра здравоохранения Украины по вопросам европейской интеграции, а 2 февраля бывший исполнительный директор "Сети ЛЖВ" Владимир Курпита стал генеральным директором Центра общественного здоровья МОЗ.

 

Слабый министр – сильные решалы

Эксперты объясняют карьерные успехи общественников с сомнительной репутацией слабостью и непрофессионализмом нынешнего руководства МОЗ.

"У Супрун отсутствует своя команда, и она опирается на ЦПК как на родственную ей структуру, как ей кажется, и ориентируется на решения и предложения ЦПК. Часто работа ЦПК вызывает много вопросов в части политического лоббизма и внешних влияний. Супрун не является сильным министром ни профессионально, ни политически. На посту ее удерживают два фактора – лоббизм транснациональных фармацевтических корпораций и определенная игра между президентом и премьером. Назначил ее президент, но сегодня она фактически входит в пул премьера, и, скорее всего, уйдет уже вместе с ним", — отмечает Руслан Бортник.

"Я не наблюдаю каких-то самостоятельных решений Супрун. Все громкие решения, которые она принимает, относятся к сфере пиара. А пиаром занимается вот эта группа. Они играют роль серых кардиналов, которые занимаются коммуникациями в том числе. Эта группа лоббистов, которые называют себя общественниками. Если говорить честно, то ЦПК никакого отношения к здравоохранению не имеет – ни одного специалиста по здравоохранению там нет, ни одного специалиста по борьбе с коррупцией там нет. Несмотря на все лозунги борьбы с коррупцией – ни одного чиновника, за время работы Супрун – не посадили. Даже увольнение – большая редкость. Это не борьба с коррупцией, это борьба за власть", — убежден Игорь Щедрин.

История с выборами главы НСЗУ в очередной раз показала удивительный парадокс украинского политикума, когда чиновники и антикоррупцинеры оказываются членами одной команды, гребцами одной лодки, плывущими по морю бюджетного финансирования, и лишь время от времени бьющими друг друга по голове веслами – когда кто-то загреб не в такт или не по чину.

Виталий Шабунин позиционирует себя как оппонента действующей власти и борца с коррупцией. На деле же выходит, что его команда работает как теневой пиар-департамент одного из самых влиятельных и социально значимых министерств. И работает, видимо, не бесплатно.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!