Главная Новости Мир Секонд-хенд на колесах
commentss НОВОСТИ Все новости

Секонд-хенд на колесах

Украинцы снова могут вспомнить, как гоняли иномарки из-за границы. Пустить в страну автомобильный секонд-хенд требует Европа

1 июня 2011, 09:27
Поделитесь публикацией:
Секонд-хенд на колесах

Лидер группы "Скрябин" Андрей Кузьменко несколько лет назад написал автобиографическую повесть о том, как в начале девяностых ездил в Германию, чтобы продать там подороже старую советскую "Победу". Это нетипичная история для украинца. Чаще бывало наоборот: люди рвались за границу, чтобы пригнать оттуда машины невиданных в СССР марок

Бэушные иномарки разлетались на родине как горячие пирожки. И вскоре на украинских дорогах стало полным-полно старых "опелей", "мерседесов", "фольксвагенов" и "тойот". Не исключено, что в скором будущем многие украинцы снова начнут задумываться, а не проведать ли старушку Европу и заодно не прикупить ли там железного коня? Этому могут поспособствовать правила ввоза подержанной техники в Украину, на которых настаивают европейцы.

Сегодня бэушные авто в Украину практически не ввозят. По данным операторов рынка, их доля не превышает и половины процента (всего чуть более 2 тыс. шт.) от общего объема реализации легковых машин в стране. Некогда выгодный бизнес свели на нет лоббистские успехи отечественных автопроизводителей, у которых импортеры подержанных машин отбирали часть покупателей. Ведь пригнанный из Европы автомобиль в хорошем состоянии нередко стоил столько же, сколько новый отечественный.
 
ФОТО: АР

Импорт с препятствиями


Под благовидным предлогом поддержки отечественного производителя государство год от года сужало возможности ввоза автомобилей с пробегом. Например, до середины 2008 года ввоз иномарок старше восьми лет вообще был запрещен. В рамках договоренностей с ВТО запрет сняли, но тут же появились другие ограничения. Сегодня, например, за ввоз подержанной машины необходимо заплатить акцизный сбор, который в 3,5–50 раз (в зависимости от возраста авто и объема двигателя) превышает аналогичную плату за новую машину и может зашкаливать за 10 тыс. евро.

В Налоговом кодексе предусмотрен еще один "защитный" механизм: сбор за первую регистрацию автомобиля. За старые авто приходится платить больше. Так, регистрация машины до восьмилетнего возраста стоит вдвое дороже. А сбор при регистрации более "пожилых" машин в 40 раз превышает базовый налог. Например, чтобы поставить на учет в Украине импортированный Mercedes с объемом двигателя 3,7 л выпуска 2001 года, необходимо заплатить сбор в размере более 5 тыс. евро!

В таких условиях ввозить импортные автомобили с изрядным пробегом просто невыгодно, ведь различные платежи (к указанным налогам необходимо приплюсовать ввозную пошлину в размере 10% от стоимости авто) зачастую превышают саму цену железного коня. Поэтому сегодня в Украине этим бизнесом занимаются всего несколько компаний. Их руководство оказалось не очень разговорчивым, а вот сами участники рынка утверждают, что эти фирмы работают в основном под заказ.



Европа диктует правила

Ситуация на отечественном авторынке может измениться в связи со стремлением Украины сблизиться с Европой. Вопрос о либерализации импорта подержанных машин стал одним из ключевых в ходе переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Дипломаты обеих сторон обсуждают его уже несколько месяцев. Наконец, в апреле заместитель министра экономического развития и торговли Валерий Пятницкий сообщил о первых результатах. По его словам, Украина пошла на уступки, согласившись на частичное открытие границ для автосеконд-хенда, но не уточнил деталей.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что ЕС требует от Украины прежде всего обнулить ввозную пошлину на автомобили (сейчас она одинакова для новых и подержанных машин — 10%). Однако, по информации эксперта, нашу страну это не устраивает. Чиновники настаивают на десятилетнем переходном периоде, чтобы пошлина снижалась постепенно.

Вместе с тем Назаренко отмечает, что ЕС добивается и отмены или снижения внутренних барьеров для импорта автомобилей, таких как акцизный сбор и сбор за первую регистрацию. "Насколько мне известно, эти вопросы поднимаются, но говорить о том, какими будут окончательные изменения, рано, — говорит он. — Я считаю, что никакого акциза быть не должно, ведь, как говорил незабвенный Остап Бендер, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Рентабельность производства составляет всего 10%".

Однако наши автостроители традиционно выступают против открытия границ для зарубежного транспорта. "Сегодня огромная проблема западных производителей — утилизация отслуживших свое автомобилей. Им выгоднее сбывать этот мусор за границу, а не самим его перерабатывать. Ясно, что эти компании лоббируют свои интересы, но Украина не должна становиться свалкой старых машин из Европы. Это не в украинских национальных интересах и к тому же грозит новыми проблемами для экологии", — считает народный депутат Дмитрий Святаш. Он также является почетным президентом корпорации "Автоинвестстрой", которая занимается продажей новых автомобилей и контролирует более 10% авторынка страны.

 
Секонд-хенд пользуется спросом

Автодилеры предполагают, что объемы импорта бэушных машин в случае вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС могут вырасти и в 10, и в 20 раз. Техника хлынет в первую очередь из традиционного автомобильного центра — Германии, где подержанные машины стоят значительно дешевле, чем в Украине. Уже даже есть специальные сайты на русском языке, на которых предлагаются бэушные иномарки. Например, BMW X3 2004 года у немцев можно найти за $23 тыс., тогда как у нас такое же авто стоит $30 тыс.

Наплыва импортных машин стоит ожидать и из сопредельных государств — Польши, Молдавии, России, а также из Испании и Италии. Украинские предприниматели проторили дороги и в США — подержанные машины предлагаются там по очень привлекательным ценам (особенно списанные страховыми компаниями из-за каких-то незначительных повреждений), и даже с учетом затрат на транспортировку для украинцев это выгодный бизнес.

Представители отечественных автодилеров отмечают, что спрос на подобную технику в стране есть, и он растет с каждым годом. "Например, по нашей компании с начала 2011 года рост продаж подержанных автомобилей (имеется в виду техника, ранее использовавшаяся в Украине. — Weekly.ua) составил 10–15%, — рассказал директор "Автостока" Дмитрий Почтарь. — Часть потребителей отказываются от покупки новых машин в пользу бэушных. Здесь сыграло свою роль и ухудшение условий кредитования, и еще не восстановившаяся платежеспособность наших граждан".

Итак, чтобы вернуться на украинский рынок, автосеконд-хенду из Европы нужно выиграть как минимум две битвы. Во-первых, одолеть производителей и продавцов новых машин, которые еще повоюют за то, чтобы не допустить конкурентов на рынок. Во-вторых, пока непонятно, будет ли все-таки создана зона свободной торговли с ЕС. Ввиду жесткого прессинга со стороны Москвы, требующей присоединения Киева к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси, как бы вместо "мерседесов" и "БМВ" к нам не потекли старые "Лады"... 

фото с сайта sHutterstock

sHutterstock



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Максим Асауляк
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!