Главная Новости Мир Призрак всемогущества
commentss НОВОСТИ Все новости

Призрак всемогущества

Россия едва не продала Индии бракованный корабль

26 сентября 2012, 00:02
Поделитесь публикацией:
Призрак всемогущества

ЛЕГКИЙ авианосец "Викрамадитья" ("Всемогущий"), еще российский, но уже получивший индийское имя, в девичестве тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" отказался покидать историческую Родину. На испытаниях в Баренцевом море, при попытке дать полный ход, у будущей гордости индийского флота вышли из строя три паровых котла из восьми.

Передача корабля заказчику планировалась еще четыре года назад, но по финансовым и техническим причинам сроки постоянно срывались. Последней датой должно было стать 4 декабря 2012 года, но теперь говорят об октябре 2013‑го.

Котел КВГ–3Д — модернизация разработки 1982 года. С мая 2005‑го девять таких агрегатов изготовили на Балтийском заводе: один для стендовых испытаний и восемь для "Всемогущего". Однако эти котлы унаследовали главный недостаток предшественника — крайне малый ресурс, обусловленный исключительной требовательностью к качеству воды. Проблему не удалось решить на последних советских эсминцах типа "Сарыч", оснащенных КВГ–3, — нужно было перестраивать систему водоподготовки, что в силу ряда причин оказалось невозможным. Из 11 таких кораблей, сданных флоту в 1986–1993 годах, в строю остаются лишь три, еще два — в многолетнем ремонте.

Почему в ходе оплаченной заказчиком модернизации авианосца о дефекте забыли, остается загадкой. Как бы то ни было, к моменту выхода на ходовые испытания котлы гарантийный ресурс выработали. И если следствием аварии стало разрушение трубок пароперегревателя, то их придется импортировать. Например, из Украины — в России сталь для их изготовления не производят.

Эта ситуация, напоминающая скверный анекдот, типична для российского ОПК. Неудивительно, что рынки сбыта российских вооружений сжимаются. По сути, все более или менее успешные российские поставки техники сводятся либо к модернизации изделий, изготовленных в СССР, либо к продаже технической документации — опять-таки советской разработки. Но этот ресурс иссякает. Точка невозврата пройдена — оборонку в России можно только создать заново, с нуля. Восстанавливать уже нечего: производство умерло, оборудование устарело либо расхищено, специалисты состарились и ушли, не оставив смены. Еще 10–15 лет можно будет использовать советские разработки, но это предел.

На таком фоне бодрые реляции российских чиновников, вроде недавнего интервью Дмитрия Рогозина газете "Ведомости", выглядят виртуальной реальностью. В частности, при нынешнем состоянии ОПК вероятность того, что внедрение военных ноу-хау станет стимулом для гражданской промышленности, крайне невелика. Особенно если учесть, что в мире складывается обратная тенденция. В то же время шансы российских оборонщиков на ознакомление с новейшими технологиями в рамках кооперации с западными компаниями так же призрачны. Производственные циклы при изготовлении продукции для третьих стран практически не пересекаются. Российские танки с тепловизорами французского производства и самолеты с израильской авионикой — дело обычное, но совместные разработки в силу массы причин не задаются. К примеру, давняя история со скандальным дележом базовой документации на учебно-боевой Як–130 между ОКБ им. Яковлева и итальянской фирмой Aermacchi по‑прежнему на слуху: сейчас бывшие партнеры конкурируют на одних и тех же рынках. Сотрудничество в интересах ВС РФ также не панацея. В частности, на вертолетоносцы типа "Мистраль", которые Россия купила у Франции, будет устанавливаться отнюдь не новейшая боевая информационно-управляющая система SENIT–9, причем вокруг передачи кодов к ней развернулась настоящая дипломатическая баталия.

В этих условиях сотрудничество российского ОПК с украинским, в частности по темам Ан–124, Ан–70 и ряду других перспективных проектов, сопряжено для нашей стороны с немалыми рисками. Условием такого сотрудничества Москва считает права на интеллектуальную собственность и производство (о чем Рогозин напомнил в том же интервью) — то есть Украина рассматривается как донор технологий. Причем, учитывая традиционно неравноценный статус партнерства, такое донорство может дорого обойтись Украине. Оно дает россиянам возможность нейтрализовать конкурента, ведь на рынках третьих стран соперничество между нашими оружейниками становится все острее. И здесь необходима как минимум внятная и работающая программа развития оборонки, а также диверсификация партнерства в этой области. В противном случае украинский ОПК, который также проедает советский задел, ждет крах. 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Игорь Туркевич
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!