Главная Новости Мир ЕЭП зарубит нашу «Белочку»
commentss НОВОСТИ Все новости

ЕЭП зарубит нашу «Белочку»

Россия, Беларусь и Казахстан вводят единый механизм регистрации торговых марок. Брендам отечественного пищепрома придется совсем несладко

31 января 2012, 12:04
Поделитесь публикацией:
ЕЭП зарубит нашу «Белочку»

НА ДАННЫЙ момент три страны Таможенного союза (ТС) имеют разные системы защиты товарных знаков. К примеру, в Беларуси регистрация ТМ занимает два-два с половиной года, в России — год, а в Казахстане в ускоренном режиме всю процедуру можно осуществить за четыре-шесть месяцев. Но еще в конце 2010 года (в пакете договорно-правовой базы ЕЭП) эти государства подписали международные соглашения об общих принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, призванные унифицировать законодательно в этой сфере. Сейчас же, по словам председателя ассоциации "Белбренд" Альберта Таипова, "единый механизм регистрации уже на подходе".

Примечательно, что к вопросу об унификации процедуры регистрации ТМ в рамках Таможенного союза участники решили вернуться именно сейчас — в разгар очередной "сырной" атаки России на Украину. Так, в начале месяца руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко высказал претензии к качеству украинских сыров. На этой неделе появился официальный перечень из 14 сыроваренных предприятий, качество продукции которых, по мнению Роспотребнадзора, вводит в заблуждение российских потребителей, нарушая "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". При этом, как утверждает Геннадий Онищенко, поставки украинского сыра могут быть ограничены вплоть со снятия его с реализации.

На фоне этих событий эксперты отмечают, что форсирование запуска единого механизма регистрации брендов может быть направлено как раз на ограничение импорта товаров, произведенных вне границ Таможенного союза. Прежде всего из Украины. Ведь европейские торговые марки, как правило, регистрируются по Мадридской системе в Международном бюро интеллектуальной собственности. Тогда же при подаче одной заявки предусматривается охрана марки одновременно в десятках стран, в том числе в странах ТС. Но украинские производители, особенно с большим количеством разноименных торговых марок, в целях экономии времени и средств редко регистрировали свои бренды в Международном бюро, предпочитая местные патентные органы. Поэтому именно они пострадают в первую очередь.

"Если на территории каждой отдельной страны Таможенного союза были зарегистрированы тождественные ТМ, принадлежащие разным владельцам, конечно могут возникнуть коллизии", — говорит Алина Сероштан, патентный поверенный Украины патентно-юридического агентства "Синергия". Ведь, к примеру, кондитерские компании в свое время были вынуждены придумывать разные названия для одних и тех же конфет для каждого участника Таможенного союза. Причина — дальновидность предпринимателей из этих стран, которые успевают застолбить раскрученные в Украине ТМ у себя на родине быстрее наших производителей. Как будет решаться в этом случае вопрос, пока не очень понятно. Но, скорее всего, украинским производителям придется регистрировать совершенно новые бренды, так как часть из используемых украинцами торговых марок в РФ, Беларуси и Казахстане окажутся просто "вне закона". Так  в свое время это произошло, например,  с "советскими" брендами, права на использование которых закрепила за собой Россия. Тогда те же украинские кондитеры были вынуждены придумывать "Белочку-Шалунью" (вместо "Белочки") и "Скворцов-удальцов" (вместо "Скворцов"), умножая стоимость своих затрат на их регистрацию в зависимости от количества экспортных рынков.

Учитывая, что у сыроваров, виноделов и водочников насчитывается по полтора-два десятка экспортно ориентированных торговых марок, а у крупных кондитеров их может быть по нескольку сотен, производителей ожидают достаточно ощутимые потери. По информации учредителя патентно-юридического агентства "Голдмарк" Татьяны Трембовецкой, ориентировочные минимальные затраты заявителя на регистрацию торговой марки в Беларуси (при стандартных сроках оформления документов) составляют порядка $1200 (с учетом гонорара патентного поверенного), в России — от $1400–1500, в Казахстане — около $1000. Впрочем, основные расходы компании понесут не из-за перерегистрации, а из-за необходимости выводить новоиспеченные бренды на внешний рынок.

Однако о грустном будущем в компаниях сейчас предпочитают не думать, от комментариев отказываются в надежде, что сложности удастся уладить. А вот эксперты настроены не столь оптимистично — после введения унификации на территории Таможенного союза их ожидает масса проблем с появлением одноименных ТМ.

Впрочем, проблемы могут возникнуть не только у действующих, но и у новых торговых марок. По мнению Татьяны Трембовецкой, новые правила Таможенного союза будут разработаны в основном по аналогии с правилами, регулирующими регистрацию торговой марки Евросоюза. "С одной стороны, это облегчит жизнь производителям, поскольку придется подавать всего одно (а не три) заявление на регистрацию. С другой — у данной практики есть один очень большой недостаток: отказ в регистрации хотя бы по одной из стран ЕС означает отказ в регистрации по всем остальным странам Евросоюза", — объясняет эксперт. По сути, украинским экспортерам, желающим поставлять свою продукцию в Беларусь или Казахстан, придется для этого получить согласие России. А она к нашим продуктам относится, мягко говоря, не очень благосклонно. 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Полина Светлова
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!