Главная Новости Мир Сепаратисты упрочат ЕС
commentss НОВОСТИ Все новости

Сепаратисты упрочат ЕС

Каталонизация сделает Евросоюз более управляемым

10 октября 2012, 10:03
Поделитесь публикацией:
Сепаратисты упрочат ЕС

СПУСТЯ три недели после зрелищного "праздника непослушания" каталонцев, когда полтора миллиона человек прошли по улицам Барселоны в поддержку независимости, парламент автономного сообщества установил дату референдума о самоопределении: он состоится одновременно с досрочными парламентскими выборами 25 ноября. К этому средству выяснения отношений с Мадридом каталонцы прибегают отнюдь не впервые. В 2009 году прошла серия консультативных местных референдумов по тому же вопросу — в ответ на крайне неспешное рассмотрение испанским конституционным судом устава автономии от 2006 года. Годом позже состоялась вторая серия — изза того, что суд завернул ряд положений устава (в частности, признание каталонцев отдельной нацией в составе Испании и предоставление сообществу большей экономической самостоятельности) как неконституционные.

В этот раз речь тоже идет о шантаже — в первую очередь экономическом. Каталония — один из наиболее развитых промышленных регионов королевства, и соответственно один из крупнейших доноров. Каталония ежегодно платит в казну на 12–16 млрд. евро больше, чем получает обратно, при этом долг сообщества достиг 40 млрд. евро. Так что за нынешней волной сепаратизма кроется естественное нежелание "кормить дармоедов".

Приснопамятная барселонская демонстрация предваряла встречу главы правительства Каталонии Артура Маса с премьером Испании Мариано Рахоем ради обсуждения фискального пакта. Однако Мадрид давлению не поддался, категорически отвергнув требование каталонцев самостоятельно определять уровень налоговых отчислений в госказну. Решение о досрочных выборах, которое Мас озвучил сразу после встречи, должно было стать вторым предупреждением. На волне возмущения националисты из правоцентристского альянса "Сближение и Союз", которым сейчас принадлежит 62 из 135 мест в парламенте, могут с легкостью набрать еще шесть мандатов, которые избавят их от кошмара коалиций. Однако спекуляциями на независимости они загнали себя в угол. За те четверть века, что "Сближение и Союз" было ведущей политической силой Каталонии, оно никогда не добивалось независимости — только расширения автономии. Да и граждан это вполне устраивало.

Однако теперь, по данным соцопросов, за выход из состава Испании могут проголосовать 51% населения сообщества — почти вдвое больше, чем в 2008 году, когда начался финансовый кризис. И хорошо если в оставшееся время удастся достигнуть компромисса с Мадридом.

А если нет? В отличие от прошлых предстоящий референдум объявлен национальным. Но позитивный его результат заведомо противоречит испанской конституции, которая запрещает выход из состава федерации в одностороннем порядке. Баскония в 2005 году пыталась пойти этим путем, но потерпела поражение.

Положим, однако, и эту проблему каталонцы решат. Допустим даже, им удастся обойти неизбежное вето Мадрида (и, вероятно, не его одного) на вступление в ЕС — это вполне возможно. Каталония столкнется с серьезными трудностями: доверие к ее бюджету, займам и обязательствам будет меньше, чем к федеративным. Впрочем, доверие к Испании тоже будет подорвано. В результате обе страны могут вылететь из еврозоны (впрочем, не факт, что и она переживет это потрясение).

Очевидно также, что Каталония создаст прецедент: несмотря на длинную очередь желающих, до сих пор в ЕС еще не появлялось новых держав. И этот парад суверенитетов может оказаться спасительным для Евросоюза.

Причиной сепаратизма всегда является эрозия консолидирующей идеи — того самого проекта "великой державы", который сглаживает противоречия и купирует недовольство. Но в рамках единой Европы такие проекты постепенно теряют привлекательность: величие требует все более конкретного определения. Разница между европейскими странами сводится не к идеологии, а к уровню жизни. Так что главным стимулом и основным критерием здесь становится благосостояние. Но именно эгоистичное стремление к благосостоянию на уровне держав­членов и несет угрозу союзу. Оно сначала спровоцировало кризис в ЕС, а теперь мешает его преодолеть.

Однако это лишь следствие его нынешней структуры. Причина же — в отсутствии четкого и эффективного механизма управления. Консенсусная модель принятия решений все менее приемлема. С одной стороны, найти решение, которое устроит всех 27 членов союза, сложно. Да и несправедливо давать карликам с малочисленным населением и слабой экономикой такие же возможности влияния на экономику объединения, что и гигантам. С другой стороны, обычная система голосования простым большинством и пропорционального распределения голосов между странамиучастницами согласно численности их населения чревата другой крайностью. Стоит четырем из пяти европейских тяжеловесов (Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании) договориться между собой — и на остальные страны ЕС можно не обращать внимания. Именно стремление балансировать между этими крайностями привело к тому, что Лиссабонский договор не исключает возможностей повторения нынешнего кризиса еврозоны, а попытки Ангелы Меркель создать полноценную надгосударственную управленческую структуру с широкими контролирующими полномочиями не достигают успеха.

Но все наладится, если тяжеловесы чуток похудеют. На самом деле Евросоюзу стоит поощрять сепаратизм: единство не просто в многообразии, как гласит его девиз, а в раздробленности. И если Восточная и Северная Европа исчерпали этот "ресурс" еще до вступления в ЕС, то на Западе и Юге он по-прежнему остается.

За Каталонией, по всей видимости, последует Баскония и, возможно, Галисия — так что Испании придется либо думать над конфедерацией, либо смириться с потерей.

Лига Севера, которая выступает за независимость северных провинций и провозглашение на их территории государства Падании, уже много лет держится в мейнстриме итальянской политики.

В Британии могут набраться решимости шотландские националисты, которые запланировали подобный референдум на 2014 год, но тоже колеблются. И не исключено, что за Шотландией последуют Уэльс и Северная Ирландия.

В унитарной Франции проблемы раскола нет. Но ей принадлежат значительные территории Страны Басков и Каталонии. Кроме того, французские СМИ периодически сообщают о взаимодействии сепаратистов Корсики и Бретани, о растущем интересе к национальным языкам в Бургундии, Лангедоке, Провансе и Эльзасе.

В Германии о независимости какогонибудь Мекленбурга не задумываются даже маргиналы. Однако еще меньше века назад Саксония и Бавария сохраняли остатки суверенитета, а споры между федеральными землями на тему "кто кого кормит" — обычное дело. А экономические трудности — отличная почва для сепаратизма, так что Германия тоже отнюдь не застрахована.

Разумеется, превращение нескольких исторических регионов в средние по большинству показателей европейские державы не будет сопровождаться ни изменением внешних границ ЕС, ни разрывом экономических связей, ни сломом правовой системы, ни потоками беженцев. Единственное насилие, которым это чревато, — это насилие над амбициями "игемонов". Те самые национальные сантименты, которые поставили крест на европейской конституции, в перспективе могут послужить превращению ЕС в полноценную федерацию. Или наоборот — окончательно его похоронят. 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Алексей Кафтан,
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!